Дело№2-167/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Ложкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ****** (межрайонное), Межрайонной ИФНС России *** по *** о признании незаконным решения *** от *** об отказе произвести перерасчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере ***, подлежащих оплате с доходов, превышающих ***. за *** с учетом суммы расходов за данные налоговые периоды и возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы за *** в размере ***., за *** в размере ***.,
у с т а н о в и л:
Истец ***1 обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в *** (межрайонное), далее- УПФР в ****** (межрайонное), мотивируя свои требования следующим.
В период с *** по *** он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в период за *** применял упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом, размер дохода предпринимателя в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации. В указанный период он имел доход (без учета расходов) свыше ***. в год и уплачивал страховые взносы исключительно из расчета величины дохода.
*** он обратился в УПФР в *** Удмуртской Республике (межрайонное) с заявлением о перерасчете уплаченных страховых взносов за 2014-2015 гг. с учетом суммы расходов за данные налоговые периоды в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 27-П, Федеральным законом от *** N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Управление письмом от ****** оставило его заявление без удовлетворения, сославшись на то, что перерасчет (уменьшение) сумм страховых взносов осуществить невозможно, так как сведения о доходе не изменялись, а расходы во внимание не приняты, несмотря на то, что на основании уведомления о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств *** от 14.06.2018г. Управление возвратило сумму страховых взносов, рассчитанной с учетом расходов за 2016 год.
Основанием для перерасчета страховых взносов с учетом суммы расходов является следующее: Федеральным законом от *** N 250-ФЗ Федеральный закон от *** N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) признан утратившим силу с ***.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ. Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает ***., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает ***., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего ***. за расчетный период. При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктом 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Статьей 346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 данного Кодекса.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от *** N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором отражены общие правовые подходы при применении положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
Однако, ***. было принято Постановление Конституционного Суда РФ N 27- П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в котором изложено следующее.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от *** N 27-П правовая позиция подлежит применению при определении размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиками, поименованными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, учитывая, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 27-П вступило в силу *** (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения.
В соответствии со статьей 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ***, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ***, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 названного закона).
Таким образом, в целях определения Управлением Пенсионного фонда размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за ***, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, что не было сделано ответчиками.
Так, согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за *** сумма полученных доходов за налоговый период (код строки 213) составляет ***, при этом сумма произведенных расходов за данный период составляет - *** (код строки - 223), соответственно, сумма дохода с учетом расходов составит: 568 *** рублей, а сумма страховых взносов, подлежащая уплате при доходе свыше *** составит 2 680,39 *** при этом, истцом за данный период уплачена сумма страховых взносов на ОС в размере 1% с доходов, превышающих ***, соответственно, подлежит возврату сумма излишне уплаченных страховых взносов за *** в размере ***.
По налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за *** сумма полученных доходов за налоговый период (код строки - 213) составляет *** рублей, при этом сумма произведенных расходов за данный период составляет - *** (код строки - 223), соответственно, сумма дохода с учетом расходов составит: ***) рублей, а сумма страховых взносов, подлежащая уплате при доходе свыше *** составит *** при этом, истцом за данный период уплачена сумма страховых взносов на ОС в размере 1% с доходов, превышающих ***. рублей в сумме ***, соответственно, подлежит возврату сумма излишне уплаченных страховых взносов за *** в размере ***.
Истец просит признать незаконным решение УПФР в ****** (межрайонное) от ****** и обязать ответчика возвратить излишне уплаченные страховые взносы за ***
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная ИФНС России *** по Удмуртской Республике.
