НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Узловского городского суда (Тульская область) от 20.11.2023 № 2А-1321/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2023 года город Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Хромовой М.Н.,

при помощнике судьи Дудине Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Узловского районного суда Тульской области административное дело № 2а-1321/23 (УИД 71RS0021-01-2023-001340-93) по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Бушминой Елене Валентиновне о взыскании пени по транспортному и земельному налогам, штрафа за налоговое правонарушение,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту УФНС по Тульской области) обратилось в суд с административным иском к Бушминой Е.В. о взыскании пени по транспортному и земельному налогам, штрафа за налоговое правонарушение.

В обоснование заявленных требований указано, что Бушмина Е.В. является плательщиком транспортного и земельного налогов поскольку за ней зарегистрированы транспортные средства:

- грузовой автомобиль ГАЗ 330232, государственный регистрационный знак , VIN: , год выпуска 2006 (период владения с 29.03.2006 до 06.12.2017);

- легковой автомобиль ВАЗ 211440 LADA SAMARA, государственный регистрационный знак: VIN: , год выпуска 2008 (дата регистрации права 30.05.2018);

- грузовой автомобиль MERCEDES-BENS A TEGO823, государственный регистрационный знак: , VIN: , год выпуска 2003 (дата регистрации права 04.07.2015);

и земельные участки:

- КН , адрес: <адрес> площадь 1000 (дата регистрации права 01.01.1999);

- КН , адрес: <адрес>, площадь 1005 (период владения с 05.06.2008 до 06.03.2021).

За налоговые периоды 2014, 2015, 2016, 2017, 2019 Бушминой Е.В. были начислены налоги, в отношении которых налоговым органом были приняты меры по их взысканию:

- о взыскании задолженности за 2019 год вынесен судебный приказ №2а-696/2021 от 29.03.2021, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.08.2021 № 234523/21/71021-ИП;

- о взыскании задолженности за 2017 год вынесен судебный приказ №2а-772/2019 от 22.05.2019, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.08.2021 № 234523/21/71021-ИП;

- о взыскании задолженности за 2016 год вынесен судебный приказ №2а-39/2018 от 29.06.2018, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 101082/19/71021-ИП;

- о взыскании задолженности за 2015 год вынесен судебный приказ №2а-973/2017 от 31.08.2017, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №98344/19/71021-ИП;

- о взыскании задолженности за 2014 год вынесен судебный приказ №2а-687/2015 от 03.06.2015, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Решением УФНС по Тульской области № 2196.21 от 01.06.2021 Бушмина Е.В. привлечена к налоговой ответственности, ей назначен штраф в размере 500 рублей.

В связи с неуплатой налоговых обязательств за 2014, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020 г.г. Бушминой Е.В. выставлено и направлено требование № 144458 по состоянию на 14.07.2022 со сроком уплаты до 30.08.2022.

27.02.2023 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №45 Узловского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бушминой Е.В. о взыскании пени по транспортному и земельному налогам.

Мировым судьей судебного участка №45 Узловского судебного района Тульской области 27.02.2023 вынесено определение об отказе в принятии указанного заявления, поскольку из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

На основании изложенного просит взыскать с Бушминой Елены Валентиновны, <данные изъяты>

- штраф за налоговое правонарушение в размере 500 рублей;

- пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 1761,45 рублей за период с 01.12.2015 по 31.03.2022, за 2015 год в размере 4156,86 за период с 02.12.2016 по 31.03.2023, за 2017 год в размере 4496,76 рублей за период с 04.12.2018 по 31.03.2022, за 2016 год в размере 6479,49 рублей за период с 02.12.2017 по 31.03.2022, за 2019 год в размере 1610,78 рублей за период с 08.01.2021 по 31.03.2022, за 2020 в размере 513,44 рублей за период с 02.12.2021 по 31.03.2022;

- пени по земельному налогу за 2015 год в размере 14,65 рублей за период с 02.12.2016 по 31.03.2022, за 2017 год в размере 10,70 рублей за период с 04.12.2018 по 31.03.2022, за 2016 год в размере 26,37 рублей за период с 02.12.2017 по 31.03.2022, за 2019 год в размере 5,02 рублей за период с 08.01.2021 по 31.03.2022, за 2020 год в размере 2,05 рублей за период с 02.12.2021 по 31.03.2022;

а всего 19577,57 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Бушмина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в соответствии со статьей 96 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщила.

Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Тульского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Таким образом, административный ответчик, не получив извещения по обстоятельствам, зависящим от него, самостоятельно распорядился своим правом на участие в судебном заседании, в связи с чем, считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Судом установлено, что Бушмина Е.В. является плательщиком транспортного и земельного налогов поскольку за ней зарегистрированы транспортные средства:

- грузовой автомобиль ГАЗ 330232, государственный регистрационный знак , VIN: , год выпуска 2006 (период владения с 29.03.2006 до 06.12.2017);

- легковой автомобиль ВАЗ 211440 LADA SAMARA, государственный регистрационный знак: VIN: , год выпуска 2008 (дата регистрации права 30.05.2018);

- грузовой автомобиль MERCEDES-BENS A TEGO823, государственный регистрационный знак: , VIN: , год выпуска 2003 (дата регистрации права 04.07.2015);

и земельные участки:

- КН , адрес: <адрес>, площадь 1000 (дата регистрации права 01.01.1999);

- КН , адрес: <адрес>, площадь 1005 (период владения с 05.06.2008 до 06.03.2021).

