НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ванинского районного суда (Хабаровский край) от 18.02.2020 № 2-1136/19

Дело № 2-21/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Молчановой Ю.Е.,

при секретаре Никулиной Е.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю ФИО2, действующей на основании доверенности от 26.12.2019 № 02-23/20745, сроком до 31.12.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю о возврате излишне уплаченных взносов, признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю о возврате излишне уплаченных взносов. В обоснование заявленных исковых требований указала, что до 01.02.2019 г. ФИО1 была зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя плательщика страховых взносов, состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по Хабаровскому краю, применяя упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Начиная с 2015 года, когда истица одновременно являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), страховые взносы, подлежащие уплате, исчислялись без учета ее расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отраженных в налоговых декларациях по УСН. Согласно квартальным декларациям по ЕНВД за 4 квартал 2017 года, налоговая база по ЕНВД составила 1 664 748 рублей. За 2017 год ФИО1 задекларировала доходы по УСНО в сумме 41 268 539 рублей, расходы в сумме 37 877 823 рубля, в связи с чем, налоговая база ставила 5 054 464 рубля (1 664 748 рублей (ЕНВД), 3 390 716 рублей (УСНО). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год уплачены на сумму 70 954, 64 руб. При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате, была определена ответчиком без учета расходов (187200 руб.). Соответственно, помимо внесенных 70 954, 64 руб. со счета была списана сумма в размере 116 245,36 руб. Страховые взносы за 2017 год, взысканные по решению налогового органа от 23.07.2018 г. № 22261 в сумме 116339,90 руб. (в том числе пени в размере 94,54 руб.) исчислены без учета расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отраженных в налоговых декларациях по УСН. С учетом увеличения исковых требований просит обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю возвратить ФИО1 сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 116245 рублей 36 копеек, пени в размере 94 рубля 54 копейки, распределить судебные расходы, признать незаконным начисление задолженности по страховым взносам за 2018 год в сумме 187693,59 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования уточнила, просила признать незаконным действия Межрайонной ИФНС Росии №5 по Хабаровскому краю по выставлению ей задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 186294,48 руб. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила суду вышеизложенное, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, согласно статье 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. Из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248. 249 и 250 Налогового Кодекса РФ, доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предпринимателями, применяющими УСН. является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов. Для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), в целях применения положений пункта 1 статьи 430 Кодекса доход учитывается в соответствии со статьей 346.29 Кодекса, исходя из размера вмененного дохода. Индивидуальные предприниматели, использующие более одного режима налогообложения, - доходы от деятельности суммируются (подпункт 6 пункта 9 статьи 430 Кодекса). В период осуществления деятельности ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов на ОПС, и применяла в соответствии с осуществляемыми видами деятельности специальные режимы налогообложения, в виде УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и ЕНВД. Плательщиком НДФЛ предприниматель не являлась. В 2017 году применяли специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, при этом плательщиком налога на доходы физических лиц, не являлась. Согласно представленным ИП ФИО1 налоговым декларациям за 2017 год, доход составил 42 872 891,00 руб. Инспекцией установлено, что по состоянию на 06.07.2018г. (срок уплаты страховых взносов на ОПС (1% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.) за 2017 год) у ИП ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 130 395,72 руб., в том числе пени - 106,42 рублей. Инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено требование от 06.07.2018 № 197568 с добровольным сроком уплаты до 18.07.2018 г. Предпринимателем в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности не исполнена, в связи с этим 24.07.2018г. в принудительном порядке взысканы страховые взносы в сумме - 116 245, 36 руб. В соответствии с п. 1 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 Кодекса. В карточке расчета с бюджетом ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на ОПС в размере - 179 873, 02 руб. и по пени в сумме - 7 801, 49 руб., в связи с чем, основания для осуществления возврата денежных средств отсутствуют. Кроме того, довод заявителя о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, считают ошибочным, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен Кодексом только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Кодекс не содержит. В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, в целях рассмотрения возможности учета вычетов по НДФЛ при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также анализировал указанные положения пункта 9 статьи 430 Кодекса. При этом в постановлении отмечено, что пункт 9 статьи 430 Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210 Кодекса, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы. Учитывая, что в рассматриваемом деле рассматривалась ситуация, в которой налогоплательщик уплачивает НДФЛ (находится на общем режиме налогообложения и Конституционный Суд Российской Федерации делает ссылку на статью 210 Кодекса (определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц), то при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать особенности определения налоговой базы по УСН и руководствоваться только статьей 346.15 Кодекса. При таких обстоятельствах проведение аналогии между общей системой налогообложения, при которой предпринимателями уплачивается налог на доходы физических лиц и упрощенной системой налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, невозможно, в связи с чем, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П. в таком случае, применению не подлежит, расчет страховых взносов на ОПС в указанной ситуации производится без учета понесенных предпринимателем расходов. Также на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно письму Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, Налоговым Кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Кодекс не содержит. Таким образом, исходя из положений налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения, из правоприменительного подхода, сформированного Верховным судом Российской Федерации, при определении размера страховых взносов на ОПС за 2017 год ФИО1 не вправе учитывать расходы и как следствие руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 в данной части отказать в полном объеме. Требования ФИО1 о признании незаконным начисления задолженности по страховым взносам за 2018 год, просит оставить без удовлетворения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае №2, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленного отзыва, пояснил, что Конституционный суд РФ пришел к выводу о том, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Поскольку в Постановлении № 27-П не содержатся разъяснения, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного суда РФ подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с 02.12.2016 г. В связи с этим, после 02.12.2016 г. обязательства по уплате страховых взносов плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, должны формироваться исходя из размера его доходов за вычетом расходов, связанных с получением дохода. Исходя их вышеизложенного, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016г. (требования, по которым были направлены территориальным органом ПФР до 02.12.2016г.) следует производить в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на 01.01.2017г. в случаях обращений индивидуальных предпринимателей в ПФР по данному вопросу. В случае если указанные требования по состоянию на 01.01.2017г. исполнена индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016г. может быть произведен только на основании судебного решения. В силу положений ст. 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую {Залогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочиями по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, обладают только органы ПФР на основании письменного заявления страхователя. В связи с тем, что Артемова И.Д, обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2017 год, Центр № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае не может принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, т.к. полномочиями по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов после 01.01.2017 обладает Межрайонная ИФНС № 5 по Хабаровскому краю.

Суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 22 части 1 пункта 1 и части 3 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов, которые подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и в ходе рассмотрения дела заявлены требования об оспаривании действий налогового органа, подлежащие рассмотрению по правилам КАС РФ, с учетом того, что разделение данных требований невозможно в целях полного исследования обстоятельств дела, суд считает необходимым рассматривать заявленные Артеомовой И.Д. требования по правилам гражданского судопроизводства.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела (уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе, выписке из ЕГРИП), ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по Хабаровскому краю и являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, применяя упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно материалам дела (налоговым декларациям за 2017 год) доход ИП ФИО1 составил 42 872 891,00 руб., в том числе: по УСН - 41 268 539 руб. (строка 213 налоговой декларации по УСН за 2017 год, представленной заявителем в налоговый орган 02.03.2018); по ЕНВД - 1 664 748 руб. (сумма строк 100 налоговых деклараций по ЕНВД за 1-4 кварталы 2017 года, представленных заявителем в Инспекцию 17.04.2017 г., 14.07.2017г., 13.10.2017г., 15.01.2018 г., соответственно).

С учетом изложенного, размер страховых взносов на ОПС (1% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.), неуплаченных ИП ФИО1 за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 (перенос с 01.07.2018г. в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Кодекса), рассчитан следующим образом: (42 933 287 - 300 000) * 1% = 426 332,87 руб. - общая сумма 1% с учетом доходов по УСН и ЕНВД, полученных заявителем в 2017 году, и отраженных в налоговых декларациях; 187 200,00 руб. - максимальный размер страховых взносов на ОПС, подлежащий уплате за 2017 год (с учетом абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса);

130 395,72 руб. (187 200,00 - 23 400,00 - 33 404, 28) - сумма неуплаченных ИП ФИО1 страховых взносов на ОПС за 2017 год (с учетом уплаченных за 2017 год 10.11.2017г. в сумме 23 400,00 руб. страховых взносов на ОПС в фиксированном размере и 28.03.2018г. в сумме 33 404,28 руб. страховых взносов на ОПС с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб.).

Таким образом, по состоянию на 06.07.2018г. (срок уплаты страховых взносов на ОПС (1% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.) за 2017 год) у ИП ФИО1 имелась задолженность по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 130 395,72 руб., в том числе пени - 106,42 рублей (требование № 197568 от 06.07.2018 г.).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате, была определена истцом в общей сумме 70954,64 рублей, которые были уплачены (10.11.2017г. в сумме 23 400,00 руб., 28.03.2018г. в сумме 33 404,28 руб., 11.07.2018г. в сумме 14 150,36 руб.).

24.07.2018 года со счета истца в принудительном порядке взысканы страховые взносы в сумме - 116 245, 36 руб., без учета расходов истца.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период), плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

Согласно пп. 3,4 п. 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: - для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса; для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса;

Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 этой же статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16 указанного Кодекса расходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 г. № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 с. 14 Закона № 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция применима и в отношении предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом признание Закона № 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ, не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, удержание с истца страховых взносы в размере 116 245,36 рублей и пени в размере 94,54 руб., произведенное без учета расходов истца, является неправомерным, а вышеуказанная сумма страховых взносов является излишне уплаченной.