В судебное заседание истец ***1 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика УПФР в ****** (межрайонное) ***3, действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала, поддержала письменные возражения, согласно которых истец пропустил срок на обращение в суд. Так, согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени, штрафов. При этом в силу пункта 13 статьи 26 ФЗ N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичный срок, подлежащий применению к страховым взносам с ***, установлен пунктом 7 статьи 78 НК РФ. Как следует из реестра поступления платежей от страхователя ***1 страховые взносы за *** в сумме *** уплачены ***, за *** в сумме *** уплачены *** С заявлением о перерасчете суммы страховых взносов за ******1 обратился в Управление ***, то есть с пропуском трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от *** N 173-0, норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Кроме того, истцом неправильно сформулированы исковые требования к ответчику. Истцом заявлено требование о признании незаконным решения Управления от ******. Указанное требование не может быть удовлетворено, поскольку Управлением оспариваемое решение не выносилось и в природе не существует. На заявление истца от *** Управлением был предоставлен ответ в форме письма от ******.
Истцом неправильно определена сумма дохода за ***, поскольку доходы определены только по упрощенной системе налогообложения (далее - УСИ), и не определены по единому налогу на вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД).
Согласно пунктам 3, 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доход учитывается в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 8 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
При этом доход страхователя Пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа.
***1 в *** г.г. применял упрощенную систему налогообложения и уплачивал единый налог на вмененный доход.
В *** по данным налогового органа ***1, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения в сумме ***., получил также доход от деятельности, облагаемой ЕНВД в размере ***. Соответственно совокупный доход ***1 за *** от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил ***. (по ЕНВД доход составил *** руб., по декларации по ЕН по УСН - *** расходы предпринимателя по УСН составили ***
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за ***, составляет ***
За ******1 уплачена сумма страховых взносов в размере *** (из которых на фиксированную сумму перечислено ***. в качестве 1 процента с дохода свыше ***.- сумма, которая подлежит возврату за ***. при условии удовлетворения требований ***1
В *** по данным налогового органа ***1, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения в сумме ***., получил также доход от деятельности, облагаемой ЕНВД в размере *** Соответственно, совокупный доход ***1 за *** от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил ***. (по УСН доход составил ***., по декларации по ЕНВД - ***.; расходы предпринимателя по УСН составили ***
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за ***, составляет ***
За ******1 уплачена сумма страховых взносов в размере *** (из которых на фиксированную сумму перечислено ***. в качестве 1 процента с дохода свыше ***.- сумма которая подлежит возврату за *** при условии удовлетворения требований ***1
Представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России *** по *** в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, направил письменные возражения, согласно которых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, до *** были урегулированы Федеральным законом от *** №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно статье 20 Федерального закона от *** №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ***, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ***, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального закона от *** №250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ***, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до *** (часть 3 статьи 21 Федерального закона от *** №250-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона №212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает ***, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает ***, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона №212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1 -го числа каждого следующего месяца.
*** принято Постановление Конституционного Суда РФ *** -П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в котором отражены общие правовые подходы при применении положений п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона №212-ФЗ.
В указанном Постановлении, в частности, указано на следующее: при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет).
Состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ). Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с *** согласно Федеральному закону от *** N 243-ФЗ, пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ******-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Как следует из материалов дела, ИП ***1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***.
******1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В *** ИП ***1 применял упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
ИП ***1 произведена уплата страховых взносов без уменьшения полученного дохода на произведенные расходы и убытки за *** в размере ***., за ***- в размере ***.
В связи с изменением порядка исчисления страховых взносов и принятием постановления Конституционного суда Российской Федерации от ***-П заявитель обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Письмом от ****** УПФР в *** (межрайонное) отказало заявителю в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Несогласие заявителя с указанным отказом послужило основанием для его обращения в суд.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 11 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ).
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (ч. 12 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ).
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (ч. 13 ст.26 Федерального закона №212-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за *** г.г., подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из представленной заявителем налоговой декларации за *** следует, что сумма полученных доходов за налоговый период (код строки 213) составила ***, при этом сумма произведенных расходов за данный период составила - *** (код строки - 223).
По налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за *** сумма полученных доходов за налоговый период (код строки - 213) составила *** рублей, при этом сумма произведенных расходов за данный период составила - *** (код строки - 223).
Как следует из реестра поступления платежей от страхователя ***1 страховые взносы за *** г в сумме *** уплачены ***, за *** г. в сумме *** уплачены ***.
Как следует из материалов дела, исчисление и уплата страховых взносов произведена исходя из размера полученного предпринимателем в *** дохода, без его уменьшения на сумму понесенных расходов.
