НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Увинского районного суда (Удмуртская Республика) от 02.02.2017 № 2-1291/2016

дело№2-55/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2017 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.,

при секретаре Осетровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ****** об отмене решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков, периодов исполнения обязанностей директора образовательного учреждения, периодов работы воспитателем в связи с невыполнением 36-часовой недельной педагогической нагрузки, периода работы воспитателем в связи с изменением наименования образовательного учреждения, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права,

У с т а н о в и л:

Истец ***1 обратилась с вышеназванным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ******, мотивируя свои требования тем, что *** и *** она обращалась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** Удмуртской Республики с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решениями Управления от ****** и от ****** ей засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы общей продолжительностью 19 лет 9 месяцев 22 дня, при этом отказано в зачете в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в учебных отпусках, периодов исполнения ею обязанностей директора образовательного учреждения, периодов работы в должности воспитателя в связи с невыполнением 36 - часовой недельной педагогической нагрузки, период работы в должности воспитателя в связи с изменением наименования образовательного учреждения с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д.Сюровай» на МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад», и, соответственно, отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности.

Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии не правомерным, оспариваемое решение ответчика- не соответствующим закону, и с учетом того, что у нее общая суммарная продолжительность педагогической деятельности составляет более 25 лет, право на пенсионное обеспечение возникло с момента первого обращения, т.е. с ***.

Так, в периоды исполнения ею обязанностей директора образовательного учреждения подлежат включению в льготный стаж, поскольку в спорные периоды согласно табелям учета рабочего времени необходимый объем ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю она выполняла, поскольку работала воспитателем с возложением на нее обязанностей директора с получением доплаты за совмещение. Ссылка ответчика на то, что воспитательная и преподавательская работа понятия неравнозначные не обоснована, т.к. она вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства УР ***, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд и лишь дополнительно за совмещение получала 30% доплаты.

Периоды работы в должности воспитателя в связи с невыполнением 36 -часовой недельной педагогической нагрузки подлежат включению в льготный стаж, т.к. в соответствии с табелями учета рабочего времени, тарификационными списками она была про тарифицирована в 2000, 2002, 2003, 2004, 2005 годах, работала на полную ставку с установлением 30 часовой недельной нагрузкой, т.к. Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от *** N 82/258 "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений", с изменениями от 31 января и ***, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затрат времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Ответчиком необоснованно указано, что данное постановление не может быть применено, т.к. Сюровайская начальная школа - детский сад является образовательным учреждением, а не детским дошкольным учреждением, однако установление педагогической нагрузки за ставку оплаты труда является прерогативой работодателя на основании действующих в тот период нормативных документов и она(***1) вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства УР ***, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд.

Период работы в должности воспитателя в связи с изменением наименования образовательного учреждения с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д.Сюровай» на МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад», подлежит включению в льготный стаж на основании Постановления Правительства Российской Федерации от *** N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ******н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях", поскольку данным приказом установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования и образовательным программам начального общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия), предусмотренных пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно п.31 Устава МОУ «Сюровайская начальная школа - детский сад», утвержденного Постановлением Администрации МО «***» от 06.05.2015г. *** основной целью деятельности данного учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования и т.д.

Необходимо отметить, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности работодателя начиная с *** и по настоящее время является: 85.11 Образование дошкольное, и дополнительным видом: 85.12 Образование начальное общее.

Таким образом, изменение редакции устава учреждения без изменения организационно-правовой формы при сохранении в нем прежнего характера профессиональной деятельности не может являться основанием для отказа во включении спорного периода работы в льготный стаж, тем более, что до внесения изменений в устав работодателя основным видом деятельности согласно п.2.1 Устава МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» д.Сюровай, в редакции, утвержденной Постановлением Администрации МО «***» от ******, являлось осуществление образовательного процесса путем обеспечения правопреемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся и данный период зачтен ответчиком без указания на имеющиеся различия.

