РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2016 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тимофеевой Н.А.,
при секретаре Потоцкой Е.О.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1458/2016 по административному иску ФИО1 <данные изъяты> к администрации муниципального образования Узловский район о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
у с т а н о в и л:
административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к главе администрации муниципального образования Узловский район ФИО4, администрации муниципального образования Узловский район о признании решения органа местного самоуправления незаконным. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар, в результате которого сгорела принадлежащая ему квартира № В соответствии с актом обследования и заключением межведомственной комиссии постановлением №319 главы администрации муниципального образования г.Узловая от 19.04.2012 года дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время в квартире не проживает в виду ее непригодности для проживания. Другого жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет. 13.10.2016 года обратился к административному ответчику с заявлением о признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. При обращении с указанным заявлением руководствовался решением собрания представителей 5-го созыва муниципального образования Узловский район от 21.07.2014 №21-138 «Об утверждении пороговых значений размера дохода, стоимости имущества, порядка проверки полноты и достоверности информации, предоставляемой гражданам в целях признания малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Узловая по договорам социального найма», согласно которому пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) составляет 18103,63 руб., пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) составляет 473475,00 руб. Указал, что пороговый размер его дохода не превышает указанных сумм.
Постановлением от 02.11.2016 №1246 глава администрации муниципального образования Узловский район ФИО4 отказал в признании его малоимущим, мотивировав отказ тем, что стоимость его имущества превышает пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина). Считает постановление незаконным, поскольку направлено на ущемление его конституционных прав на получение жилого помещения взамен утраченного в результате пожара. Указал, что в соответствии с представленными справками сумма его ежемесячного дохода как одиноко проживающего гражданина за отчетный период составила <данные изъяты> руб. а рыночная стоимость принадлежащего ему имуществу составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, размер его дохода за три года, предшествующих обращению, не превышает порогового значения.
Ссылаясь на ст.ст.4,124,125,218,219,227 КАС РФ, просит признать незаконным полностью постановление главы администрации муниципального образования Узловский район ФИО4 от 02.11.2016 №1246 «Об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма».
В дальнейшем административный истец уточнил заявленные требования, предъявив их только к администрации муниципального образования Узловский район, и просил признать незаконным полностью постановление от 02.11.2016 №1246 «Об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма».
От представителя административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район поступили возражения, в которых, ссылаясь на ст.49 ЖК РФ, ч.5 ст.5 Закона Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений», решение собрания депутатов муниципального образования Узловский район от 21.07.2014 №21-138, приказ Министерства регионального развития РФ №17 от 25.05.2005 года, Налоговый кодекс РФ указывает, что стоимость имущества гражданина, претендующего на признание его малоимущим, определяется как стоимость объекта налогообложения, то есть исходя из кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость квартиры, принадлежащей на праве собственности ФИО1, составляет <данные изъяты> руб., что значительно превышает пороговое значение стоимости имущества, установленного в размере 473475,00 руб. Решения суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ФИО1, равной его рыночной стоимости не выносилось. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнения не признала, поддержала ранее поданные возражения.
Выслушав мнения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на регистрационном учете по адресу <адрес>, что подтверждается копиями паспорта и выписки из домовой книги (л.д.98-91).
Указанная квартира принадлежит ФИО1 на праве собственности, что следует из приватизационных документов на жилое помещение: договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. №, свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. реестр №, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ реестровая книга <данные изъяты> кн. 5, инвентарное дело № (л.д.106-108,100).
Как указал административный истец в исковом заявлении, в результате пожара, произошедшего в соседней квартире ДД.ММ.ГГГГ, сгорела и принадлежащая ему квартира. Постановлением главы администрации муниципального образования г.Узловая Узловского района №319 от 19.04.2012 года дом, в котором расположена квартира ФИО1, был признан аварийным и подлежащим сносу. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика.
