НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Варгашинского районного суда (Курганская область) от 26.09.2023 № 2А-462/2023

Дело № 2а-462/2023

УИД 45RS0003-01-2023-000505-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Варгаши 26 сентября 2023 года

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее – УФНС России по Курганской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени. В обоснование требований указывает, что в период с 2004 года по настоящее время административный ответчик является собственником жилого дома, с кадастровым номером , с 2001 года по настоящее время – собственником земельного участка, с кадастровым номером , с 2010 года по 20.10.2017 – собственником 0,14 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером . Соответственно, ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговым органом начислялись налогоплательщику соответствующие налоги, однако ФИО1 в установленные в требованиях сроки не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018, 2019 года, а также по уплате земельного налога за 2019 год. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленные в требованиях сроки, налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки, которые также не оплачены административным ответчиком. Просил суд взыскать с ФИО1 образовавшуюся задолженность по налогам и пени в общей сумме 5 297,31 руб., из которых налог на имущество физических лиц на сумму 4 749 руб., начисленные пени на сумму 469,06 руб., земельный налог за 2019 год в размере 77 руб., начисленные пени в размере 2,25 руб.

В ходе рассмотрения дела в связи с добровольной частичной оплатой административным ответчиком выставленной задолженности УФНС России по Курганской области в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) уменьшило сумму административных исковых требований. Просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени в общей сумме 2 917,40 руб., из которых налог на имущество за 2019 год в размере 2404 руб., начисленные пени в размере 434,15 руб., земельный налог за 2019 год в размере 77 руб., начисленные пени в размере 2,25 руб.

Представитель административного истца в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, на измененных административных требованиях настаивал.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании относительно заявленных требований возражал. Считал, что имеет право на льготу по уплате земельного и имущественного налога за 2019 год, как предпенсионер, которая не была применена налоговым органом при расчете подлежащей уплате суммы налога. Указал, что Федеральным законом № 378-ФЗ от 30.10.2018 «О внесении изменений в ст. ст. 391 и 407 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что если предпенсионер уведомил налоговый орган о возникновении у него льготы по налогу, то налог за указанный период не исчисляется. Ссылался, что он таким правом воспользовался, уведомил 30.09.2020 налоговую инспекцию о возникновении у него статуса предпенсионера. Полагал, что поскольку налог за 2019 г. исчисляется во втором календарном периоде 2020 года, в период его исчисления налоговый орган был уведомлен о возникновении у ФИО1 статуса предпенсионера, соответственно, налоговый орган должен был предоставить льготу при исчислении налогов за 2019 год. По измененным требованиям указал, что административным истцом к взысканию выставлены пени в размере 434,15 руб. без указания периода их начисления. Из буквального толкования измененного иска следует, что пени начислены за 2019 год, что не соответствует действительности. В настоящее время ФИО1 поступило новое налоговое требование, где размер пени уже исчислен в еще большем размере.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания. Обстоятельств для признания обязательной явки данного лица, как о том ходатайствовал административный ответчик, суд не усмотрел.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 с. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Согласно положениям ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания строения сооружения, помещения.

Пунктом 1 ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ст. 75 НК РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и взносах сроков уплаты налогов, сборов предусмотрена уплата пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, взносов и пеней в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пени.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 13.12.2004 зарегистрирован жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; с 31.12.2001 – земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу нахождения жилого дома, с 2010 года по 20.10.2017 – 0,14 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Таким образом, административный ответчик является плательщиком имущественного и земельного налога.

Названные налоги исчислены налоговым органом за соответствующие налоговые периоды.

В силу ст. 409 НК РФ налогоплательщик ФИО1 обязан был уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год не позднее 01.12.2017, за 2017 год не позднее 03.12.2018, за 2018 год не позднее 02.12.2019, за 2019 год не позднее 01.12.2020.

ФИО1 в установленный срок не исполнил обязанность по оплате налога на имущество за 2016, 2017, 2018 и 2019 год, на имеющуюся недоимку в силу ст. 75 НК РФ ему были начислены пени.

