УИД № 27RS0015-01-2020-001074-30
Административное дело № 2а-678/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
при секретаре Калачёвой С.В.
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ванинского района Хабаровского края Копыловой О.И.,
представителя административного ответчика Есиной И.В., действующей на основании доверенности от 25.02.2020 года № 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Ванинского района Хабаровского края к Отделу опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району о признании незаконными действия (бездействия) и обязании совершить определенные действия
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ванинского района Хабаровского края обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Отделу опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району о признании незаконными действия (бездействия) и обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Ванинского района выявлены нарушения законодательства об опеке и попечительстве, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, выразившиеся в непроведении работы по определению жизнеустройства несовершеннолетних ФИО11 в период с 09.04.2020 по 09.07.2020, ставшихся без попечения родителей. С целью устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства и недопущению их в будущем 21.07.2020 начальнику отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному образованию внесено представление № 2-24-2020.
20.08.2020 в прокуратуру Ванинского района поступил ответ от 19.08.2020 № 09.6-37-835 согласно которому оснований для назначения детям опекуна в период с 09.04.2020 по 01.06.2020 не имелось, документы и материалы, подтверждающие наличие оснований для лишения или ограничения родительских прав ФИО4 от органов и учреждений схемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних района в отдел не поступали, проводить работу по определению жизнеустройства детей, имеющих родителей орган опеки и попечительства неправомочен.
С выводами и.о. начальника отдела опеки и попечительства по Ванинскому району не согласен.
Установлено, что постановлениями начальника отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району от 28.05.2019 № 153, № 154 ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетним ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Срок опеки установлен до 09.04.2020. Мать несовершеннолетних ФИО3 осуждена 30.05.2019 приговором Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края по ч. 2 ст. 159.3 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Отец несовершеннолетних ФИО4 не имеет постоянного места жительства, работы, после окончания срока опеки несовершеннолетних не забрал, в течение года не интересовался жизнью и здоровьем детей, не звонил, не приезжал, финансовую помощь на содержание несовершеннолетних не оказывал. Опекуном несовершеннолетних является ФИО5, бабушка, пенсионер.
Указанные обстоятельства были известны начальнику отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры № 09.06-37-713 (поступил 08.07.2020), актами проверки условий жизни несовершеннолетних от 19.08.2019 № 2, от 18.11.2019 № 3, от 17.02.2020 № 4.
09.07.2020 года Ванинским районным судом Хабаровского края по гражданскому делу 2-386/2020 отец несовершеннолетних ФИО4 ограничен в родительских правах, несовершеннолетние ФИО11 переданы органу опеки и попечительства для определения формы их устройства. Таким образом, в период с 10.04.2020 по 09.07.2020 жизнеустройство несовершеннолетних ФИО11, оставшихся без попечения родителей Отделом опеки и попечительства Ванинского района не определено.
Выводы органа опеки о том, что действия по несовершеннолетним принимаются только после поступления соответствующей информации из государственных органов и образовательных считает ошибочным. Вся необходима информация о несовершеннолетних ФИО11 имелась в отделе опеки и попечительства Ванинского муниципального района.
Поскольку нарушения отдел опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району не принял незамедлительных мер по устранению причин и условий, способствующих нарушениям федерального законодательства и недопущению их в будущем, что влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних, круг лиц которых определить невозможно, то прокурор вправе обратиться с настоящим иском в суд в соответствии с положениями ст. 39 КАС, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации».
Просит признать бездействия отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району, выразившиеся в непроведении работы по определение жизнеустройства несовершеннолетних до момента окончания над ними опеки ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения незаконным и обязать отдел опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению причин и условий нарушения федерального законодательства, недопущению их впредь.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ванинского района Хабаровского края Копылова О.И. исковые требования поддержала, пояснила вышеизложенное и просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика начальник отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району Есина И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просила суд отказать, в ходе подготовки представила суду письменные возражения.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Согласно ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены основные задачи и принципы деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе деятельность органа опеки и попечительства.
Согласно Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", одной из основных задач органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся в том числе выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2020) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах; правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного; правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Согласно ст. 55 СК РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
В соответствии с п. 5 ст.10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об опеке и попечительстве", бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Согласно Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Судом установлено, что родителями несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4, что подтверждается свидетельствами о рождении № от 23.04.2015 г., № от 05.12.2017 г.