В виду отсутствия жилого помещения для проживания, 13.10.2016 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлением о признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав состав семьи – 1 человек (л.д.9,67,68), поскольку ДД.ММ.ГГГГ его брак с ФИО2 на основании совместного заявления супругов был расторгнут отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес> (л.д.11,101). К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе, справки о доходах, копия трудовой книжки, сведения об имуществе и его стоимости.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 02.11.2016 №1246 ФИО1 отказано в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что стоимость его имущества превышает пороговые значения стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина (л.д.10,157-164).
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С данным административным иском ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного указанной нормой закона срока.
Проверяя законность и обоснованность принятого административным ответчиком решения по заявлению ФИО1, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если
1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Законные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции субъектов РФ.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункты 3 и 6).
Таким образом, действующим федеральным законодательством определение порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Закон Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» (далее – Закон № 722-ЗТО) устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Тульской области.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.2 Закона № 722-ЗТО малоимущие граждане – это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В статье 3 Закона №722-ЗТО обязанность по предоставлению гражданам, признанным малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возложена на органы местного самоуправления поселений и городских округов.
Узловский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тульской области Российской Федерации, зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.2005 года (л.д.178). В состав муниципального образования Узловский район входит, в том числе, городское поселение - город Узловая Узловского района, административный центр – город Узловая.
На территории муниципального образования в полном объеме осуществляется местное самоуправление, предусмотренное действующим законодательством и Уставом (л.д.165-177).
В соответствии с п.3,6 ст. 7 Устава муниципального образования Узловский район к вопросам местного значения муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования является Собрание представителей муниципального образования Узловский район (ст.20 Устава).
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район 5-го созыва №8-27 от 19.11.2013 года на должность главы администрации муниципального образования сроком на 5 лет назначен ФИО4 (л.д.179).
В силу соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования город Узловая Узловского района органам местного самоуправления муниципального образования Узловский район от 29.12.2014 года с последующим дополнением к нему от 01.06.2016 года муниципальное образование город Узловая Узловского района передало муниципальному образованию Узловский район часть полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Узловая Узловского района.
Исходя из анализа приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования Узловский район осуществляет признание граждан малоимущими гражданами в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и осуществляет учёт указанных этих лиц в отношении граждан, проживающих на территории муниципального образования.
В соответствии вышеуказанным законодательством решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 31.03.2010 года №20-133 утверждено Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений (далее - Положение).
Частью 2 ст. 3 Закона № 722-ЗТО установлено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы: 1) документы, подтверждающие состав семьи; 2) выписка из домовой книги и (или) копия лицевого счета по месту жительства; 3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи; 4) справка из органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи жилого помещения на территории Тульской области; 5) справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи жилого помещения на территории Тульской области; 6) выписка из технического паспорта, выданная организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности; 7) справка о доходе гражданина с учетом среднедушевого дохода семьи (о доходе одиноко проживающего гражданина) и стоимости имущества, находящегося в собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению, полученная в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; 8) заявление о том, что гражданин-заявитель и (или) члены его семьи с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет, предшествующих году обращения в органы учета, не совершал (не совершали) действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых им (ими) жилых помещений или к их отчуждению.
Аналогичные требования к документам, прилагаемым к заявлению о признании гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, содержаться в п. 2 ст. 2 Положения.
Согласно ст.4 Закона №722-ЗТО граждане для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда представляют следующие документы: 1) справки, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, одиноко проживающим гражданином или каждым членом семьи (далее - справки о доходах, подлежащих налогообложению); 2) копии налоговых деклараций по налогам, указанным в части 6 настоящей статьи (далее - копии налоговых деклараций), - в случаях, если эти лица были обязаны подавать налоговые декларации по этим налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Граждане, которым назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению или трудовая пенсия, а также граждане, членам семьи которых назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению или трудовая пенсия, для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда одновременно с подачей заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях наряду с документами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части, представляют справки, подтверждающие получение соответствующих доходов (далее - справки о пенсиях).
