Устиновский районный суд города Ижевска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Устиновский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-463/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе
председательствующего: судьи Хохлова И.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мельниковой Любови Степановны об оспаривании решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Мельникова Л.С. обратился в Устиновский районный суд г.Ижевска с исковым заявлением о признании незаконным решения # от # Межрайонной ИФНС России №8 по УР (далее – инспекция) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В обоснование искового заявления указывает, что в # г. ей в инспекцию представлена налоговая декларация 3-НДФЛ за # год в связи с продажей # доли квартиры, расположенной по адресу: # за # руб. и покупкой # доли квартиры, расположенной по адресу: # за # руб. В декларации был произведен расчет имущественного налогового вычета по доходам от продажи в # году # в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: # и имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенного расхода на приобретение квартиры, расположенной по адресу: #. Инспекцией указанная декларация была проверена и # был составлен акт # камеральной налоговой проверки, в котором заявителю отказано в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ за # г. в размере # руб., начислен НДФЛ за # г. в сумме # руб. Инспекция ссылается на то, что право на имущественный налоговый вычет при покупке жилья у налогоплательщика возникает в момент соблюдения всех условий его получения, определенных положениями п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ. По мнению инспекции, заявитель не имеет права на вычет при покупке жилья за # г. в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на квартиру ей получено в # г. # в Управление ФНС по УР ей подана апелляционная жалоба на указанное решение. Жалоба оставлена без удовлетворения. При этом, вышеуказанную квартиру она купила в # г., что подтверждают договор купли-продажи от # #, акт передачи от #, расписка о получении ФИО7 денежных средств, согласно которой ей оплачена покупка квартиры в #. в полном объеме. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру получено ей в # г. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ, п.3 ст.210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов; указанный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам; для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет: при приобретении квартиры или прав на квартиру – договор о приобретении квартиры или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры или документы, подтверждающие право собственности на квартиру. Таким образом, налоговое законодательство не содержит нормы, предусматривающей, что право на получение имущественного налогового вычета, согласно п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ возникает с момента регистрации лицом права собственности на соответствующий объект недвижимости. Налоговый кодекс РФ не ограничивает право налогоплательщика воспользоваться имущественным налоговым вычетом по суммам расходов на приобретение жилья к доходам любого из налоговых периодов, включая налоговый период, в котором данные расходы были произведены, заключен договор покупки и получен акт передачи жилья. Считает, что право на вычет по п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ возникло у нее с момента произведения расходов и получения по договору и акту передачи указанной квартиры, т.е. с # г.
Просит признать указанное решение инспекции незаконным в полном объеме, обязать инспекцию предоставить ей имущественный налоговый вычет в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ за # г. в сумме # на основании п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ.
Исходя из характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой и несогласного с решением органа государственной власти, а именно требования Мельниковой Л.С. о признании решения Межрайонной ИФНС №8 по УР # от # о привлечении Мельниковой Л.С. к налоговой ответственности незаконным, суд, руководствуясь п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", рассматривает требование Мельниковой Л.С. в порядке судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в связи с тем, что определение судом вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (в данном случае обращение в суд путем подачи искового заявления).
В судебное заседание заявитель Мельникова Л.С. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель заявителя Коробейников А.В., действующий на основании доверенности от # (сроком на три года) не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике Ильясова Г.А., действующий на основании доверенности от # (сроком на один год), требования заявителя не признал в полном объеме. Представил письменный отзыв на заявление, приобщенный судом к материалам дела, согласно которому заявление не подлежит удовлетворению. Согласно отзыву при проверке декларации по налогу на доходы физических лиц установлено, что квартира, по адресу # находилась в его собственности менее # лет. Квартира продана за # руб. Доход заявителя от продажи этой квартиры (#) составил # руб. На основании п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ заявителем заявлен имущественный налоговый вычет, соответствующий # доле проданного имущества в размере # руб. Таким образом, сумма облагаемого дохода заявителя о продажи квартиры составила # руб. # руб.). Сумма налога на доходы физических лиц, в соответствии с п.1 ст.224 НК РФ, подлежащая уплате в бюджет, составила # руб. (#). Также в декларации заявлен имущественный налоговый вычет с покупки # доли в квартире, расположенной по адресу: #. Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представил договор купли-продажи от # #, акт передачи от #, расписку о получении денежных средств, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру # от # Полагают, что в связи с тем, что собственником квартиры заявитель стал только после регистрации права собственности в органах госрегистрации, т.е. в # г., то и право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ с приобретенной квартиры возникло только в # г., а не в # г., как считает заявитель. Таким образом, отказ в предоставлении имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за # г., предусмотренного п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ в размере # руб. правомерен. Кроме того, считают, что оснований для признания незаконным решения инспекции не имеется, поскольку права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ заявитель не лишился, так как данное право может реализовать в # г. путем подачи декларации и заявления указанного вычета с покупки # доли в квартире, расположенной по адресу: # за # год.