Истец просит отменить Решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** УР *** от *** и *** от *** в части отказа включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды курсов повышения квалификации с *** по *** - 4 дня, с *** по *** - 4 дня, периоды нахождения в учебных отпусках с *** по *** - 11 дней, с *** по *** - 13 дней, с *** по *** - 16 дней, с *** по *** - 20 дней, с *** по *** - 18 дней, с *** по *** - 28 дней, с *** по *** - 2 месяца 29 дней, периоды исполнения обязанностей директора образовательного учреждения: с *** по *** - 1 месяц 12 дней, с *** по *** - 19 дней, с *** по *** - 2 месяца 8 дней, с *** по *** - 1 месяц 25 дней, с *** по *** - 1 месяц 25 дней, с *** по *** - 1 месяц 25 дней, периоды работы в должности воспитателя в связи с невыполнением 36 - часовой недельной педагогической нагрузки: с *** по *** - 8 месяцев 13 дней, с *** по *** - 5 месяцев 3 дня,

с *** по 10.05.2003г. - 1 год 5 месяцев 28 дней, с *** по *** - 2 месяца 14 дней, с *** по *** - 2 месяца 7 дней, с *** по *** - 2 месяца, с *** по *** - 1 месяц 13 дней, с *** по *** - 6 месяцев 7 дней, с *** по *** - 1 месяц 3 дня, с *** по *** - 2 месяца 27 дней, с *** по *** - 1 месяц, периода работы в должности воспитателя в связи с изменением наименования образовательного учреждения с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д.Сюровай» на МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад»: с *** по 22.01.2016г. - 7 месяцев 11 дней и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по стрости, просит включить указанные спорные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения соответствующего права как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

С *** реорганизованы Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ****** Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ******, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** Удмуртской Республики путем их слияния с образованием нового юридического лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в *** Удмуртской Республики (межрайонного), сокращенное наименование: УПФР в ******

Определением суда от *** произведена замена ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** Удмуртской Республики на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ******

В судебном заседании истец ***1 свои требования поддержала в полном объеме, привела те же доводы, также пояснила, что на все курсы повышения квалификации она ездила как воспитатель, даже когда была и.о. директора. Иначе бы аттестацию как воспитатель она не прошла. В период отпуска директора она только числилась исполняющей обязанности, а фактически работала с группой. Зарплату в этот период получала даже меньше, чем как воспитатель. В связи с переименованием учреждения ее должностные обязанности не изменились. Она всегда работала только воспитателем дошкольной группы, группа разновозрастная, в ней воспитываются дети с полутора до 7 лет, обычно бывает 22 человека, нынче 20.

Представитель ответчика УПФР в ******3, действующий на основании доверенности, иск не признал и поддержал письменные возражения (л.д.190-191 тома 1), согласно которых ***1 с *** работала воспитателем Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста ***

В сооответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы от ****** периоды работы педагогических работников, начиная с ***, засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы Постановлением Правительства РФ от ****** (вступило в силу с *** да), приказом Минобрнауки России от *** года*** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы для воспитателей организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования установлена 36 часов в неделю.

В Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от ****** норма педагогической нагрузки для воспитателей (старших воспитателей) дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю.

Сюровайская начальная школа-детский сад являлась образовательным учреждением для детей школьного и младшего школьного возраста, т.е. педагогическая нагрузка ***1 должна была составлять 36 часов в неделю. Согласно справке централизованной бухгалтерии Увинского РУНО педагогическая нагрузка истицы за период с *** по 31.08.2005гг составляла менее 36 часов в неделю. Заявителем дополнительно представлены табеля учета рабочего времени за период с *** по ***, согласно которым педагогическая нагрузка в указанный период составляла менее 36 часов в неделю. Следовательно, период работы с *** по *** не подлежит зачету в специальный стаж.

Период работы ***1 с *** по *** в качестве воспитателя муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад д.Сюровай» подлежит зачету в специальный стаж, т.к. согласно справке централизованной бухгалтерии образовательных учреждений в данный период норма учебной нагрузки выполнена, за исключением следующего.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** года***, включение курсов повышения квалификации, учебных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы не предусмотрено. ***1 находилась в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по 19.10.2012гг. Согласно справке, уточняющей льготный характер работы, табелей учета рабочего времени ***1 с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** предоставлялись учебные отпуска. Данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж.

