Дело № 2а-271/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2017 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Трещалова В.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
при секретаре Прозоркиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 в интересах административного истца ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 4 по Вологодской области:
1) Об установлении инвентаризационной стоимости следующих объектов равной стоимости, определенной независимой оценкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. на основании отчета № об оценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества в количестве 7 штук, расположенных по адресу: ..., подготовленному ИП ФИО3:
- здание зерносушилки, находящееся по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - ...
- здание зернотока, находящееся по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - ...
- здание зерновой сушилки, находящееся по адресу: ..., ......, кадастровый №, стоимость - ....,
- здание зерносклада, находящееся по адресу: ..., д..., кадастровый №, стоимость - ...
- здание ремонтных мастерских, находящееся по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость -... руб.,
- здание коровника на 400 голов, находящееся по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость- ... руб.,
- административное здание конторы, находящееся по адресу: ..., ..., ..., кадастровый №, стоимость- ...
2) О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... произвести перерасчет налога на указанное в п.1 имущество, принадлежащее ФИО2, за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. на основании отчета № об оценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества в количестве 7 штук, расположенных по адресу:..., Устюженскийсайон, подготовленному ИП ФИО3
3) О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... произвести перерасчет общей суммы налога на имущество ФИО2 за ... год и не начислять за данный период налог на следующее имущество:
- здание льносушилки с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ...,
- здание сарая для сена с кадастровым номером ... находящееся по адресу: ..., ...
4) О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... не начислять ФИО2 штрафные санкции за несвоевременную уплату налога на имущество ...
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая на основании доверенности в интересах ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № по ... об установлении инвентаризационной стоимости для налогообложения, определенной независимой оценкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. отчетом № об оценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества в количестве 7 штук, расположенных по адресу:..., подготовленному ИП ФИО3, в том числе:
- здания зерносушилки, находящегося по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость - 269 692,00 руб.,
- здания зернотока, находящегося по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - 1 219 009,00 руб.,
- здания зерновой сушилки, находящегося по адресу: ..., Устюженскийэайон, ..., кадастровый №, стоимость - 1 011 390,00 руб.,
- здание зерносклада, находящееся по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость - 628 711,00 руб.,
- здания ремонтных мастерских, находящегося по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость -1 086 145,00 руб.,
- здания коровника на 400 голов, находящегося по адресу: ..., кадастровый №, стоимость 7415 958,00 руб.,
- административного здания конторы, находящегося по адресу: ..., ..., ..., кадастровый №, стоимость- ...
О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... произвести перерасчет налога на указанное выше имущество, принадлежащее ФИО2, за 2015 год, исходя из их инвентаризационной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. указанным выше отчетом №;
О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... произвести перерасчет общей суммы налога на имущество ФИО4 ..., не начисляя при этом за данный период налог на следующее имущество:
- здание льносушилки с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ...,
- здание сарая для сена с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ....
О возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № по ... не начислять ФИО4 штрафные санкции за несвоевременную уплату налога на имущество ...
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 принадлежат на праве собственности двенадцать нежилых помещений в деревнях ... и ... и четыре земельных участка, на которых эти здания расположены. Право собственности зарегистрировано в Росреестре.
В 2016 году она получила налоговое уведомление об уплате налога на имущество за .... Она является пенсионером и до ... года освобождалась от уплаты налога на имущество в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности. С 2015 года льгота предоставляется для пенсионеров в отношении одного объекта каждого из 5 видов объектов, и к данным 5 видам объектов нежилые помещения такого типа, как в д. Степачево и д. Квашнино не относятся. Поэтому в налоговом уведомлении был сделан расчет налога на имущество на все 12 объектов, исходя из инвентаризационной стоимости. Общая сумма налога составила ... руб. До этого времени она не знала, какова инвентаризационная стоимость данных зданий, и в каком размере может быть начислен ей налог на имущество.
Она не согласна с размером начисленного налога на имущество, т.к. полагает, что размер инвентаризационной стоимости слишком сильно завышен, и даже кадастровая стоимость данного имущества значительно ниже.