В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя Мельниковой Л.С. и ее представителя Коробейникова А.В.
Выслушав пояснения лица, явившего в судебное заседание, исследовав представленные письменные доказательства, суд полагает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно договору купли-продажи квартиры от # #, заключенному между ФИО5 и ФИО6 (совместно - покупатель), с одной стороны, ФИО8., Мельниковой Л.С. (совместно - продавец), с другой стороны, покупатель покупает в общую совместную собственность у продавца, а продавец продает квартиру, находящуюся по адресу: # (п.1.1 договора). Квартира продается по цене # руб. (п.1.4 договора). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике #, номер регистрации #.
В соответствии с договором купли-продажи от #, заключенного между ФИО7 (продавец) и Мельниковой Л.С., ФИО8 (совместно - покупатель), продавец продал, а покупатель купил в собственность # доли в равных долях (по # доли) каждому в праве собственности на двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: # (п.1.1 договора). Отчуждаемая доля в праве собственности на указанную квартиру по соглашению сторон продается за # руб., уплачиваемых покупателем продавцу наличными деньгами в следующем порядке: # руб. в день подписания настоящего договора, # руб. в течение двух календарных дней с момента государственной регистрации настоящего договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (п.2.1 договора). Настоящий договор считается заключенным с момента его государственной регистрации (п.3.2 договора). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике #, номер регистрации #.
Согласно передаточному акту от # составленному между ФИО7 (продавец) и Мельниковой Л.С., ФИО8 (совместно - покупатель), продавец передал, а покупатель принял в собственность # доли в равных долях #) каждому в праве собственности на двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: #
Из расписки ФИО7 от # следует, что он получил от Мельниковой Л.С. денежную сумму в размере # руб. и от ФИО8 денежную сумму в размере # руб. за проданную им # долю квартиры по адресу: #.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права # от # Мельниковой Л.С. на основании договора купли-продажи от # # (дата регистрации #), договора дарения от # # (дата регистрации #) на праве общей долевой собственности, принадлежит # доля в праве на двухкомнатную квартиру по адресу: #
В соответствии с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) составленной Мельниковой Л.С. # ей заявлен имущественный налоговый вычет, установленный п.п.2 п.1 ст.220 в отношении # доли в квартире по адресу: # по фактическим расходам в размере # руб. за # год.
# Мельниковой Л.С. написано заявление в инспекцию с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет (в соотв. с п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ) в связи с продажей # доли квартиры, а также имущественный налоговый вычет (в соотв. с п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ) в связи с приобретением # доли квартиры на территории РФ при налогообложении доходов за # год.
