НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 06.10.2022 № 12-3502/2022

КОПИЯ УИД 16RS0045-01-2022-015230-70

дело № 12-3502/2022

РЕШЕНИЕ

06 октября 2022 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Каримова С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление главного инспектора труда Государственной инспекции труда по ...... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного инспектора труда Государственной инспекции труда по ...... от ...ФИО7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 130000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ФИО7 подало жалобу, указав, что постановление вынесено незаконно. В обоснование жалобы указано, что производство по делу подлежит прекращению в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.

В судебном заседании представитель ФИО7ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 в судебном заседании просил обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу ФИО7 - без удовлетворения.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхдопуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Согласно статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и должны быть аккредитованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В силу статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В силу пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, (действующего на момент рассмотрения дела и вынесения обжалуемого постановления) обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу ... заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников Казанского авиационного завода имени ФИО4 – филиал ФИО7 от ... комиссией в составе председателя и членов комиссии была проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда по программе «Охрана труда на производстве» в объёме 40 часов для заместителя начальника производства ФИО5 Результат проверки знаний ФИО5 «сдал», выдано удостоверение ... от ....

Согласно Реестру аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, сведения о том, что юридическое лицо ФИО7 имеет право осуществлять деятельность по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, отсутствуют.

Таким образом, должностное лицо административно-юрисдикционного органа пришло к выводу о том, что ФИО5 не было проведено надлежащее обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда, поскольку ФИО7 не имело право осуществлять деятельность по обучению ФИО5 вопросам охраны труда.

На основании выявленных нарушений постановлением главного инспектора труда Государственной инспекции труда по ...... от ...ФИО7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 130000рублей.

Факт совершения ФИО7 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от ..., актом ... о несчастном случае от ..., актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, удостоверением ... от ..., протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ... заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от ... и иными материалами по делу.

Довод заявителя жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, поскольку порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда России, Минобразования России от ......, утратил силу с ... в связи сизданием приказа Минтруда России от ......н, а новый Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от ......, не содержит обязательных требований для заместителя начальника производства о необходимости прохождения им обучения в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, суд признаётнесостоятельным по следующим причинам.

Согласно пункту 44 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464, работодатель (руководитель организации), руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций, а также лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда в соответствии с пунктом 101 данных Правил, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Пунктом 2.25 должностной инструкции Заместителя начальника производства (по подготовке производства) на ФИО5 была возожена обязанность обеспечить инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, недопущение в работе лиц, не прошедших инструктаж и проверку знаний требований охраны труда; обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Таким образом, обучение ФИО5 по охране труда и проверки его знаний требований охраны труда, как работника, проводящего инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, как силу пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 и утратившегосилу с 01 сентября 2022 года, так в силу действующего пункта 44 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464, должно было проходить в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от ......, являются законом, отменяющим административную ответственность за вменяемого административное правонарушение, суд признаёт необоснованным.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлен полномочным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Штраф наложен в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

При рассмотрении административного дела в отношении ФИО7 каких-либо грубых процессуальных нарушений в порядке статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судом выявлено не было.

Настоящее производство по делу об административно правонарушении было возбуждено в рамках расследования причин несчастного случая на производстве, в связи с чем, в силу подпункта 8 пункта 3 статьи 1 Федерального закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не подпадает под действие указанного закона.

С учетом характера правонарушения оснований для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд также не находит.

При этом суд считает, что должностным лицом административного органа при назначении наказания, не достаточно полно приняты во внимание данные об отсутствии в отношении заявителя сведений о привлечении его к административной ответственности, а так же отсутствие отягчающих вину обстоятельств. Надлежащим образом заверенных копий постановлений о привлечении ФИО7 ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений суду не представлено. Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд признает в качестве смягчающего и полагает необходимым назначенное в отношении него наказание изменить.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление главного инспектора труда Государственной инспекции труда по ...... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО7 изменить, снизить размер назначенного штрафа до 110000рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФИО7 на данное постановление удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов

Копия верна.

Судья С.Р. Каримов

Определение13.10.2022