УИД16RS0046-01-2023-005540-56
дело № 2а-4558/2023
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 июля 2023 года ...
Вахитовский районный суд ... в составе
председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием административного истца Н.И. ФИО2, представителя административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ..., начальнику Отдела выплаты пенсии и социальных выплат ... Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО5Армянской, заместителю управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО6Поляковой о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Н.И.ФИО2 обратился в суд с административным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (далее – ОСФР по ...) о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано, что ...ФИО7 известно о том, что с его пенсии были списаны денежные средства в размере 2592 рублей 34 копеек на основании исполнительных листов и судебных приказов.
Истец отмечает, что у него на иждивении находится несовершеннолетняя дочь и в связи с этим ему предусмотрена повышенная выплата страховой пенсии. Из административного иска следует, что Н.И.ФИО2 в мае 2023 года было выплачено 10369 рублей 51 копеек, что ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.
Н.И.ФИО2 неоднократно обращался в ОСФР по ... с заявлениями о сохранении ежемесячно доходов в размере прожиточного минимума, возврате незаконно удержанных денежных средств.
Ответами ОСФР по ... в удовлетворении требований Н.И.ФИО2 было отказано.
С данными действиями и отказом административный истец не согласен, считает их незаконными, принятыми в отсутствие для этого предусмотренных законом оснований, полагает, что не приостановление удержаний из пенсии нарушают права, свободы и законные интересы Н.И.ФИО2, приняты без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение.
На основании изложенного, Н.И.ФИО2 просит суд признать действия начальника Отдела выплаты пенсии и социальных выплат ... ОСФР по Республике ФИО5Армянской, выразившиеся в списании денежных средств в размере 2592,34 рублей в мае 2023 года незаконными, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела судом, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник Отдела выплаты пенсии и социальных выплат ... ОСФР по Республике ФИО5Армянская, заместитель управляющего ОСФР по Республике ФИО6Полякова, в качестве заинтересованных лиц привлечены заместитель начальника МосковцеваК.В., главный специалист СаттароваЛ.Р., ООО «Касса...», ООО «Цербер», ООО "Микрокредитная компания Скорость Финанс", ООО "Микрокредитная компания Скорость Финанс", специалист отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ ФИО8.
Административный истец в судебное заседание явился, требования искового заявления просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... – ФИО9 иск не признала, просила отказать в удовлетворении в полном объеме.
Административные ответчики заместитель управляющего ОСФР по РТ ФИО10, начальник выплатного отдела Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ ФИО11 и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, Н.И. ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости и состоит на учете в Клиентской службе (на правах отдела) в ... ОСФР по ....
Удержания из пенсии административного истца по исполнительному листу, предъявленному ООО «Цербер» с января 2023 года по настоящее время производятся в размере 20%. За май 2023 с пенсии истца были удержаны денежные средства в размере 597,60 рублей.
... в ОСФР по ... поступил исполнительный лист от ... по делу ... ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс» об удержании с Н.И. ФИО2 суммы долга в размере 19640,25 рублей. Удержания по данному исполнительному документу производятся также в размере 20%. В мае 2023 года по вышеуказанному исполнительному листу было удержано с пенсии истца 723,71 рублей.
... в ОСФР по ... поступило заявление ООО Микрокредитная компания «Касса...» о взыскании с Н.И. ФИО2 остатка задолженности в размере 19320,54 рублей. Удержания по данному исполнительному документу производятся также в размере 20%. За май 2023 года было удержано 711,93 рублей.
В мае 2023 года в ОСФР по ... поступило заявление ООО «Бюро взыскания «Провёж» о взыскании с ФИО3 остатка задолженности в размере 15173,66 руб. Удержания по данному исполнительному документу производятся также в размере 20% и в мае 2023г. размер удержаний составил 559,10 рублей.
Н.И.ФИО2 неоднократно обращался в ОСФР по ... с заявлениями о сохранении ежемесячно доходов в размере прожиточного минимума и возврате незаконно удержанных денежных средств, однако заявления Н.И.ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд полагает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям указанного закона судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом из смысла того же закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Порядок удержаний из пенсии граждан определен Федеральными законами от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от ... №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
В силу пункта 3 части 1 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Частью 3 этой же статьи установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.
