НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 31.10.2019 № 2А-2130/19

Дело № 2а-2130/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2019 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Хайминой А.С., при секретаре Смолиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике к ФИО1 <А.Ю.> о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Удмуртской Республике (далее - административный истец, МРИ ФНС № 8 по УР) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 (далее – административный ответчик), которым просит взыскать с последнего страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 1 936,09 руб. и пени по ним в сумме 38,23 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 9 795,39 руб. и пени по ним в сумме 193,78 руб. Требования мотивированы тем, что в период деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя он был обязан уплачивать страховые взносы. МРИ ФНС № 8 по УР был произведен расчет налога по страховым взносам за 2017-2018 годы. Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы страховых взносов, налоговым органом были начислены пени на непогашенную задолженность. На уплату страховых взносов налогоплательщику было направлено требование от 28.03.2018, от 29.03.2018, от 05.03.2018. Данные требования были направлены налогоплательщику по почте. Должник в добровольном порядке задолженность не оплатил. МРИ ФНС № 8 по УР обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска с заявлением на выдачу судебного приказа, 21.11.2018 был вынесен судебный приказ. 05.04.2019 судебный приказ был отменен соответствующим определением.

Административный ответчик о дате, времени и месте судебного заседания был извещен посредством направления почтового отправления по адресу регистрации, указанному в административном исковом заявлении и подтвержденному адресной справкой ОАСР УФМС России по Удмуртской Республике от 10.09.2019 как последний известный адрес административного ответчика. Согласно конверту и данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru ), соответствующее почтовое отправление адресатом не получено, конверт возвращен отделением связи в связи с истечением срока хранения и поступил в суд 25.10.2019. Порядок извещения и срок хранения отправления отделением почтовой связи не нарушен. С учетом изложенного, ответчик извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что сумма страховых взносов рассчитана в минимальном размере, поскольку административный ответчик налоговые декларации не подавал.

Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Поскольку правоотношения в части уплаты страховых взносов в рамках настоящего административного дела возникли в 2017 году, они регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, положения которой вступили в силу с 01.01.2017 года.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», положения которого вступили в силу с 01.01.2017.

Как следует из содержания ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен статьей 432 НК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в расчетном 2017 году) индивидуальные предприниматели уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Минимальный размер оплаты труда установлен:

- с 01.07.2016 в размере 7 500 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ),

- с 01.07.2017 в размере 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ),

- с 01.01.2018 в размере 9 489 руб. (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ).

Таким образом, за расчетный 2017 год сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии составила 23 400 руб. (произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (26%), установленного п. 2 ст. 425 НК РФ):

7 500 руб. х 12 х 26% = 23 400 руб.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС составила 4 590 руб. (произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование (5,1%), установленного п. 2 статьи 425 НК РФ):

7 500 руб. х 12 х 5,1% = 4 590 руб.

Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Поскольку 31.12.2017 являлся выходным днем, датой уплаты страховых взносов за 2017 год являлось 09.01.2018.

С 1 января 2018 года страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей установлены в фиксированном размере.

Так, согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ) плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В период с 04.08.2017 по 09.01.2018 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, в связи с чем страховые взносы за 2018 год в силу п. 4 ст. 432 НК РФ должны быть уплачены до 24.01.2018.

По сведениям налогового органа ФИО1 произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 – 21.03.2019 в размере 408,12 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 – 21.03.2019 в размере 80,68 руб.;

Проанализировав расчет задолженности по страховым взносов, суд признает его верным. На момент рассмотрения настоящего дела, задолженность ФИО1 по уплате страховых взносов составляет (с учетом ранее внесенных им платежей):

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 9 153,17 руб. (= (7 500 руб.*4 мес.*26% + 7 500 руб./31 день*28 дней* 26%) - 408,12 руб.);

- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год в размере 1 794,80 руб. (= (7 500 руб.*4 мес.*5,1%) + (7 500 руб./31 день*28 дней*5,1%) - 80,68 руб.);

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 642,22 руб. (= 26 545 руб. / 12 мес. / 31 день * 9 дней);

- недоимка по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год в размере 141,29 руб. (= 5 840 руб. / 12 мес. / 31 день * 9 дней).

Таким образом, совокупность представленных административных истцом доказательств подтверждает, что в период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обязанность по уплате обязательных страховых взносов ФИО1 в полном объеме не исполнена, в связи с чем за 2017-2018 года сформировалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Образование у административного ответчика недоимки по уплате страховых взносов подтверждается представленными в деле требованиями, направленными налоговым органом в порядке ст. 69 НК РФ в адрес ФИО1

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Исходя из буквального токования указанной нормы, сумма в размере 3 000 руб. должна быть превышена всем страховым взносам в совокупности.

В пользу такого вывода говорит и правовая природа страховых взносов.

Согласно п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В силу п. 1 ст. 18.2 НК РФ, «при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения:

1) объект обложения страховыми взносами;

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов».

Все виды страховых взносов имеются единые объекты обложения и базу для исчисления, классифицирующиеся лишь в зависимости от субъекта и вида деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что ФИО1 обязательные страховые взносы за 2017-2018 годы не уплатил, налоговым органом выставлены требования по состоянию на 05.03.2018 со сроком погашения задолженности до 18.04.2018, по состоянию на 28.03.2018 со сроком погашения задолженности до 24.05.2018, по состоянию на 29.03.2018 со сроком погашения задолженности до 25.05.2018.

В последующем налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска от 05.04.2019 судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки и пени отменен.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 30.08.2019.

Таким образом, предусмотренный статьей 48 НК РФ срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

При указанных обстоятельствах исковые требования МРИ ФНС № 8 по УР к ФИО1 в части взыскания страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой административным ответчиком обязательных страховых взносов за 2017-2018 годы, за период с 13.01.2018 по 29.03.2018 налоговым органом согласно представленному расчету исчислены:

- пени на недоимку по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 38,23 руб.;

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 193,78 руб.

Анализируя представленный административным истцом расчет пеней, суд находит его обоснованным и арифметически верным. При этом требование о взыскании пеней является обоснованным, поскольку административный ответчик имел задолженность по страховым взносам за 2017 и 2018 годы, и административным истцом соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст. 48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.

С учетом изложенного, с ФИО1 в доход бюджета подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, в размере 38,23 руб. и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 193,78 руб.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец при обращении в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, с административного ответчика ФИО1 в доход Муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 478,54 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к ФИО1 <А.Ю.> о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 <А.Ю.>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет № <***> УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике), получатель Отделение – НБ Удмуртская Республика г. Ижевск, БИК 049401001, ИНН <***>, код ОКТМО 94701000, недоимку по уплате страховых взносов и пени на общую сумму 11 963 (одиннадцать тысяч девятьсот шестьдесят три) рубля 49 копеек, из которых:

1 936 рублей 09 копеек - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017-2018 годы (КБК 18210202103081013160);

38 рублей 23 копейки – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за период с 13.01.2018 по 29.03.2018 (КБК 18210202103082013160);

9 795 рублей 39 копеек - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140061110160);

193 рубля 78 копеек - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 13.01.2018 по 29.03.2018 (КБК 18210202140062110160).

Взыскать с ФИО1 <А.Ю.> в доход Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 478 (четыреста семьдесят восемь) рублей 54 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение изготовлено 01 ноября 2019 года.

Судья А.С. Хаймина