НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Узловского городского суда (Тульская область) от 13.09.2023 № 2А-1137/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2023 года город Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сафроновой И.М.,

при секретаре Санниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1137/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-001135-29) по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Задеренко Дмитрию Олеговичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее — УФНС России по Тульской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Задеренко Д.О. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что Задеренко Д.О. является плательщиком страховых взносов, поскольку с 14.09.2011 года по 25.11.2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании пп.2 п.1 ст.419 НК РФ Задеренко Д.О. являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере: за 2017 год — на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей, за 2018 года — на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, за 2019 года — на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рубля, на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рубля, за 2020 год — на обязательное пенсионное страхование в размере 29293,33 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 7606,81 рублей. В связи с неуплатой задолженности по страховым взносам плательщику начислены пени.

Согласно ведениям Росреестра по Тульской области на имя Задеренко Д.О. зарегистрировано имущество: квартира по адресу <адрес>. площадью 44,3 кв.м., КН и земельный участок по адресу: <адрес> площадью 584 кв.м., КН в связи с чем Задеренко Д.О. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Кроме того, он является плательщиком транспортного налога, поскольку на его имя были зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты> и <данные изъяты>

Также Задеренко Д.О. является плательщиком единого налога на вмененный доход. Уведомлением от 25.01.2019 года ему за 4 квартал 2018 года начислен такой налог, который он оплатил только 31.01.2019 года.

Задеренко Д.О. по месту регистрации направлялись требования об уплате налога: от 02.07.2019 года №45872, от 12.07.2019 года №93083, от 14.02.2020 года №13615, от 25.02.2020 года №70227, от 25.06.2020 года №40944, от 18.02.2021 года №42838, от 05.03.2021 года №63719, от 21.05.2021 года №84421, от 23.08.2021 года №233802, от 20.12.2021 года №333688. В связи с неуплатой задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество, единому налогу на вмененный доход и страховым взносам налогоплательщику выставлено требование об уплате налога от 09.05.2022 года №49615 со сроком уплаты до 04.07.2022 года. В связи с неоплатой задолженности УФНС России по Тульской области обращалось к мировому судье судебного участка №45 Узловского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением от 27.02.2023 года в принятии заявления было отказано. УФНС по Тульской области предприняты все меры для взыскания задолженности, которая до настоящего времени не погашена.

На основании изложенного, просит взыскать с Задеренко Д.О. в пользу УФНС России по Тульской области пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 6,09 рублей, штраф за налоговые правонарушения, установленный главой 16 НК РФ, в размере 1000 рублей, транспортный налог с физических лиц в размере 2656,21 рублей и пени в размере 22,23 рублей за 2020 год, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1000 рублей и пени в размере 179,98 рублей за 2017, 2018, 2019 годы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 1674,59 рублей и пени в размере 3129,39 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 155,42 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3066 рублей и пени в размере 1180,46 рублей за 2018, 2019 годы, а всего на общую сумму 14070,37 рублей.

Представитель административного истца УФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Задеренко Д.О. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещался надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представил.

Предусмотренных ст.150,152 КАС РФ оснований для отложения судебного заседания судом не установлено, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена ст.57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указано, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ).

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьёй 357 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст.362 НК РФ.

Согласно ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом.

Как установлено судом, Задеренко Д.О. является собственником транспортных средств: <данные изъяты> и <данные изъяты> а потому он обязан производить оплату транспортного налога в установленные законом сроки на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно выписке из ЕГРИП Задеренко Д.О. в период с 14.09.2011 года по 25.11.2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании пп.2 п.1 ст.419 НК РФ Задеренко Д.О. являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере: за 2017 год — на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей, за 2018 года — на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, за 2019 года — на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рубля, на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рубля, за 2020 год — на обязательное пенсионное страхование в размере 29293,33 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 7606,81 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог, что установлено ч.1 ст.389 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (ч.1 ст.400 НК РФ).

В силу ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом, квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как установлено судом, Задеренко Д.О. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, площадью 44,3 кв.м., КН и земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 584 кв.м., КН , в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии с ч.1 ст.346.28 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 НК РФ (утратила силу с 01.01.2021 года).

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе, что установлено ст.346.28 НК РФ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30 НК РФ).

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса (ст.346.32 НК РФ).

В период осуществления предпринимательской деятельности Задеренко Д.О. перешел на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 НК РФ, и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход.

Таким образом, Задеренко Д.О., будучи налогоплательщиком, обязан уплачивать: транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно налоговому уведомлению №72823581 от 25.08.2016 года Задеренко Д.О. за 2015 год начислен транспортный налог за автомобиль Ниссан в размере 1860 рублей, земельный налог за участок в Московской области в размере 1460 рублей, налог на имущество физических лиц (квартира в г.Узловая Тульской области) в размере 38 рублей, а всего к уплате 3358 рублей, срок уплаты – не позднее 01.12.2016 года.