По расчетам истца сумма излишне уплаченных страховых взносов за *** составляет ***., за ***-***
Суд соглашается с доводами ответчика УПФР в ****** (межрайонное) о том, что истцом неправильно определена сумма дохода за *** г., поскольку доходы определены только по упрощенной системе налогообложения (далее - УСИ), и не определены по единому налогу на вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД).
Согласно пунктам 3, 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доход учитывается в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 8 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
При этом доход страхователя Пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа.
***1 в *** г. применял упрощенную систему налогообложения и уплачивал единый налог на вмененный доход.
В *** по данным налогового органа ***1, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения в сумме *** руб., получил также доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, в размере *** рублей.
Соответственно, совокупный доход ***1 за *** от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил ***. (по ЕНВД доход составил ***., по декларации по ЕН по УСН - ***.; расходы предпринимателя по УСН составили ***.
Сумма доходов с учетом расходов за *** составит ***. ***
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за ***, составляет ***
За ******1 уплачена сумма страховых взносов в размере *** рублей, из которых на фиксированную сумму перечислено ***.- в качестве 1 процента с дохода свыше ***
Сумма, которая подлежит возврату за ***, составляет ***
В *** по данным налогового органа ***1, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения в сумме ***., получил также доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, в размере *** рубля.
Соответственно, совокупный доход ***1 за *** от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил ***. (по УСН доход составил *** руб., по декларации по ЕНВД - *** руб.); расходы предпринимателя по УСН составили ***.
Сумма доходов с учетом расходов за *** составит ***
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за ***, составляет ***
За ******1 уплачена сумма страховых взносов в размере *** из которых на фиксированную сумму перечислено ***.- в качестве 1 процента с дохода свыше ***
Сумма, подлежащая возврату за ***, составляет ***
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ***1 о взыскании излишне уплаченных страховых взносов за *** в больших суммах следует отказать.
Заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени, штрафов.
При этом в силу пункта 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Аналогичный срок, подлежащий применению к страховым взносам с ***, установлен пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от *** N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. Целью установления соответствующих сроков давности в налоговых правоотношениях является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 7-П и от *** N 9-П, от *** N 11-П, Определение от *** N 445-О).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 названного Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как установлено судом, о нарушении своих прав страхователь узнал из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от *** N 27-П. С заявлением о перерасчете сумм страховых взносов за *** с учетом суммы расходов ***1 обратился в УПФР в *** (межрайонное) ***.
Письмом от ****** Управление, по сути, отказало ***1 в перерасчете суммы страховых взносов, сославшись не на пропуск трехлетнего срока на обращение, а на отсутствие у пенсионного органа сведений о доходах и произведенных расходах за ***, чем нарушило права и законные интересы плательщика, в связи с чем выраженный в письме отказ в перерасчете страховых взносов, исчисленных в нарушение конституционно-правового смысла нормы, который ранее в процессе правоприменения ей не придавался, суд признает незаконным.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что срок исковой давности на момент обращения ***1 в суд с материальным требованием об обязании ответчиков возвратить излишне уплаченные денежные средства не истек.
Из положений статей 19 - 21 и иных положений Федерального Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - ***, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды. Следовательно, налоговый орган лишь исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ***1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в *** (межрайонное), Межрайонной ИФНС России *** по *** о признании незаконным решения *** от *** об отказе произвести перерасчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1%, подлежащих оплате с доходов, превышающих *** за *** учетом суммы расходов за данные налоговые периоды и возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы за *** в размере ***., за *** в размере ***.- удовлетворить частично.
Признать незаконным выраженный в письме от ****** отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в *** (межрайонное) в перерасчете ***1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за *** с учетом произведенных расходов.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ***1 путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за *** в сумме ***., за *** в сумме *** руб. и передаче его на исполнение в Межрайонную ИФНС России *** по ***
В удовлетворении остальных исковых требований ***1 о возложении на ответчиков обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы за *** в большей сумме- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято ***.
Судья- В.А.Ёлкина