Решением # от # о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекцией установлено, что Мельникова Л.С. является плательщиком налога на доходы физических лиц. В представленной # налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3-НДФЛ за # г. ей заявлен имущественный налоговый вычет по покупке квартиры, расположенной по адресу # в размере # руб. Также в декларации произведен расчет имущественного налогового вычета по доходам от продажи в # г. # доли квартиры, расположенной по адресу: # По данным декларации общая сумма дохода составила # руб., сумма расходов, стандартных и имущественных вычетов составила # руб. Налоговая база равна #. Проданная по договору от # # (дата регистрации #) квартира по адресу: #, по сведениям Росрегистрации, принадлежала Мельниковой Л.С. и ФИО8 на праве общей долевой собственности по # доле каждому с # Таким образом, до момента продажи квартира находилась в собственности налогоплательщика менее # лет. Так как квартира в # году была продана за # руб., доход Мельниковой Л.С. от продажи # доли составил # руб., сумма имущественного налогового вычета, установленного п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ составила # руб., сумма облагаемого дохода # руб. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, или в последующие налоговые периоды вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению вышеуказанного имущества. Мельниковой Л.С. при подаче налоговой декларации за # г. заявлен имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры в размере # руб. К налоговой декларации представлен договор купли-продажи от #, акт передачи от #, расписка о получении денежных средств. Согласно указанным документам ФИО8 и Мельникова Л.С. приобрели в собственность у ФИО7 # доли в равных долях (по #) доли каждому. Кроме того, по данным Росрегистрации установлено, что # доли в праве собственности на указанную квартиру передано ФИО8 и Мельниковой Л.С. по договору дарения от # ФИО7 Свидетельство о государственной регистрации права # # на # долю указанной квартиры выдано Мельниковой Л.С. # Поскольку свидетельство о праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: # получено в # г., то право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ, также возникло в # г. Мельниковой Л.С. было направлено сообщение # от # о внесении изменений (исправлений) в налоговую декларацию в связи с неправильным применением имущественного налогового вычета, установленного п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ. В установленный срок # от нее поступило пояснение на сообщение, в котором она ссылаясь на ст.220 НК РФ, письмо УФНС России по г.Москве от # # считает, что возникновение права на получение на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета связано с юридическим фактом произведения налогоплательщиком расходов на строительство либо приобретение жилья. То есть, правом на имущественный налоговый вычет налогоплательщик может воспользоваться уже в том налоговом периоде, в котором им были произведены расходы на приобретение (строительство) жилья, при условии наличия акта приема-передачи или свидетельства о праве собственности на указанный объект на момент подачи заявления. Вместе с тем в нарушение ст.220 НК РФ Мельникова Л.С. неправомерно заявила имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение # доли квартиры в размере # руб., т.к. налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при приобретении квартиры начиная с того налогового периода, в котором возникло такое право, т.е. с # г. По результатам проверки установлено занижение налога на доходы физических лиц, в связи с чем, произведен расчет налога на доходы за #., подлежащего уплате в бюджет в размере # руб. На основании ст.122 НК РФ Мельникова Л.С. привлечена к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в размере # руб. На основании ст.75 НК РФ на сумму неуплаченного налога за период с # по день вынесения решения начислены пени в размере # руб.
Указанным решением инспекции Мельникова Л.С. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ (за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы) в виде наложения штрафа в размере # руб.; отказано Мельниковой Л.С. в предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: # в размере # руб.; начислены Мельниковой Л.С. сумма налога на доходы физических лиц за # г. в размере # руб. и пени в размере # руб. Решение вынесено заместителем начальника инспекции ФИО10
# Мельниковй Л.С. была составлена апелляционная жалоба на решение инспекции от #
Решением от # по апелляционной жалобе Мельниковой Л.С. УФНС России по Удмуртской Республике решение инспекции от # # о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мельниковой Л.С. без удовлетворения. Решение инспекции от # # о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено.
В соответствии с приказом Управления ФНС по Удмуртской Республике от # # «По личному составу» ФИО10 с # назначена на должность заместителя начальника инспекции.
Из приказа Управления ФНС России по Удмуртской Республике от # # «О заключении служебного контракта с ФИО10» следует, что с # с ФИО10 заключен срочный служебный контракт по должности заместителя начальника инспекции сроком на два года. Прекращен служебный контракт от #
Согласно должностному регламенту заместителя начальника инспекции, утв. начальником инспекции # заместитель начальника инспекции имеет право рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях налогового законодательства (параграф 4), а также обязан рассматривать материалы проверок по курируемым вопросам деятельности инспекции и выносить решения по ним (параграф 3). С должностным регламентом ФИО10 ознакомлена.
В соответствии с приказом Управления ФНС России по Удмуртской Республике от # # «О распределении обязанностей» заместитель начальника инспекции ФИО10 непосредственно координирует и контролирует деятельность отдела камеральных проверок # (п.1.3.12 приказа).
Указанные обстоятельства, следуют из содержания заявления, объяснений лиц, явившихся в судебное заседание, подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
На основании установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу о том, что заявление Мельниковой Л.С. не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В силу ст.30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп.2 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе, помимо прочего, проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее – Положение) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно п.4 Положения ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов
В соответствии с п.5.1 Положения ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Согласно п. 1 Положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утв. приказом Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н (далее – Положение об инспекции) инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.