Кроме того, ***1 в периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** исполняла обязанности директора образовательного учреждения. В соответствии с п.8 Правил исчисления периодов работы от ****** работа в должности директора образовательного учреждения засчитывается в специальный стаж при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Согласно тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям 12 работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда России от ****** в должностные обязанности преподавателя (учителя) входит проведение обучения обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, реализация образовательных программ, обеспечение уровня, подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и ответственность за их реализацию. Воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовления ими домашних заданий, организует досуг.

Следовательно, «воспитательная работа» и «преподавательская работа» понятия неравнозначные.

Таким образом, под термином «преподавательская работа» следует понимать обучение и передачу систематических знаний, сведений по какому-либо учебному предмету. Согласно табелей учета рабочего времени в указанные периоды ***1 исполняла обязанности директора образовательного учреждения без ведения преподавательской работы. В периоды исполнения обязанностей директора образовательного учреждения ***1 прослеживается работа в качестве воспитателя, музыкального руководителя в объеме неполной ставки, т.е. имело место осуществление воспитательной, а не преподавательской работы.

Таким образом, периоды исполнения заявителем обязанностей директора не могут быть засчитаны в специальный стаж.

Период работы заявителя с *** по *** в качестве воспитателя муниципального общеобразовательного учреждения «Сюровайская начальная школа-детский сад» не может быть засчитан в специальный стаж, так как пунктом 1.7 Списка от ****** предусмотрен тип образовательного учреждения «для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и вид «начальная школа-детский сад». В связи с чем, наименование «общеобразовательное учреждение (тип) начальная школа-детский сад (вид)» не соответствует Списку. Основной целью деятельности образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования. Согласно Уставу от *** к основным видам деятельности МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад» относятся дошкольное образование, начальное общее образование, дополнительное образование детей, что не соответствует основной цели деятельности учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предусмотренных в пункте 1.7 Списка. Указанная образовательная деятельность учреждения не позволяет также отнести его к общеобразовательным учреждениям, предусмотренным в п. 1.1 Списка, поскольку согласно Типовому Положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от ******, основными реализуемыми программами в этих учреждениях являются общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кроме того, в пункте 1.1 Списка такое видовое наименование как «начальная школа-детский сад» не предусмотрено.

Специальный стаж истца составил 19 лет 9 месяцев 22 дня, следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у него отсутствует.

Представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ***1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ***1, *** года рождения, начала свою педагогическую деятельность с *** в должности воспитателя Сюровайского ясли-сада. В должности воспитателя работает по настоящее время.

***1 дважды- *** и ***- обращалась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решениями Управления от ****** (л.д.10-11) и от ****** (л.д.12-16) ей засчитано в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, 19 лет 9 месяцев 22 дня, и отказано в зачете в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков, периодов исполнения обязанностей директора школы-сада, периодов невыполнения 36-часовой недельной нагрузки, а также периода работы с ***, то есть после изменения наименования образовательного учреждения с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д.Сюровай» на МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад».

Указанными решениями в назначении ***1 досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности не менее 25 лет.

Истица оспаривает отказ ответчика в назначении ей досрочной страховой пенсии, считая спорные периоды подлежащими зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» от *** № 400-ФЗ (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения предусматривались и ст.7, пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** №173-ФЗ, нормы которого, за исключением некоторых положений, применялись до ***.

В силу пунктов 2,3,4 ст.30 закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от *** N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются соответствующие, в т.ч. действующие в определенные периоды Списки от *** N 781, от *** N 1067, от *** N 463, Перечень от ******, и соответствующие Правила.

Судом установлено, что в спорные периоды с *** по *** (4 дня) и с *** по *** (4 дня) ***1 находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказами работодателя о направлении ее на курсы повышения квалификации(л.д.21 тома 1), а также удостоверениями о повышении квалификации в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования УР (л.д.18,19 тома 1).

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Справкой работодателя подтверждается сохранение средней зарплаты и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в периоды нахождения ***1 на курсах повышения квалификации (л.д.20 тома 1).

