РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июля 2019 года город Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Сафроновой И.М., при секретаре Жуковой Т.С., с участием истца Проселковой Л.В., представителей ответчика МИФНС №9 по Тульской области по доверенности Шарыпиной М.Е., Воронковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-910/2019 по иску Проселковой Л.В. к МИФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда, установил: Проселкова Л.В. обратилась в суд с иском к МИФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда, мотивируя свои требования тем, что на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области от 28 сентября 2017 года № 01-09/207@ «О реорганизации Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области и Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области» Межрайонная ИФНС России №1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области. Истец занимала должность главного специалиста- эксперта отдела финансового и хозяйственного обеспечения в Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 9 по Тульской области. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с истцом служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, и она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем ей была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79- ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 94826 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 35 календарных дней в размере 27064 руб. 45 коп., что подтверждено справкой 2 НДФЛ за 2019 год и расчетными листками за март и апрель 2019 года. При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей, стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем - МРИФНС России № 9 по Тульской области в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных истцу средств материального стимулирования (далее по тексту - СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС при исчислении следующих выплат: отпускных за 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных истцу сумм СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 127419,82 руб. в том числе: по отпускным выплатам - 61986,30 руб.; по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 50386,32 руб.; по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении- 15047,20 руб. Комиссия по трудовым спорам в МРИФНС России № 1 по Тульской области не образована, поэтому истец вынужден за защитой своих прав обратиться в судебный орган. Считает, что работодатель без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий. Из начисленных истцу и полученных ею выплат СМС и "разовых" премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством страховые взносы (обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Согласно, справке о доходах истца за 2016, 2017, 2018, 2019 годы по форме 2-НДФЛ, данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на код дохода «2000». Тот факт, что выплаты СМС и "разовых" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются ее заработком (доходом) и ее денежным содержанием. Поэтому, считает, что выплаты в виде СМС и «разовых» премий по своей природе, не являются таковыми, так как выплачивались систематически и должны входить в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. В служебном контракте истца в разделе «Оплата труда» имеется пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности - "другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами". Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему. Кроме того, в разделе "Права и обязанности представителя нанимателя" в подпунктах "в" и "г" отмечено, что представитель нанимателя обязуется соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ, положения нормативных актов ФНС, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе РФ. Кроме этого, в апреле 2019г. сотрудникам Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области выплачены средства материального стимулирования за четвертый квартал 2018 года. Однако, истцу материальное стимулирование за указанный период выплачено на карту в размере 1268 руб., тогда как остальные сотрудники Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области, в том числе и сотрудники отдела где она работала, получили сумму материального стимулирования в среднем по 20000 руб. Истец считает, что ей незаконно занизили положенные выплаты материального стимулирования. Эти средства, предназначенные за период, который истцом отработан в полной мере. Приказа на лишение истца материального стимулирования не было, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. К своим трудовым обязанностям относилась добросовестно, никаких замечаний по работе, докладных на имя начальника в отношении нее не поступало. Также причина увольнения истца является уважительной. В случае продолжения работы в ИФНС России № 9 по Тульской области истец имела бы право на получение средств материального стимулирования за четвертый квартал 2018 года полностью. На основании вышеизложенного, истец считает, что работодателем - МИФНС России № 9 по Тульской области необоснованно и неправомерно занижена сумма средств материального стимулирования за четвертый квартал 2018 года, и не включены в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий при исчислении: отпускных за 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Расчет и размер указанной компенсации произведен истцом в соответствии с нормами ст. 46 Закона № 79-ФЗ и ст. 236 ТК РФ на дату подачи искового заявления. Общая сумма указанной компенсации составила 17 066,82 руб. Моральный вред истец оценивает в размере 45 000 руб., который просит взыскать с ответчика. На основании вышеизложенного, истец просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области в ее пользу 61986,30 руб., составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в период с апреля 2016 года по март 2019 года; 50386,32 руб., составляющих задолженность ответчика по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 15047,20 руб., составляющих задолженность ответчика по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; задолженность по средствам материального стимулирования за четвертый квартал 2018г. в размере 20000 руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 17066,82 руб., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 22.06.2019 года по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России; компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб. Обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ. Представитель третьего лица УФНС по Тульской области по доверенности Соколова П.