Дело№2-18/2022 (2-1155/2021)
УИД 18RS0027-01-2021-001443-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.02.2022 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Василия Васильевича к ОПФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа и размера установленной пенсии, произвести назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, включить в трудовой стаж периоды работы на Крайнем Севере, выплатить пересчитанную сумму за каждый месяц за последние три года с момента выявления нарушения, назначить получение всех видов льгот, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., взыскании убытков, выразившихся в оплате юридических услуг в размере 38000 руб.,
у с т а н о в и л:
Истец Романов В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное), мотивируя свои требования тем, что с 10.07.2017 года он является получателем пенсии по старости. Его общий трудовой стаж исчисляется с 1982 года. Трудовую деятельность он осуществлял официально, что подтверждается записями в его трудовой книжке. Однако в его трудовой стаж не были включены периоды работы на Крайнем Севере, что составляет 11 лет. В настоящее время размер его пенсии составляет 13690 руб., считает, что размер пенсии чрезмерно занижен, в связи с тем, что был взят заниженный коэффициент для расчета пенсии, и не были включены все периоды его трудовой деятельности.
Он обратился в отдел ПФР в Селтинском районе с заявлением о перерасчете стажа и размера установленной пенсии, просил произвести назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, включить в трудовой стаж периоды работы на Крайнем Севере, выплатить пересчитанную сумму за последние три года с момента выявления нарушения, выплатить компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., возместить убытки, выразившиеся в оплате юридических услуг, в размере 38000 руб., назначить ему получение всех видов льгот, однако ему в этом было отказано. Все время, пока он находится на пенсии, ему не доплачивали, его права были нарушены, для восстановления пенсионных прав он был вынужден обратиться за юридической помощью, заключил договор с ИП Цивилин Д.О. на сумму 38000 руб.. в связи с чем понес убытки.
Истец Романов В.В. просит обязать ответчика произвести перерасчет его страхового стажа и размера установленной пенсии, произвести назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на его индивидуальном лицевом счете, включить в трудовой стаж периоды работы на Крайнем Севере, выплатить пересчитанную сумму за каждый месяц за последние три года с момента выявления нарушения, назначить получение всех видов льгот, также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. и убытки, выразившиеся в оплате юридических услуг в размере 38000 руб.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 25.10.2021 года, в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в Удмуртской Республике, произведена замена ответчика УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) на ОПФР по Удмуртской Республике.
В судебном заседании истец Романов В.В. свои исковые требования поддержал, суду пояснил, что с 10.07.2017 года в возрасте 56 лет ему назначена досрочная пенсия в размере 10000 руб. Всю жизнь он работал, а пенсию назначили такую маленькую. В стаж не зачли работу в школьные годы в колхозе «Гигант» за 1977-1979 годы. Сейчас его пенсия составляет 14987 руб. Компенсацию морального вреда просит потому, что целый год бегает и собирает документы, за эти хлопоты и просит моральный вред 10000 руб. Также просит возместить убытки 38000 руб., которые уплатил юристам за то, что они напечатали ему жалобы и исковое заявление, они столько наобещали, мол, ему все вернет Пенсионный фонд, говорили, что сами будут ходить с ним в суд, потом сказали, что у них работа не выездная, посоветовали найти другого юриста. Считает, что за Пенсионным фондом имеется задолженность с 10.07.2017 по 21.11.2021, которая составляет 207333,88 руб. (3987,19 х 52 месяца=207333,88). 3987,19 руб.- это ежемесячная недоплата по пенсии, эту цифру он увидел в своем личном кабинете на сайте Пенсионного Фонда. Его пенсия должна была составлять с 10.07.2017 года 13987,19 руб., сейчас пенсия должна быть 17974,38 руб. (13987,19+3987,19).
Представитель ответчика УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) Ветошкин А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования истца не признал, поддержал письменные возражения (л.д.64-68), согласно которых досрочная страховая пенсия Романову В.В. была назначена с 10.07.2017 года с уменьшением пенсионного возраста по достижению 56 лет 4 месяца за работу с тяжелыми условиями труда (Список № 2) и работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Размер страховой пенсии определяется в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ № 400- ФЗ от 28.12.2013, исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК). Величина ИПК определяется: за периоды работы до 01.01.2015 - исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленной на 31.12.2014; за работу с 2015 года - исходя из соотношения начисленной работнику суммы страховых взносов к сумме взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%.
