НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 13.03.2017 № 2А-2400/17

Дело ...а-2400/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Низамовой А.М.,

с участием представителя административного истца, административного ответчика судебного представителя административного ответчика МРОСП по ОИП УФССП по РТ пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т.,, в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кабинета Министров Республики Татарстан к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РТ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Кабинет Министров РТ обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т. об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом в обоснование указано, что Кабинет Министров Республики Татарстан считает постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.01.2017 № 16001\17\ 10001 судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП Д.Т.Хабибуллиной по материалам исполнительного производства от 17.10.2016 № 21928\16\16001-ИП по исполнению решения Вахитовского районного суда г.Казани по делу № 2а-7590\2016, вступившего в законную силу 23.09.2016, об обязании Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать ФИО3 «Элапраза» (Идурсульфаза) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом, необоснованным. Информация о принимаемых мерах по исполнению решения суда по требованиям судебного пристава-исполнителя по поручению Кабинета Министров Республики Татарстан направлена Министерством здравоохранения Республики Татарстан. В решении не указан источник покрытия расходов Ответчика на приобретение указанного лекарственного препарата. Лекарственный препарат «Элапраза» (Идурсульфаза) в Перечень лекарственных средств для обеспечения федеральных льготников по бесплатным рецептам врачей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 №2724-p, не входит. Ориентировочная стоимость лекарственного препарата составляет 43,6 млн. рублей в год. Программой госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории РТ на 2016 год, утвержденной постановлением КМ РТ от 25.12.2015 № 975, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно, не содержит препарат «Элапраза» (Идурсульфаза). В полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан не входит организация обеспечения граждан лекарственными препаратами. Данный вопрос отнесен к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Согласно п. 3.3.17 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденному постановлением КМ РТ № 1052 от 23.12.2011, данный государственный орган уполномочен на реализацию полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, за счет передаваемых средств из федерального бюджета. Минздрав РТ не вправе заключить соответствующий государственный контракт в целях организации обеспечения по жизненным показаниям бесплатно ФИО3 препаратом Элапраза» (Идурсульфаза) в соответствии с медицинскими рекомендациями без выделения необходимых финансовых средств на указанные цели. С целью исполнения решения суда Кабинетом Министров Республики Татарстан и Минздравом РТ предпринимаются меры по изысканию средств по организации обеспечения ФИО3 вышеуказанным лекарственным препаратом. Так, на основании обращений Министерства здравоохранения Республики Татарстан, от имени Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова были направлены обращения в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева (исх. от 09.11.2016 №01-11310), в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец (исх. 26.08.2016 №01-8739), в адрес Министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой (исх. от 05.07.2016 №01-7044) о дополнительном финансировании из федерального бюджета на лекарственное обеспечение граждан, страдающих орфанными заболеваниями, в том числе для исполнения по судебным решениям. От Министерства здравоохранения Российской Федерации получены ответы (от 14.12.2016 №25-1/10/1-7368, от 06.10.2016 №25-2/10/1-5702, от 22.07.2016 №25-2/10/2-4548) о том, что Министерством финансов Российской Федерации отклонено включение орфанных заболеваний в перечень финансово-затратных заболеваний, финансируемых за счёт федерального бюджета, поскольку указанные изменения потребуют увеличение расходов федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2017 год дополнительных финансовых средств на обеспечение лекарственными препаратами граждан с орфанными заболеваниями не предусмотрено. До настоящего времени дополнительных средств из федерального бюджета не выделено. Минздрав РТ обращался в благотворительный фонд «Русфонд» (исх.№ 09-02\6825\1 от 20.10.2016) с просьбой о лекарственном обеспечении ФИО3, положительного решения нет. В настоящее время вопрос о выделении дополнительного финансирования на лекарственное обеспечение ФИО3 не решен. Министерством здравоохранения Республики Татарстан 27 января 2017 года поданы заявления в Вахитовский районный суд г.Казани об отсрочке исполнения решения суда и о разъяснении решения суда в каком порядке и за счет каких средств Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано обеспечить ФИО3 лекарственным препаратом «Элапраза» (Идурсульфаза). 1 марта 2017 года Вахитовским районным судом вынесено определение о разъяснении порядка и способа исполнения решения суда и об отсрочке исполнения решения суда до 01 сентября 2017 года.

Административный истец просит освободить КМ РТ от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением от 25.01.2017 № 16001\17\ 10001 судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП Д.Т.Хабибуллиной.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал.

Судом в качестве административного ответчика были привлечены МРО СП по ОИП УФССП по РТ, судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллина Д.Т., в качестве заинтересованного лица УФССП по РТ.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллина Д.Т в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражала.

Представитель административного ответчика – МРО СП по ОИП УФССП по РТ в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражал.

Заинтересованное лицо - УФССП по РТ, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением суда от 20.07.2016г. был частично удовлетворен административный иск ФИО12 в интересах недееспособного ФИО3 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими рекомендациями. Признано незаконным бездействие Министерства здравоохранения РТ, выраженное в необеспечении лекарственным препаратом «Элапраза» (международное непатентованное наименование Идурсульфаза) по жизненным показаниям ФИО3. На Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан возложена обязанность по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать ФИО3 препаратом «Элапраза» (международное непатентованное наименование Идурсульфаза) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РТ от 23.09.2016г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

На основании исполнительного листа от 20.07.2016г., предъявленного взыскателем постановлением судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП по РТ от 17 октября 2016г. было возбуждено исполнительное производство. Пунктом 2 постановления должнику было предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа, с момента получения копии этого постановления.

Суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права, включая органы и должностных лиц местного самоуправления: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, 5. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Согласно ст.217 БК РФ, 1. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования;

Средства федерального бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются Министерству финансов Российской Федерации. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются соответствующему финансовому органу либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона (решения) о бюджете), главному распорядителю бюджетных средств. Порядок использования (порядок принятия решений об использовании, о перераспределении) указанных в абзаце пятом настоящего пункта средств устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым и десятым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом (решением) о бюджете.

Указанные нормы Бюджетного кодекса РФ предусматривают, что для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, предусмотрен механизм оперативной корректировки исполнения соответствующего бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа.

Суд полагает, что, поскольку для корректировки бюджета и выделения денежных средств для обеспечения ФИО15 лекарственными препаратами требуется время, в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.175,176 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить.

Освободить Кабинет Министров Республики Татарстан от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РТ от 30.11.2016г., вынесенного в рамках исполнительного производства №21928/16/16001-ИП.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.