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, так как являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ***1 в *** поступила в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им.***4» и *** завершила обучение, решением Государственной аттестационной комиссии от *** ей присвоена квалификация Социальный педагог по специальности «Социальная педагогика», выдан диплом государственного образца (л.д.17,188 тома 1). Материалами дела, в том числе выписками из книги приказов по МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад» (л.д.21), справками о количестве отработанных часов (л.д.63 тома 1 и л.д.1 тома 2) подтверждается, что в спорные периоды с *** по *** (11 дней), с *** по *** (13 дней), с *** по *** (16 дней), с *** по *** (20 дней), с *** по *** (18 дней), с *** по *** (28 дней), с *** по *** (2 месяца 29 дней) истец находился в учебных отпусках.

Согласно ст.173, 174 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Аналогичные положения предусматривались и действующим в спорные периоды учебных отпусков трудовым законодательством - ст. ст.196, 198 Кодекса законов о труде РСФСР от 1971 г., утратившего силу с ***, в связи с введением в действие ТК РФ.

Таким образом, период предоставления работнику учебного отпуска в связи с получением образования является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы.

Согласно Рекомендациям Международной Организации Труда от ****** «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений.

Как предусматривают указанные рекомендации, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

При учёте, указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Согласно ст. ст. 174, 176 - 177 ТК РФ работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются дополнительные отпуска, которые по согласованию между работником и работодателем могут присоединяться к ежегодным отпускам. Возможность присоединения учебного отпуска к ежегодному оплачиваемому отпуску позволяет отнести учебные отпуска по своему правовому режиму при реализации права на пенсию к ежегодным оплачиваемым отпускам, включение которых в специальный стаж предусмотрено законодательством.

Таким образом, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения ***1 в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы от ****** периоды работы педагогических работников, начиная с ***, засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от ****** (вступило в силу с ***), приказом Минобрнауки России от ****** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы для воспитателей организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования установлена 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ****** «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и *** (далее по тексту – Постановление УР ***), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР ***).

Представленные истицей доказательства: тарификационные списки на 2000, 2002- 2005 годы (л.д.53-62 тома 1), справка о количестве отработанных часов (л.д.63 тома 1), табеля учета рабочего времени за 2003-2004, карточки-справки за 2003-2004 (л.д.238,240 тома 1), трудовая книжка, иные материалы дела свидетельствуют о том, что ***1 работала на полную ставку воспитателя, вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства УР ***, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд.

Доводы ответчика о том, что Сюровайская начальная школа-детский сад являлась образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то есть педагогическая нагрузка ***1 должна была составлять 36 часов в неделю, суд во внимание не принимает, поскольку считает, что на истицу как воспитателя дошкольной группы начальной школы-детский сад д.Сюровай распространялось действие Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ******, абзац второй пункта 4 которого не конкретизировал дошкольные учреждения, воспитателям которых разрешено с *** снизить учебную нагрузку до 30 часов в неделю. Истица в суде подтвердила, что работала только воспитателем дошкольной группы, в которой воспитывались дети в возрасте от полутора до семи лет, в тарификационных списках за спорные периоды должность ***1 указана как «воспитатель дошкольной группы», указано количество детей в дошкольной группе. В связи с этим периоды работы истицы воспитателем дошкольной группы Сюровайской начальной школы-детский сад, когда действовало Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ****** (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства УР от ***, которое вступило в законную силу через 10 дней после официального опубликования, то есть ***), а именно периоды с *** по *** (8 месяцев 13 дней), с *** по *** (5 месяцев 3 дня), с *** по*** (1 год 5 месяцев 28 дней), с *** по *** (2 месяца 14 дней), с *** по *** (5 дней), с *** по *** (2 месяца 7 дней), с *** по *** (2 месяца), с *** по *** (1 месяц 13 дней), с *** по *** (6 месяцев 7 дней), с *** по *** (1 месяц 3 дня), с *** по *** (1 месяц) подлежат включению в ее специальный стаж. Периоды невыполнения 36-часовой недельной нагрузки с *** по ***, с *** по ***, когда Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ****** уже не действовало, включению в специальный стаж истицы не подлежат.

В соответствии с п.8 Правил исчисления периодов работы от ****** работа в должности директора образовательного учреждения засчитывается в специальный стаж при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Согласно представленных истцом документов и письменной информации Управления образования Администрации МО «***» и МУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений» (л.д.231-234 тома 1) в период трудовой деятельности ***1 неоднократно исполняла обязанности директора МОУ «Сюровайская начальная школа - детский сад» в период нахождения последнего в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске либо в период его временной нетрудоспособности.