Доводы ответчика со ссылкой на Письма Минфина России, в том числе Письмо от 12 февраля 2018 года N 03-15-07/8369 о том, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ не учитываются при определении суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, отклоняются судом. Указанные Письма Минфина России не были официально опубликованы и не могут учитываться в качестве руководящего разъяснения для правоприменения.

Относительно того, что Письмо Минфина России от 12 февраля 2018 года N 03-15-07/8369 являлось предметом проверки Верховного Суда РФ, которым было поддержано изложенное в Письме толкование норм налогового законодательства, суд считает необходимым обратить внимание на изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 28 ноября 2017 года N 34-П правовую позицию, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом - исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (статья 54 Конституции Российской Федерации), ухудшающему положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), - не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).

Согласно п.1.1 ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п.4, п.5 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Согласно карточки расчета с бюджетом за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на ОПС в размере - 179 873, 02 руб. и по пени в сумме - 7 801, 49 руб.

08.08.2019г. ФИО1 подано обращение (вх. от 09.08.2019 № 01708) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2017г. в сумме 116339,90руб. В ответ на обращение Инспекцией направлен ответ от 05.09.2019г. № 05-40/14133, согласно которого в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2017 г., отказано, кроме того сообщено, что по состоянию на 05.09.2019 г. у ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам в общей сумме 184119,02 рублей.

Истцом заявлены требования о признании действий по выставлению указанной задолженности незаконной.

Как следует из отзыва ответчика, а также произведенного им расчёта, согласно представленным ФИО1 налоговым декларациям за 2018 год, доход составил 49174194 руб., в том числе по УСН – 47861337 руб., по ЕНВД – 1312857 руб. С учетом изложенного, размер страховых взносов на ОПС (1% с суммы дохода, превышающий 300000 руб.) х1% = 488741,94 руб., общая сумма 1% с учетом доходов по УСН и ЕНВД, полученных заявителем в 2018 году и отраженных в налоговых декларациях; 212360 – максимальный размер страховых взносов на ОПС, подлежащий уплате за 2018 год (с учётом абзаца четвертого пп.1 п.1 ст. 430 НК РФ). Сумма неуплаченных страховых взносов 179873,02 руб. (212360-26545(уплата 26.09.2018) – 2 2446,20 руб. – 3495,78 руб. (зачтено из платежа, произведённого 24.06.2019 года в сумме 45208 руб.). В связи с неуплатой страховых взносов за 2018 год в сумме 179873,02 руб. начислены пени за период с 02.07.2019 по 27.09.2019 в сумме 3837,29 руб.

28.09.2019 года ФИО1 выставлено требование № 12240 с добровольным сроком уплаты до 15.01.2020 года страховых взносов в сумме 179873,02 руб. и пени в сумме 3837,29 руб.

На сегодняшний день задолженность по страховым взносам на ОПС за 2018 год составляет 186294,48 руб., в том числе: 179873,02 руб. – страховые взносы за 2018 год и 6421,46 руб. пени, исчисленные за неуплату страховых взносов за 2018 год.

Судом установлено, что истцом были уплачены страховые взносы за 2018 год, исходя из суммы дохода, за вычетом расходов, в соответствии с требованиями ст. 430 НК РФ в сумме 45208 руб. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Однако, из представленных ответчиком расчетов, следует что размер страховых взносов исчислен налоговым органом исходя из суммы доходов истца, полученных ею от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, что, как указано судом выше, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30 ноября 2016 года N 27-П, является неправомерным.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю по начислению задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени за 2018 год в сумме 186294,48 руб., и обязании ответчика возвратить истцу сумму излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год в размере 116245,36 руб. и пени в размере 94,54 руб.

Доводы ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора в части признания незаконными действия налогового органа, суд признает несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что 08.11.2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о незаконности требования о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 года (л.д. 166). В досудебном порядке урегулировать спорный вопрос сторонам не удалось, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю о возврате излишне уплаченных взносов, признании действий незаконными, удовлетворить.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю возвратить Артемовой Ирине Дмитриевне, 06.02.1965 года рождения, уроженки гор. Поронайск Сахалинской области излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 116245 рублей 36 копеек, пени в размере 94 рубля 54 копейки, а всего 116339 (сто шестнадцать тысяч триста тридцать девять) рублей 90 копеек.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю по начислению Артемовой Ирине Дмитриевне задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и пени в сумме 186294 рубля 48 копеек.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Молчанова Ю.Е.

Мотивированное решение

Изготовлено 20.02.2020 г.