Согласно ст. 393, 397 НК РФ земельный налог за 2019 год налогоплательщики должны были уплатить не позднее 01.12.2020.

ФИО1 в установленный законом срок не исполнил обязанность по оплате земельного налога, на имеющуюся недоимку ему были начислены пени.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 были направлены требования об уплате задолженности по налогу и пени: требование № 4734 от 12.02.2020 об уплате задолженности по налогу на имущество за 2018 год в размере 2345 руб. и пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в размере 34,91 руб. со сроком уплаты по требованию до 07.04.2020; требование № 2411 от 16.06.2021 об уплате задолженности по налогу на имущество за 2019 год в размере 2 404 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 15.06.2021 в размере 70,55 руб. со сроком уплаты по требованию до 23.11.2021; требование № 14656 от 09.07.2019 об уплате задолженности по пени по недоимке налога на имущество на общую сумму 363,60 руб., начисленные на задолженность по налогу за 2016 год за период с 12.02.2018 по 08.07.2019 в размере 269,56 руб., по налогу за 2017 год за период с 28.01.2019 по 08.07.2019 в размере 94,04 руб., со сроком уплаты по требованию до 05.11.2019; требование № 2411 от 16.06.2021 об уплате задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 77 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 15.06.2021 в размере 2,25 руб., срок уплаты по требованию до 23.11.2021.

Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается почтовыми реестрами, факт получения указанных документов при рассмотрении дела ФИО1 не оспаривал.

В установленные в требованиях сроки ФИО1 недоимку по налогу в полном объеме не погасил, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Согласно сведениям Варгашинского РО УФССП России по Курганской области судебный приказ № 2а-420/2023 на принудительное исполнение не поступал.

Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения за судебной защитой УФНС России по Курганской области с настоящим административным иском.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 10.08.2023 в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

В рассматриваемом деле взыскиваемая задолженность обеспечена судебным приказом № 2а-420/2023, постановленным мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа.

Взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы обеспечено вступившими в законную силу решениями Варгашинского районного суда Курганской области от 11.12.2018 и 23.07.2020 по административным делам № 2а-363/2018 и 2а-104/2020 соответственно.

Таким образом, налоговым органом не нарушена процедура и сроки обращения с настоящими требованиями в суд.

Расчет задолженности по налогу и пени соответствует требованиям налогового законодательства, судом проверен, признан арифметически верным.

В ходе рассмотрения дела в связи с частичной оплатой административным ответчиком задолженности истец уменьшил административные исковые требования, предъявив к взысканию задолженность по налогам и пени в общей сумме 2 917,40 руб., из которых налог на имущество за 2019 год в размере 2404 руб., начисленные пени в сумме 434,15 руб., земельный налог за 2019 год в размере 77 руб., начисленные пени в размере 2,25 руб.

Факт оплаты ФИО1 задолженности по требованию № 4734 от 12.02.2020 в виде налога на имущество за 2018 год в размере 2345 руб. и пени, начисленных за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в размере 34,91 руб., подтверждается представленными в материалы дела чеками от 11.09.2023, и не оспаривался административным истцом.

При рассмотрении дела административный ответчик указал, что имеет право на льготу по уплате земельного и имущественного налога за 2019 год, как предпенсионер по достижении возраста 60 лет, которая не была применена налоговым органом при расчете подлежащей уплате суммы налога.

В подтверждении своей позиции ФИО1 ссылался на направление в адрес налоговой инспекции уведомления о достижении статуса предпенсионера, которое представлено в материалы дела.

Проверяя указанные доводы, суд отмечает следующее.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу по уплате имущественного налога имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание

Согласно подп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговые льготы установлены для лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на 31.12.2018.

Условия назначения страховой пенсии по старости предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Одним из необходимых условий, по совокупности которых устанавливается пенсия, является соответствующий пенсионный возраст. В частности, на 31.12.2018 страховая пенсия по старости назначалась по достижении мужчиной 60 лет, женщиной 55 лет (ч. 1 ст. 8 указанного закона).