Она обращалась в МРИ ФНС РФ № по ВО с заявлением о перерасчете налога на имущество, просила внести изменения в налоговое уведомление и произвести перерасчет налога на имущество ... в связи с отсутствием двух объектов и расхождениями в инвентаризационной стоимости, однако ей было в этом отказано.
В ... она получила требование об уплате налога на имущество в размере .... В связи с чем имеется такая разница в уведомлении о начисленном ранее налоге на имущество и в требовании об уплате налога, ей неизвестно.
Ранее она не обращала внимания на неправильное исчисление инвентаризационной стоимости, т.к. не знала о ней. В имеющихся у нее документах нет указания на инвентаризационную стоимость, в том числе и в технических паспортах на здания. Она находится на пенсии ... ей не начисляли налог на имущество на нежилые помещения.
В ответе из МРИ ФНС РФ № по ВО на ее первое заявление сообщалось, что с ДД.ММ.ГГГГг. государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Также разъяснили, что к инвентаризационной оценке применен коэффициент-дефлятор, который ..., и расчет налога ... произведен верно.
Она обратилась к независимому оценщику для оценки инвентаризационной стоимости данного имущества и получила отчет № об оценке инвентаризационной стоимости следующих объектов: здание зерносушилки, здание зернотока, здание зерновой сушилки, здание зерносклада, здание ремонтных мастерских, здание коровника, административное здание конторы, т.е. тех зданий, по которым инвентаризационная стоимость была явно завышена.
Все указанное имущество не эксплуатируется и не используется по назначению больше 10 лет, было подарено ей сыном в ..., а тот, в свою очередь, приобрел его в .... Уже тогда оно не эксплуатировалось, все здания отключены от отопления, электричества и водоснабжения, часть из них находится в аварийном состоянии, износ большинства зданий более 70%, кроме административного здания конторы, износ которого по отчету оценщика составляет 43%. Последний раз техническая инвентаризация проводилась в ...
Кроме того, одновременно был заказан у оценщика отчет для определения кадастровой стоимости на ..., т.к. кадастровая стоимость также завышена на некоторые объекты.
Кроме того, два из тех зданий, на которые начислен налог на имущество, уже не существуют: здание льносушилки с кадастровым номером ..., инвентаризационная стоимость которого составляла ...., налог начислен в размере ....; здание сарая для сена с кадастровым номером ..., находившееся в д...., который сгорел во время пожара уже очень давно. Его инвентаризационная стоимость составляла ...., начисленный налог составил ...
В настоящее время оба указанных объекта сняты с кадастрового учета в связи с их отсутствием: здание льносушилки - ДД.ММ.ГГГГг., здание сарая для сена - ДД.ММ.ГГГГг. На ДД.ММ.ГГГГ эти два здания уже не существовали.
Она считает, что налоговым органом при расчете налога применена инвентаризационная оценка, не соответствующая действительному состоянию принадлежащих ей зданий, поэтому полагает, что по налогу на имущество за 2015 год должен быть сделан перерасчет, исходя из реальной инвентаризационной стоимости зданий с учетом отчета оценщика, их реального износа и физического состояния.
Ранее она могла бы представить сведения из отчета оценщика в орган технического учета и просить их либо провести новую техническую инвентаризацию, либо на основании отчета внести измененные сведения в налоговый орган. По ранее существовавшему порядку орган технической инвентаризации передал бы измененные сведения в налоговый орган, и налог был бы пересчитан.
В настоящее время это невозможно, т.к. начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ч.8 ст.47) государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в т. ч. не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. В связи с этим из Налогового Кодекса РФ исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по предоставлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст.ст.402 и 403 НК РФ на территории субъектов РФ, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных, представленных в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГг.