В силу ч.10 ст.4 Закона № 722-ЗТО справки о доходах, подлежащих налогообложению, и (или) копии налоговых деклараций, справки о пенсиях, представляются за три года, предшествующих году, в котором подано заявление о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане для определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда указывают в приложении к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) сведения о находящихся в собственности одиноко проживающего гражданина или членов семьи жилых домах, жилых помещениях (квартирах, комнатах), гаражах, машино-местах, единых недвижимых комплексах, объектах незавершенного строительства, иных зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам налогообложения налогом на имущество физических лиц; 2) сведения о находящихся в собственности одиноко проживающего гражданина или членов семьи земельных участках, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к объекту налогообложения земельным налогом; 3) сведения о находящихся в собственности одиноко проживающего гражданина или членов семьи транспортных средствах, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к объекту налогообложения транспортным налогом.
В соответствии с ч.5 ст.2 Положения граждане признаются малоимущими администрацией муниципального образования город Узловая Узловского района в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размер дохода одиноко проживающего гражданина меньше порогового значения дохода, а стоимость имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности и учитываемого для целей настоящего Положения, меньше порогового значения стоимости имущества.
В силу ч.9 ст.2 Положения гражданин для определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина в целях признания его малоимущим и предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда указывает в приложении к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении: сведения о находящихся в его собственности жилых домах, квартирах, дачах, гаражах, иных строениях, помещениях, сооружениях, земельных участках и транспортных средствах, относящихся в соответствии с законодательством РФ к объектам налогообложения на имущество физических лиц, объектам налогообложения земельным и транспортным налогом.
На основании сведений, предусмотренных в ч.9 ст.2 Положения и (или) полученных в ходе проведенных проверок, администрация муниципального образования город Узловая Узловского района определяет стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи. Стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина, определяется как сумма стоимости имущества, указанного в п.1 ч.9 настоящей статьи, определенной в порядке, установленном законодательством РФ для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район №1992 от 17.12.2013 года с последующими изменениями, внесенными в него постановлениями №10 от 13.01.2015 года, №1705 от 06.10.2015 года и 09.09.2016 года, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» (л.д.182-232).
Статьей 2.6 указанного Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем при обращении за муниципальной услугой, в который, в том числе входят: заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению №1, паспорт гражданина, документы, подтверждающие состав семьи, сведения о находящихся в собственности одиноко проживающего гражданина жилых домах, квартирах, дачах, гаражах, иных строениях, помещениях, сооружениях, земельных участках и транспортных средствах, относящихся в соответствии с законодательством РФ к объектам налогообложения на имущество физических лиц, объектам налогообложения земельным и транспортным налогом, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем, выписка из домовой книги и (или) выписка из лицевого счета, справки, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению и иных доходах за три года, предшествующих году, в котором подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, справка из органа технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя жилого помещения на территории Тульской области, документы, подтверждающие доход одиноко проживающего гражданина за три года, предшествующих году обращения (в том числе пенсии, социальные выплаты из бюджетов всех уровней и других источников, социальные выплаты безработным), выписка из технического паспорта для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: непредоставление или неполное предоставление заявителем необходимых документов, наличие в документах недостоверной или искаженной информации, представление неправильно оформленных документов, содержащих неполные сведения, превышение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или одиноко проживающего заявителя порогового значения, а также превышение стоимости имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности и учитываемого для признания граждан малоимущими.
Во всех перечисленных случаях заявитель уведомляется об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Решением собрания представителей муниципального образования Узловский район 5-го созыва №21-138 от 21.07.2014 года утверждены пороговые значения размера дохода, стоимости имущества, порядка проверки полноты и достоверности информации, предоставляемой гражданами в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Узловая Узловского района по договорам социального найма, в соответствии с которым пороговое значение размера ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина составляет 18103,63 руб., пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, составляет 473475,00 руб. (л.д.180,181).