Размер страховой части трудовой пенсии на 31.12.2014 определяется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ), в соответствии с которым, он зависит от пенсионного капитала, складывающегося из расчетного капитала, суммы валоризации и страховых взносов (ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ).
Расчетный капитал определяется за трудовую деятельность до 2002 года, исходя из заработной платы и продолжительности общего трудового стажа застрахованного лица до указанной даты. Механизмы определения расчетного размера пенсии прописаны в п. 3 и п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, существенно отличаются формулами и порядками исчисления трудового стажа и среднемесячного заработка. Расчетный капитал, исчисленный по состоянию на 2002 год, подлежит индексации на 31.12.2014 (п.2 ст. 29.1 Закона№ 173-ФЗ).
Сумма валоризации (повышения) составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и дополнительно еще по 1% за каждый полный год стажа до 01.01.1991 года из учтенных для определения капитала (ст. 30.1. Закона № 173-ФЗ).
Суммы расчетного пенсионного капитала зависят от страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с действующим законодательством страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о суммах заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования.
Страховые взносы, начисляются работодателями исходя из заработка застрахованного лица за трудовую деятельность с 2002 года.
При назначении пенсии Романову В.В. сумма страховых взносов, начисленных работодателями за 2002-2014 годы, с учетом индексации составила 457653,91 рублей.
Стажевый коэффициент (СК) составляет 0,55 за требуемые мужчине 25 лет общего трудового стажа и повышается на 0,01 за каждый полный отработанный год, сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. В том случае, если общий трудовой стаж заявителя не достигает 25 лет, при исчислении капитала дополнительно применяется коэффициент отношения неполного стажа к требуемому (п.1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для расчета стажевого коэффициента учтена продолжительность общего трудового стажа Романова В.В. на 1 января 2002 года, подтвержденная сведениями трудовой книжки, справками работодателя о периодах работы в колхозе «Гигант» от ****** и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, продолжительностью 17 лет 09 месяцев 08 дней:
с *** по *** гг. - работа в ***6 (0-00-02);
с *** по *** гг. - работа в к***7 (0-00-06);
с *** по *** гг. - работа в ***8 (0-00-17);
с *** по *** гг. - работа в ***9 (0-00-13);
с *** по *** гг. - работа в ***10 (0-00-11);
с *** по *** гг. - работав к***11 (0-00-04);
с *** по *** гг. - ***12 (01-06-09);
с *** по *** гг.- ***13 (02-01-25);
с *** по *** гг. - ***14 (01-03-12);
с *** по *** гг. - ***15 (03-06-20);
с *** по *** гг. - ***16 (0-04-17);
с *** по *** гг. - ***17 (0-03-09);
с *** по *** гг. ***18 (0-01-08);
с *** по *** гг. - в***19 (0-05-02);
с *** по *** гг. - ***20 (1-00-21);
с *** по *** гг. - ***21 (2-10-14);
с *** по *** гг. - ***24 (0-03-29);
с *** по *** гг. - ***25 (0-00-10), итого 15 лет 09 месяцев 10 дней,
с *** по *** гг. - ***26 (01-11-28), итого 17 лет 09 месяцев 08 дней.
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 предусматривает возможность учета периода военной службы по призыву как «нестраховой» период в коэффициентах или в подсчете общего трудового стажа.
Для расчетов пенсии Романова В.В. был учтен общий трудовой стаж, подтвержденный сведениями трудовой книжки и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, без учета периода службы в армии, продолжительностью 15 лет 09 мес. 10 дней.
При назначении пенсии Романова В.В. наиболее выгодным вариантом представленной заработной платы является период с декабря 1983 по 1988 год, где отношение среднемесячной заработной платы за указанный период к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составляет 0,869.
Таким образом, размер пенсии Романова В.В. исчислен в соответствии с пунктом 3 ст.30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в следующем порядке:
1/определяется расчетный размер пенсии при полном стаже (25 лет), т.е. РП = СК 0,55 х на отношение заработков 0,869 х на 1671 рублей (среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации): 55% х 0,869 х 1671,00= 798,65 руб.; поскольку на 01.01.2002 года общий стаж составил менее требуемых 25 лет, применяется коэффициент отношения неполного стажа к требуемому, при стаже истца 15 лет 09 мес. 10 дней он составил: пропорция неполного стажа на 01.01.2002 года (факт./треб.): 15/9/10 : 25/0/0 = 0,63111111.