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Также предоставила возражения на исковое заявление, согласно которых, в соответствии с приказом Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области от 31.03.2019 года служебный контракт расторгнут в связи с сокращением должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении Проселковой Л.В. начислена и выплачена компенсация ежегодного оплачиваемого отпуска в общем количестве 35 дней и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания на основании п. 3.1 ст. 37 Закона №79-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона от 17.07.2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из: оклада месячного денежного содержания гражданского служащего, дополнительных выплат. Перечень дополнительных выплат закреплен в п. 5 ст. 50 Закона №79-ФЗ и в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Федеральное законодательство установило ограниченный перечень дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, установленного п. 2 ст. 50 Закона №79-ФЗ. Из пункта 5 Письма Минздравсоцразвития России (в состав которого ранее входил Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы) от 15.11.2007 года №3495-17 следует, что выплаты не входящие в состав денежного содержания и относящиеся к другим выплатам в соответствии с ч. 10 ст. 50 Закона №79-ФЗ, не должны учитываться при исчислении сохраняемого денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске. В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года №90н, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов ФНС при условии достижения соответствующими территориальными органами ФНС показателей эффективности их деятельности. В соответствии со ст. 129 ТК РФ в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. В отличии от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные пропорциональные выплаты не связаны с оплатой труда в каких – либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя. Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определения размера стимулирующих доплат и надбавок. Из пп. б п. 7 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с истцом, следует, что представитель нанимателя МИФНС России №9 по Тульской области имеет право поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Указанное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания, решение вопроса о выплате премии относится к исключительной компетенции работодателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа определяет конкретные размеры премий с учетом оценки эффективности и качества выполнения работы конкретным работником. Таким образом, Управление считает, что Проселковой Л.В. неправильно толкуются нормы материального права, предусматривающие четко определенные выплаты, из которых состоит денежное содержание гражданского служащего. Инспекция, производя Проселковой Л.В. расчет отпускных выплат денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, исходила из доведенного ФНС механизма, предусматривающего, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Как следует из ответа Министерства Финансов РФ от 11.07.2018 года №14-07-01/48144, материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Кроме того, из служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного Инспекцией с Проселковой Л.В., следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из определенных выплат, а другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Согласно абз. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установления срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Из расчета, приложенного истцом к иску, следует, что расчет доплат за отпуск произведен за период с апреля 2016 года по декабрь 2018 года. В данном случае судом может быть рассмотрено требование о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся истцу, за период не ранее 25.06.2018 года. Следовательно, включение в расчет невыплаченных денежных средств при предоставлении отпуска за период с апреля 2016 года по май 2018 года истцом не обоснованно. На основании изложенного УФНС России по Тульской области просит отказать в удовлетворении исковых требований Проселковой Л.В. к Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку причитающихся указанных сумм. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и представителей ответчика, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица. Истец Проселкова Л.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, дала показания аналогичные изложенным в исковом заявлении, также указала, что доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику за его работу и являются его доходом. Кроме того, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится с иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ РФ от 27.07.2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Тот факт, что выплаты материального стимулирования и разовых премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) истца и ее денежным содержанием. Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания. Ранее не обращалась за защитой своих прав, так как работала в налоговой инспекции и боялась за конфликт с работодателем. Представитель ответчика МИФНС России №9 по Тульской области по доверенности Шарыпина М.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, Проселкова Л.В. состояла в трудовых отношениях с МИФНС России №9 по Тульсклй области, в отделе финансового и хозяйственного обеспечения, занимала должность главного специалиста – эксперта. В связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении связанное с сокращением должности, Проселковой Л.В. было выплачено четырехмесячное денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск. Денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 3 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Законодателем установлен специальный порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего. При этом включение в состав денежного содержания иных премий либо выплат помимо указанных выше не предусмотрено, так как перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является закрытым. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложении о размерах материального стимулирования его гражданских служащих. Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии п.(5 Порядка). Вывод истца, Проселковой Л.В., что Инспекцией были причинены нравственные страдания в результате необоснованного исключения Инспекцией при расчете сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск и выплат пни увольнении в связи с сокращением необоснованно. Истец не приводит каких-либо доказательств в обоснование причинения ей действиями Инспекции нравственных страданий в размере 45 000 рублей. На довод Проселковой Л.В., о том, что ей было выплачено средство материального стимулирования за четвертый квартал 2018 года в сумме 1268 руб. Согласно п.7 Служебного контракта № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Тульской области от 29.12.2017г., представитель нанимателя имеет право поощрять Гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, премии не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер. Выплата данных сумм работнику является правом работодателя, а не его обязанностью. Начальником Инспекции МРИ ФНС России №9 была начислена и выплачена премия в размере 5000 руб. главному специалисту-эксперту отдела финансового и хозяйственного обеспечения Проселковой Л.В., что подтверждается расчетным листком за апрель месяц 2019г. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области обращает внимание суда на то, что Проселковой Л.В. неправомерно заявлены денежные выплаты за период с апреля 2016г. и по май 2018г., поскольку пропущен срок обращения в суд 1 год. На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области, считает, что Проселковой Л.В. расчет денежного содержания для оплаты периодов ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении производился надлежащим образом и в соответствии с законом о государственной гражданской службе в РФ и правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно в действиях и ответчика отсутствуют нарушения трудовых прав истца, поскольку денежное содержание для оплаты отпусков, компенсация при увольнении начислены истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями заключенного служебного контракта. Учитывая, что материальное стимулирование не входит в денежное содержание гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службы России на основании Постановления Правительства РФ, работодатель при определении размера денежного вознаграждения, учел все установленные истцу- Проселковой Л.В. составляющие денежного содержания. На основании изложенного представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Проселковой Л.В. к МРИ ФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку причитающихся указанных сумм и компенсации морального вреда. Представитель ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 9 по Тульской области по доверенности Воронкова И.В. в судебном заседании исковые требования Проселковой Л.В. не признала, показав, что методика начисления материального стимулирования состоит из того, что высчитывается базовая сумма на каждый отдел инспекции. Определяется большая сумма по должностям. Она (Воронкова) как начальник финансово – хозяйственного отдела распределяла сумму на отдел, в котором работала и Проселкова Л.В. На 4-ый квартал она (Воронкова) писала служебную записку, почему именно Проселковой снижена сумма. Ей (Воронковой) пришлось за истца доделывать ее работу после увольнения, так как она должным образом не сделала. Также просила суд при вынесении решения суда в его резолютивной части указать на вычет НДФЛ подлежащий уплате в соответствующий бюджет, по задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с апреля 2016 года по март 2019 года в размере 61986,30 рублей, его размер составляет 6807 рублей, по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 50386,32 рублей, его размер- 1638 рублей. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Приказом начальника МИ ФНС России № 1 по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Проселкова Л.В. принята на государственную гражданскую службу на должность главного специалиста – эксперта отдела общего обеспечения и с ней заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 1 по Тульской области. На основании приказа УФНС по Тульской области от 28 сентября 2017 года №01-09/207@ «О реорганизации МИ ФНС России № 1 по Тульской области и МИ ФНС России № 9 по Тульской области» МИ ФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 9 по Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области Проселковой Л.В. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области – главного специалиста эксперта в отдел финансового и хозяйственного обеспечения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№). Приказом начальника МИ ФНС № 9 по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ с истицей с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы главного специалиста – эксперта отдела финансового и хозяйственного обеспечения уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. На основании данного приказа истцу подлежали выплате компенсация за 30,0 календарных дня неиспользованного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 21.03.2018 года по 20.03.2019 года, за 5 календарных дней неиспользованного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с 21.03.2018 года по 20.03.2019 года. Фактически истцу было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 94 826 рублей, а также компенсация за неиспользованный отпуск (35 календарных дня) 27064,45,20 рубля, что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами. В рассматриваемый период Проселковой Л.В. производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2016 год, за 2017 года, 2018 года и 2019 год. Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от ДД.ММ.ГГГГ № №-за 1 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ № № за 2 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ№- за 3 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ №№ - за 4 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ №№- за 1 квартал 2018 года, от ДД.ММ.ГГГГ № № за2 квартал 2018 года. Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Тульской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 1 по Тульской области и МИФНС №9 по Тульской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе Проселковой Л.В. Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается карточками-справками и расчетами сторон. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2016-209 года, а также при расчете компенсаций при увольнении Проселковой Л.В. в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск. Кроме того, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций, что не оспаривалось Проселковой Л.В. в судебном заседании. Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Вместе с тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ). Также согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила). Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил. Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. В случаях, предусмотренных в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз 1 п. 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил). В силу ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания. Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год. Как следует из сообщений МФ РФ от 11 июля 2018 года материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ). Таким образом, доводы ответчика и третьего лица о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Проселковой Л.В., материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2016-2019 годах, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Ссылка ответчика и третьего лица на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2017 года № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 г. N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше. Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года). В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения). Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года№ 02-08/07-2248П. При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередных отпусков в 2016-2019 годах, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования. Согласно расчету ответчика, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и с которым согласился истец, сумма недоплаты по отпускным выплатам составила 61 986,30 рубля, недоплата четырехмесячного денежного содержания составила 50386,32 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск -15047,20 рублей. Доводы ответчика о том, что Проселкова Л.В. пропустила срок для подачи иска в суд в соответствии с нормами ст. 392 ТК РФ, суд считает необоснованным. Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В пункте 5 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Истцом Проселковой Л.В. в судебном заседании указано, что о нарушенном своем праве узнала при получении денежных средств при увольнении из налогового органа. Тот факт, что спорные суммы были не только не выплачены истцу, но и не начислены при окончательном расчете, подтверждается расчетом по иску, представленном ответчиком. С учетом изложенного, суд считает причины пропуска Проселковой Л.В. срока обращения в суд за защитой нарушенного права уважительной, и полагает восстановить истцу пропущенный срок, удовлетворив заявленные требования. При этом требования истца о взыскании с ответчика задолженности по средствам материального стимулирования за 4 квартал 2018 года в размере 20 000 рублей, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими, подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих. Как указала в судебном заседании представитель ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 9 по Тульской области по доверенности Воронкова И.В. – она является начальником финансово – хозяйственного отдела и она распределяла за 4 квартал 2018 года СМС за 4 квартал 2018 ода, именно на основании ее служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ за низкое качество работы Проселковой Л.В., последней снижен размер СМС с 12105 рублей до 5000 рублей, который получен истцом. Факт получения средств материального стимулирования за 4 квартал 2018 года в размере 5000 рублей истцом не оспаривался в судебном заседании. На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина. Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме. Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей. В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат в сумме 17066,82 рублей, представленный истцом и ответчиком, суд приходит к выводу, что расчет истца является арифметически верным. С учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд производит его за тот же период, что и истец, что не лишает последнего права на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм. Поскольку работодатель в силу действующего законодательства обязан уплачивать за работников подоходный налог, страховые взносы в Фонд социального страхования, взносы в пенсионный фонд и другие обязательные платежи в порядке и в размерах, которые определены федеральными законами, заявленные истцом в этой части требования являются излишними. Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом было установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты взысканных в пользу истца сумм, взыскана компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 21.06.2019 года, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании указанной компенсации и за период с 22.06.2019 года по день фактического расчета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Проселковой Л.В. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тульской области в пользу Проселковой Л.В. задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с апреля 2016 года по март 2019 года в размере 61986,30 рублей, за вычетом НДФЛ в размере 6807 рублей, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 50386,32 рублей, за вычетом НДФЛ в размере 1638 рублей, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15047,20 рублей, а также компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 17066,82 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Тульской области самостоятельно рассчитать и выплатить Проселковой Л.В. компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с 22.06.2019 года по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Проселковой Л.В. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2019 года. Председательствующий И.М. Сафронова |