Согласно приложению №2 к указанному Решению, пороговое значение стоимости имущества рассчитано исходя из нормы предоставления жилого помещения на 1 члена семьи (одиноко проживающего гражданина) в 15 кв.м. и средней расчетной рыночной цены 1 кв.м. общей площади жилья, установленной Министерством регионального развития РФ, равной по Тульской области за II квартал 2014 года 31565,00 руб.
ФИО1 13.10.2016 года обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлением о признании его малоимущим, таким образом, при установлении размера его дохода должен учитываться доход, полученный в период с 01.10.2013 года по 30.09.2016 года.
Из копии жилищного дела ФИО1 усматривается, что при обращении с заявлением о признании его малоимущим им были представлены все требуемые в соответствии с Административным регламентом документы, что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении настоящего административного дела (л.д.67-164).
25 октября 2016г. состоялось заседание жилищной комиссии администрации муниципального Узловский район. На заседании, помимо прочих, рассматривалось заявление ФИО1 Поскольку ФИО1 не были представлены сведения об изменении кадастровой стоимости принадлежащей ему на праве собственности <адрес>, составляющей <данные изъяты> руб. 10 коп., комиссия пришла к выводу о невозможности признания стоимости имущества заявителя ниже пороговых значений. Решением жилищной комиссии рекомендовано главе администрации муниципального образования Узловский район ФИО4 отказать ФИО1 в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 157-160).
25.10.2016г. ФИО1 направлено сообщение о принятом на заседании жилищной комиссии решения об отказе в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также о возможности получения копии соответствующего постановления администрации муниципального образования Узловский район, поскольку при обращении с заявлением ФИО1 просил результат рассмотрения заявления вручить ему лично (л.д. 67, 161).
02 ноября 2016 года постановлением от 02.11.2016 №1246 ФИО1 отказано в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что стоимость имущества данного гражданина превышает пороговые значения стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина).
Частью 1 ст. 68 КАС РФ установлено, что обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
То обстоятельство, что размер ежемесячного дохода ФИО1 за три года, предшествующие месяцу обращения с заявлением о признании его малоимущим, не превышают пороговое значение размера ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина, установленного Решением собрания представителей муниципального образования Узловский район 5-го созыва №21-138 от 21.07.2014 года, стороной ответчика не оспаривалось, в связи с чем, суд считает это обстоятельство не подлежащим доказыванию.
В обоснование требований заявления о признании его малоимущим, как и в обоснование административных исковых требований о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Узловский район от 02.11.2016 №1246 об отказе в признании его малоимущим ФИО1 представлены справка организации технической инвентаризации и уведомление Росреестра о правах на недвижимое имущество, зарегистрированных на праве собственности на имя ФИО1, паспорт транспортного средства и договор его купли-продажи, из которых усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрел у ФИО6 легковой автомобиль марки <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб., отчет о рыночной стоимости трехкомнатной <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., согласно которому по состоянию на 12.10.2016 года итоговая рыночная стоимость оцениваемого объекта составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 27-28,31-54,100,104-105,106-108,109-154,156).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО1 утверждал, что пороговое значение стоимости имущества, находящегося в его собственности как одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, меньше установленного порогового значения, поскольку стоимость всего принадлежащего истцу имущества составляет <данные изъяты>
Суд не согласен с данным утверждением по следующим основаниям.
Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005г. №17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Подпунктами 9.1, 9.2 Методических рекомендаций установлено, что определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, помещений, сооружений) и транспортных средств рекомендуется производить на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению. Данные налоговых органов в соответствии с частью 10 статьи 83 и статьей 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации формируются на основе имеющихся сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, иными установленными законодательством лицами, а также непосредственно самими гражданами-налогоплательщиками. Для определения стоимости недвижимого имущества - строений, помещений и сооружений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, могут быть использованы данные об инвентаризационной стоимости указанных видов имущества, которые в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» предоставляются в налоговые органы соответствующими органами и организациями. Инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, как правило, используется в качестве налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц. Однако указанная стоимость не соответствует рыночной стоимости имущества и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может быть оценена независимыми экспертными оценочными организациями.