Так, в период с *** по ******1 исполняла обязанности директора на период нахождения основного работника (***5) в очередном ежегодном отпуске (приказ начальника Увинского РУНО отсутствует, имеется только заявление ***5 с визой руководителя Увинского РУНО), что подтверждается табелями учета использования рабочего времени и заработка подсчета работающих за август 2003 г. (9 рабочих дней) и сентябрь 2003 г. (22 рабочих дня). В указанный период времени за исполнение обязанностей директора истице была начислена заработная плата, размер которой соответствует ставке воспитателя, что подтверждается карточкой-справкой за 2003 г., оформленной на воспитателя ***1 В этот же период с *** по ******1, согласно табелю учета использования рабочего времени за август 2003 г., работала в качестве воспитателя, за отработанный период времени ей была начислена заработная плата по ставке воспитателя за отработанные 5 дней. При этом по ставке воспитателя она отрабатывала 30 часов в неделю.

Согласно указанной письменной информации РУНО, в периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ******1 на основании приказов начальника Увинского РУНО исполняла обязанности директора на период нахождения основного работника в очередном ежегодном отпуске, и с *** по ***- на период временной нетрудоспособности основного работника. В указанные периоды времени ей была начислена заработная плата по ставке директора, что подтверждается карточками-справками, в качестве воспитателя ***1 в эти периоды не работала, заработная плата как воспитателю ей не начислялась.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в периоды исполнения обязанностей директора Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад д. Сюровай» ***1 не вела преподавательской работы и эти периоды не подлежат зачету в ее специальный стаж, за исключением пяти дней- 25, 26, 27,28 и ***, когда она согласно табеля учета рабочего времени исполняла свои обязанности воспитателя дошкольной группы, приказа о возложении на нее в этот период обязанностей директора не издавалось, зарплата начислена по ставке воспитателя за отработанные 5 дней с учетом действовавшего Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ******. Эти пять рабочих дней суд полагает возможным включить в специальный стаж истца. Также подлежит включению и период нахождения ***1 на курсах повышения квалификации с *** по *** (4 дня) в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования УР (л.д.19 тома 1), поскольку истица находилась на курсах как воспитатель, несмотря на то, что в период с *** по *** исполняла обязанности директора.

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена должность воспитателя, а в пункте 1.7 раздела "Наименование учреждений" указаны образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа)-детский сад.

Наименования учреждений в Списке должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ ***, даны в соответствии с образовательными программами, предусмотренными ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» от ******, который признан утратившим силу. Деятельность образовательных учреждений в период действия Закона *** регулировалась Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В частности, деятельность общеобразовательных учреждений регулировалась Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от ******, данный документ утратил силу *** в соответствии с постановлением Правительства РФ от ******. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулировалась Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от ******, данный документ утратил силу *** в соответствии с постановлением Правительства РФ от ******.

В настоящее время деятельность образовательных учреждений регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от *** № 273-ФЗ, который вступил в силу с *** Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от ******. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от ******.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона №273-ФЗ выделены такие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, как дошкольная образовательная организация (п.1) и общеобразовательная организация (п.2). В качестве основной цели деятельности общеобразовательной организации предусмотрена образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Вместе с тем согласно п.2 части 4 ст.23 Закона ***-Ф3 общеобразовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования, которая не является основной целью ее деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.108 Федерального закона от *** N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования;

2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования.

Судом установлено, что название образовательного учреждения, в котором работала истец- Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад», изменено, постановлением Администрации муниципального образования «***» от ****** утвержден Устав в новой редакции (л.д.40-52 тома 1), согласно п.1 которого Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сюровайская начальная школа-детский сад» по организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, по типу-общеобразовательной организацией. Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, присмотр и уход за детьми, а также формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, становление и формирование личности учащегося, его адаптация к жизни в обществе (п.31 Устава). Изменения в ЕГРЮЛ по учреждению внесены налоговым органом ***, с этого момента в специальный стаж ***1 не зачитывается ее работа воспитателем данного учреждения.

