НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Увинского районного суда (Удмуртская Республика) от 15.03.2021 № 12-136/20

Дело №12-15/2021

Р Е Ш Е Н И Е

15 марта 2021 года пос.Ува УР

Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу муниципального общеобразовательного учреждения «Кулябинская основная общеобразовательная школа» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 24.12.2020 года,

У С Т А Н О В И Л :

24.12.2020 года постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении муниципальное общеобразовательное учреждение «Кулябинская основная общеобразовательная школа» (далее – Школа) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Школа обратилась в суд с жалобой о признании вышеуказанного постановления незаконным, его отмене, прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Школы состава вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Школы не участвовал, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу без участия представителя Школы.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии с положениями статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

В силу требований статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно обжалуемому постановлению в период с 23.11.2020 года по 22.12.2020 года в ходе расследования несчастного случая на производстве было выявлено, что работник Школы КВР в нарушение требований статей 76, 212 и 213 ТК РФ, постановления Правительства РФ от 28.04.1993 года №377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающими обязанность работодателя обеспечить недопущение работников в сфере образования к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, был допущен к работе без прохождения психиатрического освидетельствования.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. Кроме того, работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии с частью 7 статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года №377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень).

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года №695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Согласно пункту 3 указанных Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

В разделе Перечня «Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности» перечислены «Другие виды профессиональной деятельности и категории должностей», где предусмотрены в том числе работники учебно-воспитательных учреждений.

Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к учебно-воспитательным учреждениям (специальным открытого и закрытого типа) относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, они создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Школа к такому виду образовательных организаций не относится. При этом сторож не выполняет работу, связанную с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, что следует из карты специальной оценки условий труда сторожа, кроме того, согласно трудовому договору и должностной инструкции, имеющимся в материалах дела, сторож не занимается теми видами деятельности, которые предусмотрены Перечнем.

Не относится сторож и к педагогическим работникам, для которых установлены дополнительные ограничения для занятия педагогической деятельностью, в частности, абзацем 6 части 2 статьи 331 ТК РФ, в соответствии с которым к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Таким образом, сторож КВР не должен был проходить психиатрическое освидетельствование, в связи с чем Школа допустила к работе данного сторожа без нарушения требований трудового законодательства.

При таких обстоятельствах в действия Школы отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

С учетом изложенного постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 24.12.2020 года подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Школы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу муниципального общеобразовательного учреждения «Кулябинская основная общеобразовательная школа» удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 24.12.2020 года о привлечении муниципального общеобразовательного учреждения «Кулябинская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 110000 рублей отменить, а производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд.

Судья Е.В. Лобанов