Статьей 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность производить удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов (пункт 1 части 1); при этом удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3).
В силу части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Судом установлено, что Н.И.ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости, иного источника доходов не имеет, размер ежемесячной денежной выплаты (начисления) составлял с ... по ... – 12961,85руб.
Величина прожиточного минимума в Российской Федерации установлена Федеральным законом от ......-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022год и плановый период 2023 и 2024 годов», Федеральным законом от ... №466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и составляет с ... – для пенсионеров 12363руб., для трудоспособного населения - 15669руб.
Величина прожиточного минимума в ... в период на 2023год установлена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... в размере 12219руб., для трудоспособного населения – 13319руб., пенсионеров – 10508руб., детей – 11852руб.
Исходя из приведенного правового регулирования, установив, что размер пенсии по старости должника, являющейся для него единственным источником существования, и уровень общего дохода Н.И.ФИО2 с учетом полученной в мае 2023 года денежной выплаты в размере 10369,51рублей в отсутствие какого-либо иного дохода не соответствует размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, суд приходит к выводу о неправомерности удержании из пенсии Н.И.ФИО2 денежных средств, без учета сохранения дохода в размере прожиточного минимума, с учетом необходимости соблюдения минимальных стандартов правовой защиты должника и сохранения для него необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить должника за пределами социальной жизни.
В силу пункта 5.1 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом внесенных в нее с ... Федеральным законом от ... № 234-ФЗ изменений, должнику-гражданину после ... предоставлено право обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размерепрожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы, представив документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода и сведения об источниках такого дохода.
В силу пункта 6 статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом внесенных в нее с ... Федеральным законом от ... № 444-ФЗ изменений, должнику-гражданину после ... предоставлено право обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средствили об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. Указанный прожиточный минимум может быть сохранен банком или иной кредитной организацией только на одном из счетов должника-гражданина.
ФИО12 право реализовано, что подтверждают его заявления в адрес ОСФР по ....
Материалами дела подтверждается, что Н.И.ФИО2 является пенсионером по старости и иного источника доходов не имеет, размер денежной выплаты за май 2023 года составила 10369,51рублей, что не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (в размере 15669руб.).
Кроме того, положениями абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ предусмотрено, что не может быть обращено взыскание по исполнительным документам на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Соответственно право Н.И.ФИО2 на сохранение дохода в размере прожиточного минимума ежемесячно основано на абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ и ч. 1.1 ст. 99 Федерального закона от ... №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исходя из этой нормы, взыскание на доходы должно производиться с сохранением прожиточного минимума установленного для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Взыскания на его доходы должны производиться с сохранением прожиточного минимума установленного в ... для пенсионеров, если величина прожиточного минимума пенсионеров по ... превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Следовательно, произведенное ответчиком в рамках исполнения судебных актов удержания из пенсии Н.И.ФИО2, с учетом неоднократных обращений заявителя с требованием о сохранении доходов в размере прожиточного минимума, свидетельствуют о неправомерности действий ОСФР по ....
Доводы представителя административного ответчика об обратном выражают несогласие с выводами административного истца относительно обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Иное толкование административным ответчиком положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора свидетельствуют о неправильном применении норм права.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд признает незаконными действия ОСФР по ..., выразившееся в удержании из пенсии Н.И.ФИО2 в мае 2023 года денежных средств, без учета сохранения дохода в размере прожиточного минимума.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым возложить на ОСФР по ... обязанность устранить допущенные нарушения, путем сохранения ФИО13 в размере прожиточного минимума.
При таких обстоятельствах, исковые требования Н.И.ФИО2 к ОСФР по ..., начальнику Отдела выплаты пенсии и социальных выплат ... ОСФР по ...ФИО11, заместителю управляющего ОСФР по ...ФИО10 о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Признать действия (бездействие) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ..., выразившееся в удержании из пенсии ФИО2 денежных средств в мае 2023 года, без учета сохранения дохода в размере прожиточного минимума незаконными.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... обязанность устранить допущенные нарушения, путем сохранения ФИО3 дохода в размере прожиточного минимума.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... в пользу ФИО2 в счёт возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины 300(триста) рублей.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ....
Судья Д.И. Гадыршин
Мотивированное решение изготовлено ....