Согласно налоговому уведомлению №79428091 от 13.10.2017 года Задеренко Д.О. за 2016 год начислен транспортный налог за автомобиль Ниссан в размере 4521 рубль, земельный налог за участок в Московской области в размере 1460 рублей, налог на имущество физических лиц (квартира в г.Узловая Тульской области) в размере 169 рублей, а всего к уплате 6150 рублей, срок уплаты – не позднее 01.12.2017 года.

Согласно налоговому уведомлению №13085449 от 04.09.2018 года Задеренко Д.О. за 2017 год начислен земельный налог за участок в Московской области в размере 1460 рублей, налог на имущество физических лиц (квартира в г.Узловая Тульской области) в размере 302 рубля, а всего к уплате 1762 рубля, срок уплаты – не позднее 03.12.2018 года.

Согласно налоговому уведомлению №14485569 от 16.08.2019 года Задеренко Д.О. за 2018 год начислен земельный налог за участок в Московской области в размере 1460 рублей, налог на имущество физических лиц (квартира в г.Узловая Тульской области) в размере 333 рубля, а всего к уплате 1793 рубля, срок уплаты – не позднее 02.12.2019 года.

Согласно налоговому уведомлению №18379109 от 03.08.2020 года Задеренко Д.О. за 2019 год начислен земельный налог за участок в Московской области в размере 1606 рублей, налог на имущество физических лиц (квартира в г.Узловая Тульской области) в размере 365 рублей, а всего к уплате 1971 рубль, конкретный срок уплаты не установлен, то есть налог необходимо уплатить не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах.

Согласно налоговому уведомлению №19626532 от 01.09.2021 года Задеренко Д.О. за 2020 год начислен транспортный налог за автомобиль Шевроле Круз в размере 4117 рублей, при этом с учетом переплаты ранее к оплате выставлено 3637,21 рублей, срок уплаты – не позднее 01.12.2021 года.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и дополнительной обязанностью налогоплательщика.

Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункты 1 и 3 статьи 75 НК РФ).

Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов (сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов – для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) налоговым органом в адрес Задеренко Д.О. выставлялись следующие требования:

- №45872 об уплате по состоянию на 02.07.2019 года налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 302 рубля и пени в размере 16,31 рублей – срок исполнения до 09.10.2019 года,

- №93083 об уплате по состоянию на 12.07.2019 года пени на земельный налог в размере 252,35 рублей – срок исполнения до 01.11.2019 года,

- №13615 об уплате по состоянию на 14.02.2020 года земельного налога по сроку уплаты 02.12.2019 года в размере 1460 рублей и пени в размере 22,31 рублей – срок исполнения до 24.03.2020 года,

- №70227 об уплате по состоянию на 25.02.2020 года пени на земельный налог в размере 697,01 рублей – срок исполнения 06.04.2020 года,

- №40944 об уплате по состоянию на 25.06.2020 года налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 02.12.2019 года в размере 333 рубля и пени в размере 13,52 рублей – срок исполнения до 23.11.2020 года,

- №42838 об уплате по состоянию на 18.02.2021 года налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2020 года в размере 365 рублей и пени в размере 4,03 рублей, земельного налога по сроку уплаты 01.12.2020 года в размере 1606 рублей и пени в размере 17,75 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по сроку уплаты 10.12.2020 года в размере 1674,59 рублей и пени в размере 38,20 рублей – срок исполнения до 20.04.2021 года,

- №333688 об уплате по состоянию на 20.12.2021 года транспортного налога по сроку уплаты 01.12.2021 года в размере 2656,21 рублей – срок исполнения до 14.02.2022 года,

- №49615 об уплате по состоянию на 09.05.2022 года пени на транспортный налог в размере 22,23 рублей, пени на единый налог на вмененный доход в размере 6,09 рублей, пени на налог на имущество физических лиц в размере 146,12 рублей, пени на земельный налог в размере 808 рублей, пени на страховые взносы на пенсионное страхование в размере 3091,19 рублей, пени на страховые взносы на медицинское страхование в размере 155,42 рублей, а всего пени на общую сумму 4229,10 рублей – срок исполнения до 04.07.2022 года.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, налоговым органом указано, что УФНС России по Тульской области в отношении Задеренко Д.О. была проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт №13489 от 29.04.2021 года и принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения №14785 от 02.07.2021 года.

Однако само принятое решение в материалы дела административным истцом не представлено, в связи с чем установить характер совершенного правонарушения, вид и размер налоговой ответственности невозможно.