2/определяется пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП — 450 рублей) х Т (ожидаемый период выплаты на 2017 год составляет 252 месяцев). Из расчетного размера пенсии 798,65 рублей вычитается 450 рублей (размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г.) и умножается на Т (252 ожидаемый период выплаты) = 87859,80 (при полном стаже). Определяется ПК при неполном стаже = 55449,30 рублей (87859,80 * 0,63111111 (коэффициент неполного стажа).
3/ Расчетный капитал 55449,30 умножается на коэффициенты индексации ПК за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 (5,6148 - общий индекс) = 311337,65 рублей. Определяется сумма валоризации. Продолжительность стажа до 01.01.1991 составила 8 полных лет, соответственно сумма валоризации 18% (10% + 8%). Расчетный капитал 311337,65 рублей х 18% = 56040,78 рублей.
4/ Сумма страховых взносов, начисленных работодателями за 2002-2014 годы, составила 457653,91 рублей.
5/ Суммируется расчетный капитал, сумма валоризации и страховые взносы, получается пенсионный капитал для определения страховой части: 311337,65+56040,78+457653,91= 825032,34 рублей.
6/ Размер страховой части пенсии составил 825032,34 : 252 мес. (ожидаемый период выплаты пенсии ) =3273,94 рублей.
7/ Определяется индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы до 01.01.2015. Для этого следует разделить размер страховой части на стоимость одного пенсионного коэффициента 64,10 рублей. Величина ИПК составила 51,075.
8/ Определяется ИПК за периоды работы после 2015 года. На дату установления страховой пенсии за 2015-2017 годы ИПК по страховым взносам составил 11,552. С 14.11.1979 по 11.11.1981 гг. - служба в армии по призыву 1 год 11 месяцев 28 дней - данный «нестраховой» период выгоднее учесть в коэффициентах. За один календарный год прохождения военной службы по призыву применяется коэффициент - 1,8. Суммарный коэффициент службы составит 3,59.
9/ При суммировании всех коэффициентов индивидуальный коэффициент составит 51,075+ 3,59+ 11,552 = 66,217. Для определения размера пенсии суммарный ИПК умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента, которая ежегодно определяется Федеральным законом и постановлением Правительства РФ. Стоимость одного ИПК на дату назначения пенсии установлена в размере 78,58 рублей.
10/ ИПК 66,217 х 78,58 рубля = 5203,33 рублей — размер страховой части пенсии.
11/ Определяется суммарный размер пенсии: к страховой части 5203,33 рублей прибавляется фиксированная выплата, составляющая с января 2017 года 4805,11 рублей, получается 10008,44 руб.(5203,33+4805,11=10008,44).
По состоянию на 01.08.2017 года произведено уточнение суммы страховых взносов, отраженных на лицевом счете Романова В.В., за период 2015-2017 г.г. В результате сумма взносов увеличилась, и ИПК составил 14,305. Уточнение размера пенсии по поступившим на дату назначения страховых взносов производится с даты первоначального назначения:
14,305 - 11,552 = 2,753 х 78,58 = 216,33 рублей + 5203,33 рублей = 5419,66 рублей- страховая часть пенсии. Прибавляется фиксированная выплата 4805,11 рублей, получается 10224,77 рублей (5419,66+4805,11=10224,77).
Доплата по перерасчету за период с 10.07.2017 по 31.12.2017 составила 1235,17 рублей.
Согласно ст.26.1 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 пенсионерам, осуществляющим работу и иную деятельность, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом №400-ФЗ, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Поскольку Романов В.В. по данным работодателей состоял в трудовых отношениях по март 2019 г., страховая пенсия по старости с 1 января 2018 года выплачивалась без индексации, так как он являлся работающим пенсионером.
Стоимость одного ИПК (коэффициента) установлена с 01.01.2018- 81 рубль 49 копеек (для неработающих пенсионеров), с 01.01.2019- 87 рублей 24 копейки (для неработающих пенсионеров), с 01.01.2020- 93 рубля 00 копеек (для неработающих пенсионеров).