Согласно п.5 ст.30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от *** N 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования и образовательным программам начального общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия), предусмотренных пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Суд полагает необоснованным отказ ответчика включить в специальный стаж ***1 период ее работы воспитателем муниципального общеобразовательного учреждения «Сюровайская начальная школа-детский сад» с ***, поскольку в оспариваемый период, несмотря на переименование учреждения, профессиональная деятельность истца в должности воспитателя дошкольной группы не изменилась и была связана с дошкольным образованием, различий в условиях и характере профессиональной деятельности истца после *** не произошло, характер трудовой деятельности истца остался подчинен целям и задачам дошкольного образования. Это подтверждается учредительными документами начальной школы-детский сад, должностной инструкцией воспитателя дошкольной группы, утвержденной еще в 2014 году, то есть до переименования учреждения, и не претерпевшей изменений после переименования. Истец ***1 подтвердила суду, что ее должностные обязанности воспитателя дошкольной группы после переименования учреждения не изменились. Кроме того, основные цели учреждения после переименования не претерпели изменений, так, согласно Устава муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» д.Сюровай, утвержденного постановлением Администрации МО «***» от ****** (л.д.22-39) основной целью учреждения было осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся(п.2.1), для достижения этих целей учреждение осуществляло основные виды деятельности- предоставление дошкольного образования и начального общего образования (п.1.15).

Таким образом, изменение редакции устава учреждения без изменения организационно-правовой формы при сохранении в нем прежнего характера профессиональной деятельности истца не может являться основанием для отказа во включении спорного периода работы с *** в льготный стаж.

Согласно ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент последнего обращения ***1 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ****** - с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ответчик засчитал в специальный стаж 19 лет 9 месяцев 22 дня. Дополнительно к этому подлежат зачету в стаж периоды курсов повышения квалификации, учебных отпусков, периоды работы воспитателем детского сада при невыполнении 36-часовой нагрузки, период работы после изменения наименования образовательного учреждения с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д.Сюровай» на МОУ «Сюровайская начальная школа-детский сад», всего- 5 лет 2 месяца 25 дней. Таким образом, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составлял у истца на день последнего обращения в пенсионный орган более 25 лет, что соответствует условию, установленному п.п.19 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Следовательно, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии именно с этого момента также подлежит удовлетворению. При этом на момент обращения *** специальный стаж у ***1 не был выработан, в связи с чем решение Управления *** от *** об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ***1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в *** Удмуртской Республики (межрайонное) об отмене решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ********* от *** и *** от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков, периодов исполнения обязанностей директора образовательного учреждения, периодов работы воспитателем в связи с невыполнением 36-часовой недельной педагогической нагрузки, периода работы воспитателем в связи с изменением наименования образовательного учреждения, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права– удовлетворить частично.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ****** от *** в части не включения в специальный стаж ***1 периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков, периодов работы воспитателем детского сада при невыполнении 36-часовой недельной нагрузки и периода работы после изменения наименования образовательного учреждения и отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как незаконное.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** включить ***1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** (4 дня), с *** по *** (4 дня), с *** по *** (4 дня); в учебных отпусках с *** по *** (11 дней), с *** по *** (13 дней), с *** по *** (16 дней), с *** по *** (20 дней), с *** по *** (18 дней), с *** по *** (28 дней), с *** по *** (2 месяца 29 дней); периоды работы воспитателем детского сада с *** по 13.05.2001(8 месяцев 13 дней), с *** по *** (5 месяцев 3 дня), с *** по*** (1 год 5 месяцев 28 дней), с *** по 11.08.2003(2 месяца 14 дней), с *** по *** (5 дней), с *** по *** (2 месяца 7 дней),

с *** по *** (2 месяца), с *** по *** (1 месяц 13 дней), с *** по *** (6 месяцев 7 дней), с *** по *** (1 месяц 3 дня), с *** по *** (1 месяц); с *** по *** (7 месяцев 25 дней).

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** назначить ***1, *** года рождения, уроженке ******, досрочную страховую пенсию по старости с *** как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В удовлетворении исковых требований ***1 к ответчику об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** Удмуртской Республики *** от ***, включении в специальный стаж периодов исполнения обязанностей директора образовательного учреждения с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, периодов невыполнения 36-часовой недельной нагрузки с *** по ***, с *** по ***- отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

В окончательной форме решение принято ***.

Судья- В.А.Ёлкина