В ...№ от 26.11.2015г. установлена единая дата начала применения на территории ... порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно письму Минфина РФ от 27.07.2016г. №БС-4-11/13658 «О применении инвентаризационной стоимости» действующим законодательством не определен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности инвентаризационной стоимости, в том числе установленной до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в письме указано, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной после ДД.ММ.ГГГГ, включая применение таких сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях. При этом инвентаризационная стоимость объектов недвижимости может быть оспорена в судебном порядке, в том числе, при обнаружении ошибок при ее расчете.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по указанным в заявлении основаниям. При этом пояснила, что в исковом заявлении цены на объекты недвижимости указаны из расчета их инвентаризационной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, умноженной на коэффициент-дефлятор на 2015 год.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также просил в удовлетворении иска отказать, указав в отзыве, что налоговые органы не производят расчеты инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, а используют информацию, полученную от уполномоченного органа, в том числе посредством автоматизированных информационных систем об инвентаризационной стоимости имущества. Иной порядок расчета при определении суммы налога на имущество физических лиц действующим законодательством не предусмотрен, налоговый орган не влияет на поступающие к нему в обработку данные об инвентаризационной стоимости недвижимости.
В соответствии с положениями статей 402 и 403 Налогового кодекса РФ на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ (... с ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с ДД.ММ.ГГГГ государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим из Налогового кодекса РФ исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, а действующим законодательством Российской Федерации не установлены организации, осуществляющие определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Если изменение стоимости объекта имущества произошло в связи с допущенной Государственным предприятием ... «Череповецтехинвентаризация» при его оценке технической ошибкой, налоговая базе подлежит пересчету, начиная с того налогового периода, в котором она была допущена. Кадастровая стоимость объектов соотносима с рыночной в отличие от инвентаризационной стоимости. Кадастровая и инвентаризационная стоимости значительно различаются, и данное обстоятельство может стать поводом для оспаривания кадастровой стоимости имущества в суде. В связи с многочисленными обращениями ФИО2 и запросами инспекции в регистрирующие органы срок уплаты по налогу на имущество физических лиц ... – ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ и требование от ДД.ММ.ГГГГ№). Все остальные документы, направленные в адрес налогоплательщика ранее, являются неактуальными.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Государственного предприятия ... – Череповецкого филиала «Вологдатехинвентаризация» не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что в инвентарных делах на указанные в административном исковом заявлении объекты недвижимости сведения об их инвентаризационной стоимости отсутствуют. Согласно п. 2, 4 ст.5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налогах на имущество физических лиц», п. 6. 7, 9 «Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе в связи с изменением их технических или качественных характеристик, осуществляется по заявлению заинтересованных лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
По смыслу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. На территориях субъектов РФ, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных, представленных в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется, в том числе пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот, не используемого в предпринимательской деятельности.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ принадлежали на праве собственности объекты недвижимости, в том числе: здание зерносушилки с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ...; здание зернотока с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ...; здание зерновой сушилки с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ...; здание зерносклада с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ...; здание ремонтных мастерских с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., д.Степачево; здание коровника на 400 голов с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ...; административное здание конторы с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ..., ...; здание льносушилки с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ...; здание сарая для сена с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ..., ..., в связи с чем она является плательщиком налога на указанное имущество в налоговом периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с действующим налоговым Кодексом РФ должна была уплатить налог на указанные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в сумме, исчисленной, исходя из последних данных, представленных в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГг обих инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, который на ... был установлен в размере ...
За ... ФИО2 исчислен налог на указанные выше объекты недвижимости, исходя из их инвентаризационной стоимости (с применением коэффициента-дефлятора) в размере: здание зерносушилки с кадастровым номером ....; здание зернотока с кадастровым номером ....; здание зерновой сушилки с кадастровым номером ... здание зерносклада с кадастровым номером ....; здание ремонтных мастерских с кадастровым номером .......; здание коровника на 400 голов с кадастровым номером ....; административное здание конторы с кадастровым номером ...; здание льносушилки с кадастровым номером ...
Однако согласно ответу ... филиала Государственного предприятия ... «Вологдатехинвентаризация» и представленным техническим паспортам на указанные объекты, в них отсутствуют сведения об их инвентаризационной стоимости.