Вместе с тем, Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу с 01.01.2015г. в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
В ч. 12 ст. 4 Закона № 722-ЗТО установлено, что стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи, определяется органом местного самоуправления на основании сведений, предусмотренных в части 10 настоящей статьи и (или) полученных в ходе проведенных проверок. При этом стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина, определяется как сумма:
1) стоимости имущества, указанного в пункте 1 части 10 настоящей статьи (в том числе квартир), определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц;
2) стоимости имущества, указанного в пункте 2 части 10 настоящей статьи (земельных участках), определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для исчисления налоговой базы по земельному налогу;
3) стоимости имущества, указанного в пункте 3 части 10 настоящей статьи (транспортных средств), определенной исходя из рыночной цены такого или аналогичного имущества, сложившейся в соответствующем городском округе либо в муниципальном районе, в состав которого входит соответствующее городское или сельское поселение, по состоянию на 1 января года, в котором подано заявление о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичное определение стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина, установлено в п. 9, 11 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 31.03.2010г. № 20-133.
По сведениям Межрайонной инспекции ФНС №1 по Тульской области ФИО1 предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц, поскольку налогоплательщик относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, начисление ему налога на имущество физических лиц не производилось (л.д.252).
Однако, в соответствии с п. 1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 ст. 402 НК РФ).
Таким образом, по общему порядку, установленному Налоговым кодексом РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, устанавливается в случае, если в субъекте РФ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и если представительные органы муниципальных образований приняли соответствующий нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта.
Законом Тульской области от 20.11.2014г. №2219-ЗТО установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2016 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 17.11.2014г. №26-168 постановлено установить и ввести в действие с 01 января 2015 года на территории муниципального образования город Узловая Узловского района налог на имущество физически лиц на объекты налогообложения, предусмотренные НК РФ (пункт 1). Установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы от 01.03.2013 года (пункт 2).
Вместе с тем, решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 24.11.2015г. №42-289 в решение от 17.11.2014г. №26-168 внесены изменения в части определения налоговой базы по налогу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости. Данный документ вступает в силу по истечении одного месяца с момента официального опубликования, но не ранее 01.01.2016 года.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением о принятии на учет в качестве малоимущего (13.10.2016 года) налоговая база по налогу на имущество физических лиц в муниципальном образовании город Узловая Узловского района Тульской области должна определяться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости – <адрес>.
Согласно ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры (пункт 3).
Из копии кадастрового паспорта спорной квартиры следует, что жилое помещение - <адрес> - площадью <данные изъяты> кв.м. поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость объекта недвижимости, согласно информации, размещенной на сайте http://rosreestr.ru Единого портала Государственные услуги, составляет <данные изъяты> руб.(л.д. 151-154,155).
Таким образом, кадастровая стоимость 20 кв.м. жилого помещения составляет <данные изъяты> а налоговая база в отношении квартиры, принадлежащей ФИО1, составляет <данные изъяты>
На основании изложенного суд считает, что хотя при рассмотрении заявления ФИО1 о признании его малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищной инспекцией установлено превышение порогового значения стоимости имущества исходя их кадастровой стоимости всего объекта недвижимости, находящегося в собственности заявителя, то есть исходя из стоимости <данные изъяты> руб. 10 коп., однако пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности ФИО1 как одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, исчисленное с учетом требований ст. 403 НК РФ, также превышает пороговое значение, установленное Решением собрания представителей муниципального образования Узловский район 5-го созыва №21-138 от 21.07.2014 года в размере 473475,00 руб..
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемым постановлением главы администрации муниципального образования Узловский район от 02.11.2016 №1246 права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, постановление вынесено лицом, наделенным полномочиями на вынесение оспариваемого решения, порядок принятия постановления не нарушен, содержание оспариваемого постановления соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, то есть обжалуемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленного ФИО1 требования надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к администрации муниципального образования Узловский район о признании решения органа местного самоуправления незаконным - отказать
Решение быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Тимофеева