21 ноября 2018 года Романов В.В. обратился с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 года в соответствии п.1 ч. 2 ст.18 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала. Представлена архивная справка СПК «Гигант» №100 от 17.11.2018 года о периодах работы за 1977-1979 годы. Таким образом, размер пенсии Романова В.В. с 01.12.2018 года пересчитан исходя из продолжительности страхового стажа 16 лет 01 мес. 04 дня и стажа для валоризации — 8 лет 11 мес. 26 дней. Суммарный размер пенсии составил 10421,30 руб. (5616,19 руб. страховая часть + 4805,11 руб. фиксированная выплата).
03 июля 2019 года Романов В.В. обратился в клиентскую службу в Селтинском районе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми. В соответствии с пунктом 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, у гражданина есть право выбора — учесть в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы как работу (ст.11 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013) или этот период учесть как нестраховой период ухода за ребенком (ст.12 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013), при этом данный период из подсчета трудового стажа исключается.
С 01.08.2019 г. Романову В.В. произведен перерасчет пенсии по нестраховым периодам по уходу за двумя детьми с учетом замены периодов работы на периоды ухода соответственно 2,7 - за первого ребенка (22.07.1996 года рождения) и 5,4 - за второго ребенка (03.07.1997 года рождения). Таким образом, размер пенсии Романова В.В. с 01.08.2019 года пересчитан исходя из продолжительности страхового стажа 13 лет 10 мес. и стажа для валоризации — 8 полных лет. Суммарный размер пенсии, с учетом доплаты с августа 2019 года, составил 12253,37 руб.
С 01.01.2021 года стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента, утверждаемого п.7,8 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», составляет 98,86 руб., а размеры фиксированной выплаты к страховым пенсиям индексируются на 6,3%. Таким образом, размер страховой пенсии по старости с 01.01.2021 года составил 13987,19 руб. (7942,71 руб. + фиксированная выплата 6044,48 руб.).
Поскольку дополнительных документов о стаже и заработной плате Романовым В.В. не было представлено, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
15 февраля 2018 года Управление получило от Романова В.В. заявление о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица с указанием реквизитов для перечисления. 26 февраля 2018 принято решение о выплате средств пенсионных накоплений в сумме 512,71 рублей. Выплата указанной суммы произведена в апреле 2018 года путем зачисления на счет Романова В.В. в ПАО «Сбербанк России». Единовременная выплата средств пенсионных накоплений- это разовая выплата, право на которую истец уже реализовал. В настоящее время средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета Романова В.В. отсутствуют.
По вопросу разъяснения права на получение всех видов льгот в своем ответе от 16.03.2021 г № 07-03/Р-19 Управление сообщило Романову В.В. о направлении его обращения *** в отдел социальной защиты населения в ***. Ответ отдела социальной защиты населения в *** от ****** направлен в адрес ***1
Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 руб. и убытков в размере 38000 руб. не имеется.
Представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1 ст.11 Закона N 400-ФЗ).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от N400-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п.2 ст.18 Закона№400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу положений ч.3 ст.36 названного Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При этом в ст.30.3 данного Федерального закона предусмотрена возможность перерасчета размера назначенной пенсии при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно подп.2 п.1 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии.
Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (п.п.6,8 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как следует из материалов дела, Романов Василий Васильевич, *** года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 10.07.2017 года бессрочно в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях"(л.д.108-109) в размере 10008,44 руб., в том числе 5203,33 руб.- размер страховой части пенсии, 4805,11 руб.- фиксированная выплата к страховой пенсии.
При этом для расчета пенсии Романова В.В. был учтен общий трудовой стаж на 01 января 2002 года, подтвержденный сведениями трудовой книжки и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, без учета периода службы в армии, продолжительностью 15 лет 09 месяцев 10 дней, куда вошли периоды работы в колхозе «Гигант» Селтинского района, на Гжельском кирпичном заводе и иные периоды трудовой деятельности. После 01.01.2002 года для расчета размера пенсии страховой стаж не учитывается, а учитываются страховые взносы.