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества в количестве 7 единиц, расположенных по адресу: ..., инвентаризационная стоимость на ДД.ММ.ГГГГ (и с учетом коэффициента-дефлятора на ДД.ММ.ГГГГ) на следующие объекты недвижимости составляла: здание зерносушилки с кадастровым номером ...; здание зернотока с кадастровым номером ...) руб.; здание зерновой сушилки с кадастровым номером ... здание зерносклада с кадастровым номером ... руб.; здание ремонтных мастерских с кадастровым номером ....; здание коровника на 400 голов с кадастровым номером ...... административное здание конторы с кадастровым номером ...
Кроме того, решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по ... от ДД.ММ.ГГГГ №№ – ... определена кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в том числе: здания ремонтных мастерских с кадастровым номером ... руб.; здания зерновой сушилки с кадастровым номером ....; коровника на 400 голов с кадастровым номером ... руб.; здания зерносушилки с кадастровым номером ... руб.; здания зернотока с кадастровым номером ....; здание зерносклада с кадастровым номером ...; здание конторы с кадастровым номером ...
Из данных Решений следует, что даже кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости в несколько раз ниже инвентаризационной стоимости, установленной указанным выше Отчетом их оценки, не говоря уже об их инвентаризационной стоимости, использованной при исчислении ФИО2 налога на имущество ...
Суд не находит оснований для освобождения ФИО2 от уплаты начисленного ей налога за 2015 год на здание льносушилки с кадастровым номером ..., находившейся по адресу: ..., а также на здание сарая для сена с кадастровым номером ... находившегося по адресу: ..., д. Квашнино, по тем основаниям, что данные объекты, якобы, в ... фактически уже отсутствовали, поскольку обязанность сообщать в соответствующие органы учета о выбытии из владения объектом недвижимости в связи с его уничтожением возлагается на собственника недвижимого имущества, а данные объекты недвижимости были сняты с кадастрового учета в связи с их отсутствием на основании заявления ФИО2 только в 2017 году.
Справку дознавателя ОНДиПР по ... ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ...... в результате пожара уничтожено строение – сенной сарай, суд не признает в качестве доказательства для не начисления ФИО6 налога на это строение, поскольку сенной сарай с кадастровым номером ..., на которыйФИО2 начислен налог ..., расположен в д. ....
Справку главы муниципального образования Залесское от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии здания льносушилки с кадастровым номером ... в д. ...... суд также не признает в качестве основания для не начисления ФИО6 налога на это строение, поскольку поскольку в ней не указана причина выбытия данного объекта недвижимости, который был поставлен на кадастровый учет лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск ФИО1 в интересах административного истца ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № по ... удовлетворить частично.
Обязать Межрайонную ИФНС России № по ... произвести ФИО4 перерасчет налога за 2015 года на принадлежащее ей недвижимое имущество, исходя из их инвентарной стоимости, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества в количестве 7 единиц, расположенных по адресу: ...», выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО3, в том числе:
- здания зерносушилки, находящееся по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - 235128,00 руб.,
- здание зернотока, находящееся по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - 1 062780,00 руб.,
- здание зерновой сушилки, находящееся по адресу: ..., Устюженскийэайон, д...., кадастровый №, стоимость - 881770,00 руб.,
- здание зерносклада, находящееся по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость - 548135,00 руб.,
- здание ремонтных мастерских, находящееся по адресу: ..., кадастровый №, стоимость - 946944,00 руб.,
- здание коровника на 400 голов, находящееся по адресу: ..., ..., кадастровый №, стоимость- 6465526,00 руб.,
- административное здание конторы, находящееся по адресу: ..., ......, кадастровый №, стоимость- 3044327,00 руб.
Обязать произвести перерасчет общей суммы налога на имущество налога на имущество ФИО4 за 2015 год и начисленные пени.
В остальном в удовлетворении иска административного истца ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № по ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 октября 2017 г.
Судья Трещалов