Постановлением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 29.03.2019 года в отношении ФИО3 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца по 27.05.2019 года включительно, в дальнейшем постановлением этого же суда от 14.05.2019 года срок заключения под стражу был продлен до 19.07.2019 года включительно. Мать несовершеннолетних ФИО3 осуждена приговором Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 30 мая 2019 года к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
09.04.2019 года ФИО4 обратился в отдел опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району с заявлением о согласии назначения ФИО5 опекуном ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
28.05.2019 года ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является несовершеннолетним бабушкой обратилась с заявлением о назначении ее опекуном несовершеннолетних сроком до 09.04.2020 года.
Постановлениями от 28.05.2019 года № № 152, 153 ФИО5 назначена опекуном несовершеннолетних на срок до 09.04.2020 года. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в соответствии с которым опека и попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливаются на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, договор о приемной семье со ФИО5 не заключался в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 2 Закона хабаровского края от 29.12.2004 года № 240 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством граждан», согласно которой не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных в случае если опекуны или попечители назначаются им по совместному заявлению родителей (заявлению единственного родителя) о назначении их ребенку опекуна или попечителя с указанием конкретного лица на период. Когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, денежные средства на содержание несовершеннолетних не назначались.
В период времени с 28.05.2019 года в отношении ФИО5 как опекуна несовершеннолетних специалистами отдела опеки и попечительства неоднократно проводились проверки условий жизни подопечных, что подтверждается актами № 1 от 27.06.2019 года, № 2 от 19.08.2019 года, № 3 от 18.11.2019 года, № 4 от 17.02.2020 года. Согласно данных актов проводилась консультационная работа со ФИО5 по вопросам оформления детского пособия, взыскании алиментов.
Согласно распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 03.04.2020 года № 403 «О временном приостановлении территориальными структурными подразделениями опеки и попечительства министерства образования и науки края проведения плановых проверок в период с 01 апреля по 14 апреля 2020 г.» с учетом дальнейших изменений, внесенных распоряжениями от 14.04.2020 года № 418, от 30.04.2020 года № 460, приостановлено проведение плановых проверок в период с 01.04.2020 года до особого распоряжения. Фактически ограничение действовало до 15.06.2020 года.
Согласно письма от 27.04.2020 года № СК-310/07 «Об организации деятельности по опеке и попечительству», в случае если введенные ограничительные меры, включающие в том числе установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни детей, находящихся под опекой (попечительством), соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, органам опеки и попечительства рекомендуется принять акт о переносе плановых проверок на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в период с 01.04.2020 года проводилась следующая работа с опекуном ФИО5: по телефону производились консультации по вопросам о лишении и ограничении родительских прав отца несовершеннолетних ФИО4, взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетних, а также в целях оказания содействия опекуну ФИО5 по взысканию алиментов с ФИО4 отделом опеки и попечительства был сделан запрос в управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю о представлении сведений о регистрации ФИО4 по месту жительства (пребывания) на территории Хабаровского края (исх. 09.6-54-1286 от 12.12.2019). Информация об отсутствии у ФИО4 регистрации по месту жительства (пребывания) поступила в отдел опеки и попечительства в январе 2020 г.
14.02.2020 года ФИО5 обратилась к мировому судье судебного участка № 50 с заявлением о взыскании алиментов с ФИО4, однако заявление было возвращено с связи с неподсудностью данного дела мировому судье.
05.06.2020 года опекун ФИО5 в интересах несовершеннолетних обратилась в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к ФИО4 об ограничении его в родительских правах и взыскании алиментов.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 09.07.2020 года исковые требования ФИО5 к ФИО4 об ограничении его в родительских правах и взыскании алиментов, удовлетворены. ФИО4 ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, актовая запись № 73 от 23.04.2015 г. Отдела ЗАГС администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, актовая запись № 249 от 05.12.2017 г. Отдела ЗАГС администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края. Несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – передали органу опеки и попечительства для определения формы устройства несовершеннолетних. Взысканы с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, алименты на содержание несовершеннолетних дочерей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в размере 1/3 всех видов заработка и (или) иного дохода начиная с 5 июня 2020 года, ежемесячно до совершеннолетия первого ребенка ФИО6, а со ДД.ММ.ГГГГ в размере ? заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ее совершеннолетия с переводом денежных средств на лицевые счета детей.
На основании постановлений отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району от 24.08.2020 года №№ 223,225 ФИО5 назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно в отношении несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7
Оценивая доводы представителя административного истца, изложенные в исковом заявлении о нарушении законодательства об опеке и попечительства, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, выразившиеся в не проведении работы по определению жизнеустройства несовершеннолетних ФИО11 в период с 09.04.2020 года по 09.07.2020 года суд относится к ним критически, в связи с чем считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
На основании заявления отца несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, последняя была назначена опекуном несовершеннолетних срок 1 год в связи с невозможность обеспечить ФИО4 условий для проживания детей и согласно письменного заявления ФИО4 обязался осуществлять свои обязанности по материальному обеспечению детей.