Пунктом 2 ст. 407 НК РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Пунктом 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий лиц, имеющих право на льготу (в том числе на пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста для мужчин достигших 60 летнего возраста).

В соответствии с п. 6.1 ст. 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в порядке п. 5 настоящей статьи производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого налогоплательщик желает применить налоговый вычет, предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого у лица возникло право на применение льготы.

В соответствии с п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, предоставляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе предоставить суду документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, федеральные льготы при налогообложении предоставляются физическому лицу, за налоговый период, в котором у налогоплательщика возникло советующее право на налоговую льготу.

Из ответа ОСФР по Курганской области на запрос суда от 31.08.2023 исх. № 45-13/1677 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц предпенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшем по состоянию на 31.12.2018 (подп. 9 п. 5 ст. 391, подп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ). С ДД.ММ.ГГГГФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.

Таким образом, ФИО1, достигший 60-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом периоде 2019 года, не являлся лицом, предпенсионного возраста, поскольку указанный статус у него возник только в 2020 году, следовательно, указанное лицо в 2019 году не мог пользоваться налоговыми льготами, а потому начисление налогов за указанный налоговый период без применения льгот является правомерным.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщику ФИО1 налог на имущество физических лиц за 2020 год и последующие годы не начислялся. Исчисление земельного налога за 2020 год, 2021 год произведено с предоставлением налогового вычета на величину кадастровой стоимости, что соответсвует требованиям действующего законодательства.

Представленный административным ответчиком в материалы дела ответ Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 13.01.2021 исх. № 45-11/04-2-2021 на обращение гражданина ФИО1, вопреки позиции ответчика, не опровергает позицию налогового органа и выводы суда о том, что ФИО1 в налоговом периоде 2019 года не являлся лицом, предпенсионного возраста. В указанном письме также даются разъяснения действующего законодательства, согласно которым с 2019 года предпенсионерам предоставляются имущественные льготы, которые ранее предоставлялись только пенсионерам. При этом, федеральные льготы при налогообложении за 2019 год предоставляются физическим лицам, которые в данном налоговом периоде приобрели статус пенсионера или предпенсионера.

Аналогичные разъяснения ФИО1 давала Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области в письме от 30.12.2020 исх. № 08-19/09085.

Иное толкование ФИО1 действующего законодательства является ошибочным.

Доказательств погашения заявленной в настоящем иске с учетом изменения административных требований задолженности, административным ответчиком не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд, проверив порядок начисления, процедуру взыскания задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Курганской области.

Вместе с тем, суд соглашается с возражениями административного ответчика, что УФНС России по Курганской области в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 123.6 КАС РФ не указал в измененном исковом заявлении период, за который взыскиваются пени в размере 434,15 руб. Однако, указанное нарушение не является существенным и не влечет отказ в удовлетворении требований в данной части, поскольку периоды взыскания пени прослеживаются согласно представленным в материалы дела сведениям о налоговой задолженности налогоплательщика ФИО1 Суд находит необходимым отразить периоды взыскания задолженности в резолютивной части решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет.

При подаче административного иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому она в размере 400 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2404 руб., начисленные пени на недоимку по указанному налогу за период с 02.12.2020 по 15.06.2021 в размере 70,55 руб., начисленные пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 12.02.2018 по 08.07.2019 в размере 269,56 руб., начисленные пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 28.01.2019 по 08.07.2019 в размере 94,04 руб.; земельный налог за 2019 год в размере 77 руб., начисленные пени на недоимку по указанному налогу за период с 02.12.2020 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,25 руб., всего взыскать задолженность по налогам и пени на общую сумму 2 917 (Две тысячи девятьсот семнадцать) руб., 40 коп.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) в доход местного бюджета Варгашинского муниципального округа Курганской области государственную пошлину в сумме 400 (Четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года.

Судья О.В. Гончар