НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вачского районного суда (Нижегородская область) от 22.06.2022 № 2-156/2022

Дело № 2 -156/2022г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 22 июня 2022 года

р.п. Вача 16 июня 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Тонковой С.В.,

с участием процессуального истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимировой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Вачского района Нижегородской области по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий при осуществлении правотворческой деятельности, в ходе которой установлено следующее-

Согласно ст.ст. 22, 36 Устава Арефинского сельсовета Вачского муниципального района администрация Арефинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Арефинского сельсовета федеральными законами и законами Нижегородской области.

Решением Сельского Совета Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ установлен и введен в действие земельный налог.

Решением Сельского Совета Арефинского сельсовета Вачского муниципального района от \\ установлен налог на имущество физических лиц.

При этом администрацией Арефинского сельсовета Вачского муниципального района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевом издании – Портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам, организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Прокурором Вачского района главе администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района в 2020 году внесено представление об устранении указанного нарушения, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нормативный правовой акт не принят.

Таким образом, непринятие органом местного самоуправления мер по разработке административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, так как отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам и юридическим лицам.

Кроме того, неисполнение администрацией Арефинского сельсовета Вачского муниципального района требований, установленных действующим федеральным законодательством, нарушает интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, прокурор Вачского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обращается с настоящим иском к администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района об обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила: обязать администрацию Арефинского сельсовета Вачского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Представитель ответчика администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе и об отложении судебного заседания от ответчика в адрес суда не поступало.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113, 114 ГПК РФ. По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случаях неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав пояснения процессуального истца, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают, и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядке, а также решают иные вопросы местного значения.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона. При этом, исходя из части 3 указанной статьи, сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01 июля 2011 года.

Судом установлено, что согласно ст.ст. 22, 36 Устава Арефинского сельсовета Вачского муниципального района администрация Арефинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Арефинского сельсовета федеральными законами и законами Нижегородской области.

Предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3.1 Порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы местных бюджетов, а также о суммах налоговых льгот по региональным и местным налогам (по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот), финансовым органам местных администраций - по муниципальным образованиям.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований обязаны предоставлять услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщики вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (раздел Х НК РФ).

Судом установлено, что Решением Сельского Совета Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ установлен и введен в действие земельный налог.

Решением Сельского Совета Арефинского сельсовета Вачского муниципального района от \\ установлен налог на имущество физических лиц.

При этом администрацией Арефинского сельсовета Вачского муниципального района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевом издании – Портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Суд считает, что Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам, организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Из материалов дела следует, что Прокурором Вачского района главе администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района в 2020 году внесено представление об устранении указанного нарушения, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нормативный правовой акт не принят.

Вместе с тем, суд считает, что непринятие органом местного самоуправления мер по разработке административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, так как отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам и юридическим лицам.

Кроме того, суд считает, что неисполнение администрацией Арефинского сельсовета Вачского муниципального района требований, установленных действующим федеральным законодательством, нарушает интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В этой связи, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, находит необходимым обязать администрацию Арефинского сельсовета Вачского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, удовлетворить.

Обязать администрацию Арефинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья –подпись

Копия верна: судья Н. С. Баринова