В соответствии п.3 положения об инспекции, инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно п.5 положения об инспекции, инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.6.1.1 положения об инспекции, инспекция осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Таким образом, оспариваемое Мельниковой Л.С. решение вынесено должностным лицом налогового органа - заместителем начальника инспекции ФИО10 в пределах предоставленных ему полномочий.
Оценивая доводы заявителя, приведенные им в заявлении и поддержанные в судебном заседании его представителем суд считает их несостоятельными в силу нижеследующего.
Согласно договору купли-продажи # от # Мельниковой Л.С. и ФИО8 в # году продана квартира по адресу: #.
В соответствии со ст. 207 НК РФ в #. Мельникова Л.С. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, физические лица самостоятельно исчисляют налог исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности и представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). В силу ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется физическим лицом как сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (п.3 ст. 210 НК РФ).
В соответствии с пп.1 п.1 ст.223 НК РФ, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
На основании п. 2 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Согласно п. 3 ст.210 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (# %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
Согласно договору купли-продажи # от # квартира по адресу: # продана по цене # руб.
Таким образом, сумма дохода Мельниковой Л.С. от продажи # доли квартиры составляет #
Отчуждаемая квартира, расположенная по адресу: #, находилась в общей долевой собственности ФИО8 и Мельниковой Л.С.
До момента продажи, # доля квартиры находилась в собственности Мельниковой Л.С. менее # лет.
В соответствии с положениями п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом # руб.
При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Таким образом, налогоплательщик может воспользоваться либо имущественным вычетом в размере не более # руб., либо документально подтвердить расходы на приобретение имущества.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры, документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней и соответствующие расходные документы.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам.
Учитывая, что квартира по адресу: #, находилась в собственности Мельниковой Л.С. менее трех лет, в соответствии с п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ заявительница имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом, связанным с продажей # доли квартиры в сумме - #
По результатам проведенной проверки Мельниковой Л.С. доначислен налог на доходы физических лиц за # год в размере # руб.
Расчет налога произведен инспекцией правильно.
В соответствии с п. 1 ст. 122 части 1 НК РФ неуплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно решению # о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от #, Мельниковой Л.С. начислен штраф за неуплату налога в размере # руб. (#).
Расчет штрафа инспекцией произведен правильно.
Решением # о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от #, Мельникова Л.С. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ, выразившегося в неуплате ей налога на доходы физических лиц в связи с получением дохода от продажи # доли квартиры, находящейся по адресу: #, и принадлежавшей ей на праве собственности менее # лет.
Инспекцией за несвоевременную уплату НДФЛ начислены пени в сумме #.
Установленный срок уплаты налога за # год до #
Дата вынесения решения # – #
Количество дней просрочки – #
Учетная ставка ЦБ РФ – #% годовых.
Пени в размере # ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.75 НК РФ) в день – #.
Итого: # руб.
Таким образом, расчет пени инспекцией произведен правильно.
В поданной Мельниковой Л.С. декларации также заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры по адресу: #, в сумме # руб.
Согласно договору купли-продажи от #, передаточному акту от #, расписке от #, Мельникова Л.С. приобрела # доли в праве собственности на квартиру по адресу: #, за # руб.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от # право собственности Мельниковой Л.С. на квартиру, расположенную по адресу: #, зарегистрировано #
Довод заявительницы о том, что право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 ч.1 ст.220 НК РФ, связанный в приобретением ей доли в праве собственности на квартиру по адресу: #, возникло у нее уже в # году, является необоснованным в силу следующего.
Пунктом 3.2 договора купли-продажи от # стороны установили, что настоящий договор и переход права собственности на отчуждаемую долю в праве собственности на указанную квартиру по настоящему договору к покупателю подлежат государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике. Настоящий договор считается заключенным с момента его государственной регистрации.
В силу п.1 ст.164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случая и порядке, предусмотренных ст.131 ГК РФ и законом о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Согласно ст. 223 ГК РФ установлено, что моментом возникновения права собственности у приобретателя по договору, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В п. 2 ст. 558 ГК РФ установлено, что договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Следовательно, до момента государственной регистрации договора купли-продажи недвижимости, он считается не заключенным. До этого момента отчуждаемая доля принадлежала продавцу, а не покупателю Мельниковой Л.С.