В силу положений ст.ст.357, 388, 400 Налогового кодекса РФ Бушмина Е.В. в спорный налоговый период являлась плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, соответственно.

Статьями 14 и 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На основании п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

На территории Тульской области транспортный налог введен Законом Тульской области от 28 ноября 2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (в соответствующей редакции), которым определены налоговые ставки, предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

На основании п.п.1 п. 1 ст.359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании п. 1, п. 2 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст.ст. 387, 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п.1 ст.400 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Из п. 1 и пп. 2 п.2 ст. 406 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Из положений ст.ст. 397, 363, 409 Налогового кодекса РФ следует, что направление налогового уведомления по данным видам налогов допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

03.06.2015 мировым судьей судебного участка № 45 Узловского района Тульской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-687/2015 о взыскании с Бушминой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2013 год в сумме 5604 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 16,78 рублей, задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме 12,19 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 4,64 рублей, а также госпошлина 200 рублей.

Согласно справке, представленной ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области, судебного приказа по делу № 2а-687/2015 в отношении Бушминой Е.В. на исполнении не находится.

31.08.2017 мировым судьей судебного участка № 45 Узловского района Тульской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-973/2017 о взыскании с Бушминой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 13118 рублей, пени за 2015-2016 в сумме 19,81 рублей, задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 2335 рублей, пени за 2015-2016 в сумме 11,67 рублей, а также госпошлина 310,61 рублей.

Судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области 02.12.2019 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 98344/19/71021-ИП.

29.06.2018 мировым судьей судебного участка № 45 Узловского района Тульской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-39/2018 о взыскании с Бушминой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 20636 рублей, пени за 2015-2016 в сумме 1910,32 рублей, задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 84 рублей, пени за 2015-2016 в сумме 247,79 рублей, а также госпошлина 443,21 рублей.

Судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области 11.12.2019 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 101082/19/71021-ИП.

22.05.2019 мировым судьей судебного участка № 45 Узловского района Тульской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-772/2019 о взыскании с Бушминой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 20167 рублей, пени за 2017 в сумме 65,54 рублей, задолженность по земельному налогу за 2017 год в сумме 48 рублей, пени за 2017 в сумме 0,16 рублей, а также госпошлина 404, 21 рублей.

Согласно справке, представленной ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области, судебного приказа по делу № 2а-772/2019 в отношении Бушминой Е.В. на исполнении не находится.

29.03.2021 мировым судьей судебного участка № 45 Узловского района Тульской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-696/2021 о взыскании с Бушминой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 15964 рублей, пени в сумме 36,19 рублей, задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 48 рублей, пени в сумме 0,11 рублей, а также госпошлина 320,97 рублей.

Судебным приставом-исполнителем ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области 06.08.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 234523/21/71021-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г.Узловая и Узловского района Тульской области от 07.10.2021 исполнительное производство №234523/21/71021-ИП окончено в связи с невозможностью взыскания.

Согласно решению УФНС по Тульской области № 2196.21 от 01.06.2021 Бушмина Е.В. привлечена к налоговой ответственности за неявку либо уклонение от явки к старшему налоговому инспектору УФНС по Тульской области 24.03.2021 для допроса в качестве свидетеля по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля, к наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.

При принудительном взыскании сумм налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд.

Согласно положениям ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 286 КАС РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Анализ взаимосвязанных положений действующего законодательства свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (ч.1, 4, 8 ст. 69 НК РФ).

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).

Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании п. 1 ст. 72 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В связи с неуплатой налоговых обязательств за 2014, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020 г.г. Бушминой Е.В. выставлено и направлено требование № 144458 по состоянию на 14.07.2022 со сроком уплаты до 30.08.2022.

Поскольку Бушминой Е.В. не был оплачен штраф по решению УФНС по Тульской области № 2196.21 от 01.06.2021, было выставлено и направлено требование по состоянию на 25.06.2021 со сроком уплаты до 02.09.2021.

27.02.2023 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №45 Узловского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бушминой Е.В. о взыскании пени по транспортному и земельному налогам.

Мировым судьей судебного участка №45 Узловского судебного района Тульской области 27.02.2023 вынесено определение об отказе в принятии указанного заявления, поскольку из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

В суд с настоящим иском административный истец обратился лишь 25.07.2023, то есть с пропуском предусмотренного законом шестимесячного срока для его подачи.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.

Ошибочное исчисление срока подачи искового заявления не является уважительной и не зависящей от заявителя причиной пропуска срока и не может служить основанием для его восстановления. Процессуальный срок для обращения в суд налоговым органом пропущен и уважительных причин для его восстановления судом не установлено.

При таких обстоятельствах, налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание с административного ответчика указанной в иске недоимки.

Согласно п.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая, что УФНС России по Тульской области пропущен срок для предъявления требований в порядке административного искового производства, данное обстоятельство является основанием для отказа УФНС России по Тульской области в удовлетворении административных исковых требований ввиду пропуска срока на обращение в суд и отсутствием оснований для его восстановления.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 289-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Бушминой Елене Валентиновне о взыскании пени по транспортному и земельному налогам, штрафа за налоговое правонарушение, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий М.Н.Хромова