В течение срока нахождения несовершеннолетних ФИО11 под опекой ФИО5 проводилась работа плановая работа по проверке условий жизни несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению ее прав и исполнению ею своих обязанностей, в том числе был разъяснен срок и порядок обращения с исковым заявлением о взыскании алиментов с родителей несовершеннолетних, с исковым заявлением об ограничении и лишении родительских прав их родителей, что подтверждается материалами дела.
По истечении срока, на который была установлена опека, отец несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 с заявлением в органы опеки и попечительства с заявлением о назначении опеки не обращались. При этом как следует с пояснений представителя ответчика, со ФИО5 была проведена работа и оказана практическая помощь в подготовке искового заявления об ограничении родительских прав и взыскании алиментов.
В связи с введением ограничительных мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, работа была проведена со ФИО5 по телефону, также органом опеки и попечительства был запрошен ряд документов, необходимых для обращения в суд.
Как уже указано ранее, 05.06.2020 года ФИО5 обратилась в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением об ограничении родительских прав и взыскании алиментов с ФИО4
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен в суд близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 СК РФ), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором (пункт 3 статьи 73 СК РФ).
Суд считает, что с учетом основных понятий, которые содержатся в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" у органов опеки и попечительства не имелось полномочий для назначения опеки в отношении несовершеннолетних ФИО11 на период с 10.04.2020 года по 09.07.2020 года.
Таким образом, суд исходит из того, что обязанность передать такого ребенка в семью следует из норм и принципов семейного законодательства, законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации, поскольку в Российской Федерации признается и гарантируется право ребенка жить и воспитываться в семье (часть 2 статьи 54 СК РФ), устанавливается приоритет семейного воспитания, признается право на общение ребенка не только с родителями, но и другими членами семьи - бабушками, дедушками, братьями, сестрами, иными родственниками (статья 67 СК РФ). В семейном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на временное нахождение ребенка с другими, кроме родителей, членами семьи, в том числе и без присутствия родителей. При этом данными нормами правомерно установлен приоритет передачи ребенка родителям и только в случае невозможности присутствия родителей в учреждении, ребенок передается иным родственникам, право на общение с которыми гарантируется законом. Основополагающее значение в данном случае имеет тот факт, что несовершеннолетние дети из семьи не изымался органами опеки и попечительства в установленном законом порядке, не установлено иных оснований к ограничению прав родителей и иных родственников по воспитанию данного ребенка, не требуется производить действий по распоряжению какими-либо правами и законными интересами ребенка, правом на которые в установленном законом порядке наделены только родители (законные представители).
Судом в ходе судебного заседания установлено, что ФИО5 добровольно приняла обязанности по опеке в отношении своих несовершеннолетних внучек, органами опеки и попечительства осуществлялся должный контроль за деятельностью по опеке в отношении несовершеннолетних ФИО11, а также обеспечение защиты прав и законных интересов. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих установление опеки бабушкой в отношении внучек в случае их совместного проживания при раздельном проживании с родителями несовершеннолетних, не ограниченных и не лишенных родительских прав.
Согласно ст. 31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Также суд критически относится к сформулированным в просительной части искового заявления требованиям административного истца о признании бездействия отдела опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району, выразившиеся в непроведении работы по определение жизнеустройства несовершеннолетних до момента окончания над ними опеки.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Как следует из материалов дела постановлениями от 28.05.2019 года № № 152, 153 ФИО5 назначена опекуном несовершеннолетних на срок до 09.04.2020 года.
В период времени с 28.05.2019 года в отношении ФИО5 как опекуна несовершеннолетних специалистами отдела опеки и попечительства неоднократно проводились проверки условий жизни подопечных, что подтверждается актами № 1 от 27.06.2019 года, № 2 от 19.08.2019 года, № 3 от 18.11.2019 года, № 4 от 17.02.2020 года. Согласно данных актов проводилась консультационная работа со ФИО5 по вопросам оформления детского пособия, взыскании алиментов. Плановая проверка в апреле 2020 года не была проведена органами опеки и попечительства в связи с введением на территории РФ ограничительных мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявлением Прокурора Ванинского района Хабаровского края к Отделу опеки и попечительства по Ванинскому муниципальному району о признании незаконными действия (бездействия) и обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2020 года.