При расчете пенсии органом Пенсионного фонда применен наиболее выгодный для истца механизм подсчета, установленный п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, расчет представлен истцу в письме УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от 16.03.2021 года №07-03/Р-19 и в письме ОПФР по Удмуртской Республике от 30.04.2021 года №14-09-Р/1491.
Так, при оценке пенсионных прав выбран среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев с 01.12.1983 года по 1988 год, отношение среднемесячного заработка Романова В.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 0,869.
Размер страховой части пенсии истца, по расчетам пенсионного органа, составил 5203,33 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии- 4805,11 руб., итого суммарный размер пенсии при назначении с 10.07.2017 года составил 10008,44 руб.(л.д.108-109)
По состоянию на 01.08.2017 года произведено уточнение суммы страховых взносов за период с 2015 по 2017 годы, в результате увеличения ИПК размер страховой части пенсии составил 5419,66 руб., с фиксированной выплатой в размере 4805,11 руб. суммарный размер пенсии составил 10224,77 руб.
С 01.08.2018 года произведен перерасчет пенсии с учетом ежегодной индексации, к выплате пенсия составила 10385,39 руб.
По заявлению от *** (л.д.110-111) в связи с предоставлением архивной справки ***27» от ****** (л.д.101) о работе в 1977-1979 годах (школьные годы) Романову В.В. как работающему пенсионеру произведен перерасчет пенсии, с *** к выплате пенсия составила 10421,30 руб.
По заявлению от *** (л.д.114) о перерасчете размера пенсии с учетом замены периодов работы не страховыми периодами ухода за детьми, размер пенсии истца был пересчитан, и с *** он составил 11991,65 руб.(л.д.116).
После увольнения с последнего места работы в марте 2019 года (л.д.171) как неработающему пенсионеру Романову В.В. производилась индексация пенсии: с 01.01.2020- 12783,27 руб., с 01.08.2020- 12879,15 руб.
С 01.01.2021 года стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента, утверждаемого п.7,8 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», составляет 98,86 рублей, а размеры фиксированной выплаты к страховым пенсиям индексируются на 6,3%. Таким образом, размер страховой пенсии по старости с 01.01.2021 года составил 13987,19 рублей (7942,71 руб. + фиксированная выплата 6044,48 руб.).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона № 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 21 указанного Федерального закона необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с положениями п. 48 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. N 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 49 указанных Правил).
В соответствии с п. 15 Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для перерасчета размера страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Законом № 400-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии, либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что поскольку Романов В.В. иных документов, подтверждающих стаж, заработную плату и нестраховые периоды для осуществления перерасчета не предоставил, то оснований для осуществления перерасчета у ОПФР по Удмуртской Республике не имеется.
Доводы истца о не включении в его трудовой стаж периодов работы в колхозе «Гигант» в 1977-1979 годах и на Гжельском кирпичном заводе опровергаются представленными ответчиком расчетами размера пенсии истца.
Поскольку пенсия истцу назначена в возрасте 56 лет досрочно в связи с особыми условиями труда и за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, доводы истца о не учете его периодов работы на Крайнем Севере также безосновательны.
Указывая на небольшой размер своей пенсии, истец считает, что, по его мнению, расчет пенсии произведен ответчиком неверно, однако каких-либо доводов, основанных на нормах права, не приводит. Так, ссылаясь на имеющуюся якобы задолженность в размере 207333,88 руб.(3987,19 руб. х 52 месяца=207333,88 руб.), истец безосновательно принимает во внимание разницу между начисленной с 10.07.2017 года пенсией, произвольно округленной истцом до 10000 руб., и пенсией, указанной по состоянию на 12.09.2021 года в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д.164-170) из личного кабинета на сайте ПФР- 13987,19 руб. Суд не принимает доводов истца, основанных на ошибочном мнении относительно размера подлежащей выплате пенсии и произвольных расчетах, не основанных на нормах действующего пенсионного законодательства.
Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страхового стажа и размера установленной пенсии, включить в трудовой стаж периоды работы на Крайнем Севере, выплатить пересчитанную сумму за каждый месяц за последние три года с момента выявления нарушения, назначить получение всех видов льгот у суда не имеется.