Отчуждаемая доля Мельниковой Л.С. была приобретена в уже построенном доме.
Таким образом, право налогоплательщика уменьшить налоговую базу на сумму имущественного налогового вычета с учетом его предельно допустимого размера возникает с момента приобретения жилья: при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них на основании договора купли-продажи - с момента регистрации права собственности.
Аналогичная позиция изложена в определении от 26.05.2011 г. №610-О-О Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колодина М.Ю. на нарушение его конституционных прав п.6 ст.9 ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов, но не более # руб., направленных, в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, или в последующие налоговые периоды.
Согласно абз. 22 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ документом, необходимым для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры по договору купли-продажи в существующем доме, является свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Свидетельство о праве собственности на квартиру заявительнице выдано #
Таким образом, право на имущественный налоговый вычет. предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 ПК РФ, возникло у Мельниковой Л.С. в #.
При этом уменьшение налоговой базы на вышеуказанный имущественный налоговый вычет может производиться только начиная с налогового периода, в котором возникло право на такой вычет, в рассматриваемом случае с #
Право на предоставление имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ за 2010 год у Мельниковой Л.С. отсутствует.
Оспариваемое решение налоговой инспекции было принято ей # на основании акта камеральной налоговой проверки от #
В силу п. 3 ст.7 Закона РФ N 943-1 «О налоговых органах РФ» налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п.8 ст.7 Закона РФ N 943-1 налоговым органам предоставляется право выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.9 Закона РФ N 943-1 налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу ст.8 Закона РФ N 943-1 права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 - 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 - 13, - только руководителям налоговых органов и их заместителям.
Согласно п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу п.п.1,2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пункт 3 ст.88 НК РФ устанавливает, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п.5 ст.88 НК РФ В силу п.п.1,2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пункт 3 ст.88 НК РФ устанавливает, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п.5 ст.88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п.7 ст.101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
В соответствии с п.9 ст.101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
В силу п.14 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
При рассмотрении заявления Мельниковой Л.С. об оспаривании решения налогового органа судом не установлено нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В силу ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч.5 ст.101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Судом установлено, что срок для обращения Мельниковой Л.С. в суд не пропущен.
Суд признает обоснованной аргументацию вышестоящего налогового органа, которой доводы апелляционной жалобы Мельниковой Л.С. отклонены в полном объеме, приведенную им в решении Управления ФНС России по Удмуртской Республике от # # по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Мельниковой Л.С. на оспариваемое решение инспекции.
Указанные в апелляционной жалобе Мельниковой Л.С. на оспариваемое решение инспекции доводы, по своему содержанию аналогичные доводам поступившего в суд заявления Мельниковой Л.С. об оспаривании решения инспекции обоснованно отклонены вышестоящим налоговым органом в силу их необоснованности.
Обстоятельств, исключающих привлечение Мельниковой Л.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренных ст.109 НК РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Мельниковой Л.С. в совершении налогового правонарушения, предусмотренных ст.111 НК РФ, судом не усматривается.
Наказание назначено в пределах санкции п.1 ст.122 НК РФ.
Нарушения прав и свобод Мельниковой Л.С. судом не установлено. Права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ заявитель не лишен. Данное право заявитель может реализовать в # году путем подачи налоговой декларации и заявления о предоставлении имущественного налогового вычета с покупке # доли в квартире, расположенной по адресу: # за # год.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что уполномоченным должностным лицом (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято законное и обоснованное решение от # # о привлечении Мельниковой Л.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения, с соблюдением установленного законом порядка для его принятия, в судебном заседании заявителем (его уполномоченным представителем) не представлено доказательств, исключающих привлечение Мельниковой Л.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения либо исключающих вину Мельниковой Л.С. в совершении налогового правонарушения.
В связи с чем, оснований для обязания инспекции предоставить Мельниковой Л.С. имущественный налоговый вычет в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ за # г. в сумме # на основании п.п. 2 п.1 ст.220 НК РФ не имеется.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мельниковой Любови Степановны о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике # от # отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2012 года.
Судья И.Н.Хохлов