НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вачского районного суда (Нижегородская область) от 14.08.2020 № 2А-115/20

Дело № 2а -115/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной части принято 14 августа 2020 года

р.п. Вача 12 августа 2020 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре С.,

с участием административного истца и.о. прокурора Вачского района Нижегородской Ж.,

представителя административного ответчика администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вачского района Нижегородской области к Администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах;

у с т а н о в и л:

Прокурор Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; установлении срока для совершения действия, мотивируя тем, что прокуратурой Вачского района при проведении анализа законодательства о налогах и сборах установлен факт бездействия администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.

Решением сельского Совета Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ установлен и введен в действие земельный налог.

Решением сельского Совета Филинского сельсовета Вачского муниципального района от \\ установлен налог на имущество физических лиц.

При этом администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутсвуют.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам, организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Прокурором Вачского района главе администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района внесено представление об устранении указанного нарушения, в удовлетворении которого администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района отказано.

Таким образом, бездействие администрации Филинского сельсовета по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, так как отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам и юридическим лицам.

Кроме того, неисполнение администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района требований, установленных действующим федеральным законодательством, нарушает интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец и.о. прокурора Вачского района Нижегородской области Ж. административные исковые требования поддержал, ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил:

1. Признать незаконным бездействие администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

2. Обязать администрацию Филинского сельсовета Вачского муниципального района разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

3. В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области Г., в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, пояснил, что указанные нарушения в ближайшее время будут устранены.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст. ст. 60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего:

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 39 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают, и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядке, а также решают иные вопросы местного значения.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона. При этом, исходя из части 3 указанной статьи, сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01 июля 2011 года.

Согласно ст.ст. 22, 36 Устава Филинского сельсовета Вачского муниципального района администрация Филинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Филинского сельсовета федеральными законами и законами Нижегородской области.

Предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3.1 Порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы местных бюджетов, а также о суммах налоговых льгот по региональным и местным налогам (по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот), финансовым органам местных администраций - по муниципальным образованиям.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований обязаны предоставлять услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщики вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (раздел Х НК РФ).

Как следует из административного искового заявления, обращаясь в суд с настоящим административным иском, Прокурор Вачского района оспаривает бездействие администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не разработке и утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Вачского района при проведении анализа законодательства о налогах и сборах установлен факт бездействия администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.

Вместе с тем, Решением сельского Совета Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ установлен и введен в действие земельный налог. Решением сельского Совета Филинского сельсовета Вачского муниципального района от \\ установлен налог на имущество физических лиц.

При этом администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Суд находит, что отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам, организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Из материалов дела следует, что Прокурором Вачского района главе администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района внесено представление об устранении указанного нарушения, которое администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района оставлено без удовлетворения.

Таким образом, суд находит, что бездействие администрации Филинского сельсовета по разработке и административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, так как отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к гражданам и юридическим лицам.

Кроме того, суд считает, что неисполнение администрацией Филинского сельсовета Вачского муниципального района требований, установленных действующим федеральным законодательством, нарушает интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что административные исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области к Администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд считает, что для разработки и утверждения административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; разработки и утверждения административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; необходимо время и руководствуясь положениями ст. 187 КАС РФ, учитывая объем работ, необходимых для его разработки и утверждения, суд находит возможным предоставить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 187 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области к Администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Филинского сельсовета Вачского муниципального района по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Обязать администрацию Филинского сельсовета Вачского муниципального района в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья - подпись

Копия верна: судья Н. С. Баринова