Требование истца о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы установления пенсионных накоплений регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". За счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: единовременная выплата средств пенсионных накоплений; срочная пенсионная выплата; накопительная пенсия. Пенсионные накопления формируются: у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет того, что их работодатели по 2014 год уплачивали страховые взносы на финансирование накопительной пенсии; у мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 года работодатели уплачивали страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии; у участников программы государственного софинансирования пенсий; у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование пенсионных накоплений.
Накопительную пенсию можно получить при достижении 55 лет женщины и 60 лет мужчины, а не после выхода на пенсию, как это предусматривали нормы ранее действующего законодательства.
По заявлению Романова В.В. от 15.02.2018 года о единовременной выплате средств пенсионных накоплений 26.02.2018 года ответчиком принято решение о выплате заявителю средств пенсионных накоплений в сумме 512,71 рублей. Выплата указанной суммы произведена в апреле 2018 года путем зачисления на счет Романова В.В. в ПАО «Сбербанк России». Соответственно, право на единовременную выплату средств пенсионных накоплений Романов В.В. уже реализовал, и в настоящее время средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета истца отсутствуют.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. не подлежит удовлетворению, поскольку оснований для взыскания с органа Пенсионного фонда компенсации морального вреда у суда не имеется. Так, нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Требование истца о взыскании с ответчика убытков в размере 38000 руб. не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
По мнению суда, истец заблуждается относительно правовой природы понесенных им расходов по оплате юридических услуг в соответствии с договором от 01.02.2021 года №202215 (л.д.33). Так, согласно п.1.1 указанного договора, заключенного между ИП Цивилиным Д.О. (исполнитель) и Романовым В.В. (заказчик), исполнитель принимает к исполнению поручение заказчика об оказании юридических услуг (запрос в ПФР, заявление в ПФР, жалоба в ГУПФР, жалоба в прокуратуру, проект искового заявления в суд- п.1.2 договора), а заказчик обязуется оплатить услуги. Поскольку исполнитель в соответствии с п.1.1,1.2 договора обязался оказать заказчику услугу по составлению проекта искового заявления в суд, расходы по оплате такой услуги исполнителя возможно признать судебными издержками в соответствии со ст.94 ГПК РФ.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (ст.94 ГПК РФ).
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии оснований для взыскания с ОПФР по Удмуртской Республике судебных расходов в размере 38000 руб., поскольку исковые требования истца не подлежат удовлетворению, и представленными документами не подтвержден факт несения расходов по договору об оказании юридических услуг от 01.02.2021 года (не представлен акт приема-сдачи выполненных работ, в квитанции и чеках нет ссылки на договор и надлежащего получателя). Так, в соответствии с п.4.4 договора, факт оказания услуг и срок действия договора прекращается подписанием акта об оказании юридических услуг, являющегося неотъемлемой частью договора. По согласованию с заказчиком основные этапы выполненной работы по договору фиксируются актом приема-сдачи выполненных работ. Однако истцом ни акта об оказании юридических услуг, ни акта приема-сдачи выполненных работ не представлено.
Согласно п.3.1 договора от 01.02.2021 года стоимость оказания юридических услуг, указанных в п.1.2 договора, составляет 38000 руб. Заказчик вносит сумму в следующие сроки: 02.02.2021-15000 руб., 16.02.2021- 23000 руб. (п.3.2 договора). Истец Романов В.В. представил квитанцию серии АА №0833 от 16.02.2021 года об оплате за юридические услуги в Единую коллегию юристов ИП Цивилин Д.О. денежной суммы в размере 18000 руб. и два чека по операции Сбербанк онлайн о переводе с карты на карту: 02.02.2021 года суммы в размере 15000 руб., 28.02.2021 года суммы в размере 5000 руб., при этом переводы произведены на карту ***1***5(л.д.34). В указанных платежных документах ссылки на договор от 01.02.2021 года не содержится.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований Романова В.В. в полном объеме, не подлежат возмещению истцу и судебные издержки в размере 38000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Романова Василия Васильевича к ОПФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа и размера установленной пенсии, произвести назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, включить в трудовой стаж периоды работы на Крайнем Севере, выплатить пересчитанную сумму за каждый месяц за последние три года с момента выявления нарушения, назначить получение всех видов льгот, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., взыскании убытков, выразившихся в оплате юридических услуг в размере 38000 руб.- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 10.02.2022 года.
Судья- В.А.Ёлкина