Дело №2а-511/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великие Луки 18 мая 2018 года
Великолукский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Красиковой Т.В.,
при секретаре Беллавиной И.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области к Хорунжеву ФИО6 о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 2 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Хорунжеву В.П. о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, а именно: пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» - 0 рублей 25 копеек; земельный налог с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» - 3784 рубля, пени – 13 рублей 53 копейки; налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» - 21 рубль; налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» - 100 рублей, пени – 0 рублей 39 копеек.
В обоснование административного иска указано, что Хорунжев В.П. является владельцем недвижимого имущества: объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, право на объект зарегистрировано 15 мая 1997 года; иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес> с условным номером №, право на объекты зарегистрировано 27 июня 2011 года; магазина, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, право на объект зарегистрировано 14 марта 2006 года; объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, право на объект зарегистрировано 27 июня 2011 года.
Согласно налоговому уведомлению №714701 от 9 апреля 2015 года за 2014 год подлежит уплате налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» в размере 21 рубль, налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» в размере 100 рублей. Уведомление направлено заказным письмом 10 июня 2015 года. Требование истца №23518 об уплате в добровольном порядке недоимки по налогу на имущество, направленное ответчику заказным письмом 26 октября 2015 года в соответствии со статьей 69 НК РФ, не исполнено в срок до 8 декабря 2015 года.
Хорунжев В.П. является владельцем недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Согласно налоговому уведомлению №714701 от 9 апреля 2015 года за 2014 год подлежит уплате земельный налог с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» - 69 рублей 00 копеек, земельный налог с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» - 3784 рубля, пени – 13 рублей 53 копейки. Уведомление направлено заказным письмом 10 июня 2015 года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 52 НК РФ. Требование истца №23518 об уплате в добровольном порядке недоимки по земельному налогу, направленное ответчику заказным письмом 26 октября 2015 года в соответствии со статьей 69 НК РФ, не исполнено в срок до 8 декабря 2015 года.
В соответствии со статьей 75 НК РФ при нарушении сроков уплаты налога начисляются пени. Таким образом, пеня по земельному налогу с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» составила 13 рублей 53 копейки, в доход муниципального образования «Шелковская волость» 00 рублей 25 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» составила 00 рублей 39 копеек. На основании вышеизложенного административный истец просит взыскать с Хорунжева В.П. вышеуказанные суммы недоимок.
Одновременно, МИФНС России №2 по Псковской области подано в суд ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, в обоснование которого указано, что срок для взыскания неуплаченных налогов и пени пропущен инспекцией в связи с тем, что налоговая инспекция основывалась на презумпции добросовестности налогоплательщика.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Хорунжев В.П., будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание так же не явился.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (о взыскании обязательных платежей и санкций).
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 указанной статьи закона административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статей 357, 388, 400 НК РФ, налогоплательщиками налогов признаются, в том числе, лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей; физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный и земельный налоги, налог на имущество соответственно на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с частью 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 Закона «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 09 декабря 1991 года (ред. №96-ФЗ от 29 июня 2012 года) налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Решением Великолукской городской Думы «О налоге на имущество физических лиц» №26 от 24 ноября 2010 года установлены ставки по налогу на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Великие Луки».
Решением Собрания депутатов сельского поселения «Шелковская волость» №87 от 02.11.2009 установлены ставки по налогу на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Шелковская волость».
Хорунжев В.П. является владельцем недвижимого имущества: объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером № право на объект зарегистрировано 15 мая 1997 года; иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес> с условным номером №, право на объект зарегистрировано 27 июня 2011 года; магазина, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, право на объект зарегистрировано 14 марта 2006 года; объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, право на объект зарегистрировано 27 июня 2011 года.
Согласно налоговому уведомлению №714701 от 9 апреля 2015 года за 2014 год подлежит уплате налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» в размере 21 рубль, налог на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» в размере 100 рублей. Уведомление направлено заказным письмом 10 июня 2015 года. Требование истца №23518 об уплате в добровольном порядке недоимки по налогу на имущество, направленное ответчику заказным письмом 26 октября 2015 года в соответствии со статьей 69 НК РФ, не исполнено в срок до 8 декабря 2015 года. Данное требование так же исполнено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Хорунжев В.П. является владельцем недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно налоговому уведомлению №714701 от 9 апреля 2015 года за 2014 год подлежит уплате земельный налог с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «Шелковская волость» - 69 рублей 00 копеек, земельный налог с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» - 3784 рубля, пени – 13 рублей 53 копейки. Уведомление направлено заказным письмом 10 июня 2015 года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 52 НК РФ. Требование истца №23518 об уплате в добровольном порядке недоимки по земельному налогу, направленное ответчику заказным письмом 26 октября 2015 года в соответствии со статьей 69 НК РФ, не исполнено в срок до 8 декабря 2015 года. Сумма налога в размере 69 рублей оплачена налогоплательщиком несвоевременно, в связи с чем начислены пени в размере 00 рублей 25 копеек.
В соответствии со статьей 75 НК РФ при нарушении сроков уплаты налога начисляются пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от уплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, пеня по земельному налогу с физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» составила 13 рублей 53 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки» составила 0 рублей 39 копеек.
В соответствии со статьёй 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, инспекция должна была обратиться в суд за взысканием недоимки по налогу с ответчика не позднее 8 июня 2016 года, однако с настоящим иском налоговый орган обратился в суд только 9 апреля 2018 года, то есть за истечением установленного срока.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с иском в суд. Однако суд не находит уважительных причин для восстановления пропущенного срока.
Довод представителя налогового органа о том, что срок для взыскания неуплаченных налогов и пени пропущен инспекцией в связи с тем, что налоговая инспекция основывалась на презумпции добросовестности налогоплательщика, не является основанием для восстановления пропущенного срока для обращения с настоящим иском в суд.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 5 статьи 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска налогового органа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области к Хорунжеву ФИО7 о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Т.В. Красикова