При этом, в адрес Задеренко Д.О. налоговым органом направлялись требования об уплате штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ:

-№63719 по состоянию на 05.03.2021 года по сроку уплаты 15.01.2021 года в размере 500 рублей – срок исполнения до 05.05.2021 года,

- №84421 по состоянию на 21.05.2021 года по сроку уплаты 02.04.2021 года в размере 250 рублей – срок исполнения до 20.07.2021 года,

- №233803 по состоянию на 23.08.2021 года по сроку уплаты 02.07.2021 года в размере 250 рублей – срок исполнения до 26.10.2021 года,

а всего на сумму 1000 рублей.

Согласно ч.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (ч.2 ст.46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Сведений о вынесении налоговым органом решений о взыскании с Задеренко Д.О. налоговой задолженности путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика административным истцом в материалы дела не представлены.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках либо электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах либо реквизитах электронного средства платежа налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 11 ст. 46 НК РФ).

Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится на основании постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) в бюджетную систему РФ за счет имущества, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности (п.1 ст.47 НК РФ).

Поскольку денежные средства в рамках взыскания по ст.46 НК РФ не поступили, к Задеренко Д.О. применены меры взыскания, установленные ст.47 НК РФ.

Налоговым органом вынесены следующие постановления о взыскании с Задеренко Д.О. налоговой задолженности за счет его имущества:

- №71530000619 от 22.01.2019 года – взыскание в пределах сумм, указанных в требовании от 22.03.2018 года №5230, в размере 19250,45 рублей, из которых: 18912 рублей налоговая задолженности и 338,45 рублей задолженность по пени,

- №5392 от 26.03.2019 года - взыскание в пределах сумм, указанных в требовании от 18.01.2019 года №1772, в размере 27537,70 рублей, из которых: 26545 рублей налоговая задолженности и 992,70 рублей задолженность по пени,

- №2474 от 20.03.2020 года - взыскание в пределах сумм, указанных в требовании от 16.01.2020 года №2413, в размере 34011,03 рублей, из которых: 33905,08 рублей налоговая задолженности и 105,95 рублей задолженность по пени.

Каждое из указанных постановлений подлежало направлению судебному приставу-исполнителю в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика, что указано в п.3 постановлений.

Вышеуказанные постановления представлены административным истцом, однако сведений об их направлении в подразделение службы судебных приставов по месту регистрации Задеренко Д.О. не имеется.

Согласно информации, имеющейся в банке данных исполнительных производств Тульской области, размещенной на официальном сайте ФССП России в сети Интернет по адресу https://r71.fssp.gov.ru, информации о возбуждении на основании вышеуказанных постановлений налогового органа исполнительных производств в отношении должника Задеренко Д.О. не имеется.

Также из представленных документов невозможно установить предмет взыскания, поскольку в каждом из постановлений указано, что производится взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Задеренко Д.О. в пределах сумм, указанных в требованиях. При этом сами требования, указанные в постановлениях №71530000619 от 22.01.2019 года, №5392 от 26.03.2019 года и №2474 от 20.03.2020 года, суду не представлены.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

Обращаясь в суд с административным иском, УФНС России по Тульской области просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 2656,21 рублей и пени в размере 22,23 рублей.

При этом требование об уплате указанной задолженности №333688 необходимо было исполнить в срок до 14.02.2022 года.

Соответственно срок для предъявления в суд административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу в соответствии со ст.48 НК РФ истек 14.08.2022 года, а административное исковое заявление направлено в суд 23.06.2023 года, в связи с чем в удовлетворении требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 год надлежит отказать.

Также надлежит отказать в удовлетворении требований о взыскании штрафов за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ, в размере 1000 рублей, поскольку срок исполнения самого позднего из трех предъявленных требований установлен до 26.10.2021 года, в связи с чем срок для обращения в суд, установленный ст.48 НК РФ, истек 26.04.2022 года.

Требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика налога на имущество физических лиц, задолженности по земельному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование также не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока для обращения в суд, поскольку согласно самому позднему требованию об уплате указанных видов налоговой задолженности (№42838 от 18.02.2021 года) требование подлежало исполнению в срок до 20.04.2021 года.

Также налоговым органом заявлены требования о взыскании с административного ответчика пени: на единый налог на вмененный доход для отдельных видом деятельности, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В обоснование заявленных требований административным истцом представлено требование №49615 со сроком исполнения до 04.07.2022 года.

Разрешая заявленные требования суд приходит к следующему.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.

Из представленных истцом документов установлено, что возможность взыскания с налогоплательщика задолженности по штрафу за налоговые правонарушения, по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование утрачена. Доказательств своевременного предъявления требований об оплате единого налога на вмененный доход и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также того, что возможность взыскания данной налоговой задолженности не утрачена, административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Задеренко Дмитрию Олеговичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2023 года.

Председательствующий И.М. Сафронова