НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Веденского районного суда (Чеченская Республика) от 27.03.2018 № 2А-35/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

27 марта 2018 года <адрес>

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре Гудаевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-35/2018 по административному иску прокурора Веденского района ЧР, в порядке ст.218 КАС РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Веденского района ЧР, в порядке ст. 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой Веденского района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой в деятельности администрации Тевзанинского сельского поселения (далее – Администрация) выявлены нарушения законов, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В ст. 6 названного Федерального закона определено, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).

В силу требований ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая ими в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, в том числе информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, а именно: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

По результатам проведенной проверки установлено, что Администрацией создан официальный сайт с электронным адресом www.tevzana-sp.ru, на котором размещается информация о деятельности Администрации и совета депутатов Тевзанинского сельского поселения.

Вместе с тем, проведенный мониторинг официального сайта Администрации показал, что на нем вопреки требованиям Федерального закона № 8-ФЗ не размещены проекты нормативных правовых актов и сами НПА, принятые Администрацией и советом депутатов Тевзанинского сельского поселения в 2017 году, а именно: о порядке размещения сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации сельского поселения, и членов их семей на официальном сайте администрации сельского поселения Тевзанинского муниципального района для опубликования (проект); об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной планы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования утверждении порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы (проект): о порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования (проект и НПА); положение о системе мотивации профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих (проект); об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (проект и НПА); об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов муниципального образования, включая подведомственные муниципальные казенные учреждения (НПА); о создании Единой комиссии по осуществлению закупок администрации МО, структурных подразделений администрации, учреждений, подведомственных администрации (НПА); об утверждении Порядка и организации проведения мониторинга федерального законодательства, законодательства Чеченской Республики и ревизии муниципальных правовых актов муниципального образования на соответствие вновь принятым нормативным правовым актам Российской Федерации и Чеченской Республики (НПА); об утверждении Методики прогнозирования поступления неналоговых доходов бюджета муниципального образования, главным распорядителем, которых является администрация муниципального образования (проект и НПА); положение о тарифной комиссии администрации муниципального образования (НПА).

Представитель административного истца - помощник прокурора Веденского района ЧР Аюбова Э.С-А., в суд явилась и в ходе судебного заседания, подтвердив обстоятельства дела, изложенные в административном иске, административные исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - глава администрации Тевзанинского сельского поселения – Зумаев Р.А., в суд явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что выявленные нарушения стали возможными по причине халатности и незнания должностными лицами ответственными за данное направление деятельности действующего законодательства, своих должностных обязанностей в указанной части.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции вправе и может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Судом установлено, что вопреки изложенным выше требованиям федерального законодательства административным ответчиком – главой администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР не приняты меры по размещению проектов нормативных правовых актов и самих НПА, принятых Администрацией и советом депутатов Тевзанинского сельского поселения в 2017 году, а именно: о порядке размещения сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации сельского поселения, и членов их семей на официальном сайте администрации сельского поселения Веденского муниципального района для опубликования (проект); об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной планы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования утверждении порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы (проект): о порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования (проект и НПА); положение о системе мотивации профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих (проект); об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (проект и НПА); об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов муниципального образования, включая подведомственные муниципальные казенные учреждения (НПА); о создании Единой комиссии по осуществлению закупок администрации МО, структурных подразделений администрации, учреждений, подведомственных администрации (НПА); об утверждении Порядка и организации проведения мониторинга федерального законодательства, законодательства Чеченской Республики и ревизии муниципальных правовых актов муниципального образования на соответствие вновь принятым нормативным правовым актам Российской Федерации и Чеченской Республики (НПА); об утверждении Методики прогнозирования поступления неналоговых доходов бюджета муниципального образования, главным распорядителем, которых является администрация муниципального образования (проект и НПА); положение о тарифной комиссии администрации муниципального образования (НПА).

Названные нарушения расцениваются, как ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства, поскольку в соответствие со ст.7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является одним их основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.

Пунктами 2, 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является законность, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.

Не размещение названной информации на официальном сайте Администрации нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, снижает качество административно-управленческих процессов, что может способствовать коррупционным проявлениям.

Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для признания бездействия администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер в сфере исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Веденского района ЧР, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в не размещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» проектов нормативных правовых актов и самих нормативно-правовых актов, а именно:

- о порядке размещения сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации сельского поселения, и членов их семей на официальном сайте администрации сельского поселения Веденского муниципального района для опубликования (проект);

- об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной планы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования утверждении порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы (проект):

- о порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования (проект и НПА);

- положение в системе мотивации профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих (проект); об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (проект и НПА);

- об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов муниципального образования, включая подведомственные муниципальные казенные учреждения (НПА);

- о создании Единой комиссии по осуществлению закупок администрации МО, структурных подразделений администрации, учреждений, подведомственных администрации (НПА);

- об утверждении Порядка и организации проведения мониторинга федерального законодательства, законодательства Чеченской Республики и ревизии муниципальных правовых актов муниципального образования на соответствие вновь принятым нормативным правовым актам Российской Федерации и Чеченской Республики (НПА);

- об утверждении Методики прогнозирования поступления неналоговых доходов бюджета муниципального образования, главным распорядителем, которых является администрация муниципального образования (проект и НПА);

- положение о тарифной комиссии администрации муниципального образования (НПА).

Обязать администрацию Тевзанинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, разместить на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» тексты муниципальных правовых актов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и прокуратуру в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев