НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 15.06.2022 № 2А-1569/2022

Дело № 2а-1569/2022

УИД 18RS0005-01-2022-001753-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» июня 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., при секретаре судебного заседания Кельдиватовой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Решетникову В.А. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике (далее по тексту МРИ ФНС России № 8 по УР) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Решетникову В.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 633,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 866,97 руб., налога, налога на имущество физических лиц в размере 71 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,63 руб., транспортного налога в размере 1 260 руб., пени по транспортному налогу в размере 248,23 руб.

Требования мотивированы тем, что Решетников В.А. состоит на учете в МРИ ФНС России №8 по УР, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязан на основании п.1 ч.2 ст.28 ФЗ №212-ФЗ, гл.34 НК РФ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и иные налоги. На основании представленных в налоговый орган сведений, исчислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, суммы транспортного налога и налога на имущество, направлены требования. В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате задолженности налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем были начислены пени. П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскание налогов производится в соответствии со ст.48 НК РФ.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике, административный ответчик не явились. На основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Из представленных в деле документов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ за административным ответчиком числилось транспортное средство ГАЗ31029, идентификационный номер (VIN) . Указанные сведения предоставлены налоговому органу Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, подтверждены в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ, данные транспортные средства отнесены к объектам налогообложения, что, в силу ст. 357 НК РФ, возлагает на административного ответчика обязанность производить уплату транспортного налога в порядке и сроки, установленные ст. 363 НК РФ. Доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств исключающих указанные объекты из перечня объектов налогообложения, суду не приведено.

В соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно пункту 2 статьи 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии с пунктом 1,2 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

На территории Удмуртской Республики транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".

Так, из материалов дела усматривается, что транспортный налог административному ответчику исчислен в связи с регистрацией на его имя в ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства ГАЗ31029, идентификационный номер (VIN) (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.), в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление. Доказательств обратного суду не представлено.

Ставки налога установлены в статье 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" исходя из которой для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно применяется налоговая ставка 14 рублей (в редакции, действующей в моменты возникновения спорных правоотношений).

Таким образом, сумма налога исходя из сведений представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, составляет в отношении автомобиля ГАЗ31029 (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.) мощностью 90 лошадиных сил – за ДД.ММ.ГГГГ 1 260 руб. (90*14). Соответственно, сумма транспортного налога, подлежащего уплате за полный ДД.ММ.ГГГГ владения транспортным средством составила 1 260 руб. Каких-либо сумм, направленных на погашение задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика не поступало, что подтверждено представленными письменными доказательствами. Доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что их совокупность подтверждает наличие у административного ответчика неисполненного обязательства по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 260 руб., расчет которого судом проверен и признан верным. Доказательств уплаты ответчиком транспортного налога в полном размере за ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.

Таким образом, административный ответчик Решетников В.А. имеет задолженность по уплате транспортного налога в размере 1 260 руб. Данные обстоятельства стороной административного ответчика не оспаривались.

При этом, как указано налоговым органом, за ДД.ММ.ГГГГ сумма транспортного налога, подлежащая уплате составила 720 руб. и взыскана на основании судебного приказа , в настоящее время не уплачена. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 720 руб., взыскана на основании судебного приказа , в настоящее время не уплачена. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 720 руб. и взыскана на основании судебного приказа , в настоящее время не уплачена. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 777 руб., взыскана судебным приказом , в настоящее время не уплачена.

Кроме того, согласно статье 400 НК РФ плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п.1 статьи 401 НК РФ).

Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст. 406 НК РФ).

Согласно ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Как указано выше, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст.403 НК РФ).

В соответствии со ст.400 НК РФ Решетников В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку имеет в собственности объекты недвижимого имущества – квартиру по адресу: (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ., размер доли в праве , кадастровый номер объекта ), в связи с чем, последний, как владелец недвижимого имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии с п.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в соответствии с редакцией Федерального закона от 23.11.2015 года №320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» до вступления в законную силу 23.11.2015 года №320-ФЗ, в соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», действовавшем до вступления в законную силу Федерального закона от 04.10.2014г. №284-ФЗ, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог).

Учитывая заявленный к рассмотрению административным истцом период уплаты налога, обязанность административного ответчика по уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

На основании решения Городской думы г. Ижевска от 20.11.2014 № 658 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск" (в редакции, действующей в моменты возникновения спорных правоотношений) установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Согласно расчету истца, сумма налога на имущество административного ответчика: квартира по адресу: (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ., размер доли в праве , кадастровый номер объекта ) составила 122 руб.

При этом, к расчету налога на имущество административного ответчика применяются положения п.8.1 ст.408 НК РФ, согласно которым в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пункта 5.1 настоящей статьи, а также при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Соответственно, с учетом п.8.1 ст.408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ не может превышать 122 рубля.

С учетом изложенного, сумма налога составляет 150 руб. (112 (сумма налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.)*1,1) кадастровая стоимость (налоговая база) 834 551* налоговая ставка 0,11% *1 (доля в праве)* количество месяцев владения 6/12 + кадастровая стоимость (налоговая база) 1 358 328 * налоговая ставка 0,11% * 1 (доля в праве) * количество месяцев владения 6/12 = 150 руб.

Данная сумма налога (150 руб.) превышает льготную сумму (122 руб.).

Соответственно, сумма налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ ввиду наличия льготы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащая уплате, составит 71 рубль (122 руб./12мес.*5мес.).

На основании указанных выше положений налогового законодательства Российской Федерации, налоговым органом за ДД.ММ.ГГГГ исчислен налог на имущество в размере 71 руб., направлено налоговое уведомление. Налоговые ставки определены налоговым органом верно и в соответствии с положениями ст.ст.406-408 НК РФ. Данный налог Решетниковым В.А. не уплачен, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, административный ответчик Решетников В.А. имеет задолженность по уплате налога на имущество в размере 71 руб. Данные обстоятельства стороной административного ответчика не оспаривались. Каких-либо сумм, направленных на погашение задолженности по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика не поступало, что подтверждено представленными письменными доказательствами, стороной ответчика не опровергнуто.

При этом, как указано налоговым органом, за ДД.ММ.ГГГГ. сумма налога на имущество, подлежащая уплате, составила 53 руб., взыскана на основании судебного приказа и в настоящее время не уплачена. Сумма налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ составила 102 руб., с учетом предоставленной льготы – 17 руб., взыскана на основании судебного приказа и в настоящее время не уплачена. Сума налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ составила 0 руб., за ДД.ММ.ГГГГ. – 0 руб.

Кроме того, с 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Как указано выше, Решетников В.А. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГи на основании главы 34 НК РФ обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен статьей 432 НК РФ, в силу которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Ранее (до 1 января 2018 года) в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулировался ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 1 января 2018 года установлен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для плательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений) плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с ч.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из положений Федерального закона №63-ФЗ и статьи 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается: для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

По сведениям налогового органа Решетников В.А. не произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в полном объеме за ДД.ММ.ГГГГ и в установленные сроки, в связи с чем и в соответствии с положениями действующего законодательства, налоговым органом произведен расчет по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

При этом, сумма исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ составила 23 400 руб., налоговым органом вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов в заявленном размере. Указанное постановление направлено на принудительное исполнение в службу судебных приставов, возбуждено исполнительное производство , ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство в отношении Решетникова В.А. окончено на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве». Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. частично уплачена Решетниковым В.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, взыскана в принудительном порядке. Сумма исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ составила 20 051,47 руб. за 9 месяцев и два дня осуществления деятельности в ДД.ММ.ГГГГ, взыскана с ответчика в судебном порядке в рамках приказного производства судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска (дело ) и до настоящего времени не уплачена.

Кроме того, сумма исчисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ составила 4 590 руб., налоговым органом вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов в заявленном размере. Указанное постановление направлено на принудительное исполнение в службу судебных приставов, возбуждено исполнительное производство , ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство в отношении Решетникова В.А. окончено на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве». Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб. Решетниковым В.А. не уплачена. Сумма исчисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ составила 4411,40 руб. за 9 месяцев и два дня осуществления деятельности в ДД.ММ.ГГГГ, взыскана с ответчика в судебном порядке в рамках приказного производства судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска (дело ) и до настоящего времени не уплачена.

Каких-либо сумм, направленных на погашение страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ, от административного ответчика не поступало. За ДД.ММ.ГГГГ суммы страховых взносов взысканы с административного ответчика в принудительном порядке, но не в полном объеме. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются представленными письменными доказательствами и сторонами не оспариваются. Доказательств обратного суду не представлено.

Совокупность представленных административных истцом доказательств подтверждает факт того, что налогоплательщиком обязанность по уплате обязательных страховых взносов не исполнена в установленном порядке и в предусмотренные сроки.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, неисполнение административным ответчиком в срок обязанности по уплате налоговой недоимки, пеней, штрафов является основанием для взыскания указанных сумм в судебном порядке.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Из приведенных норм следует, что пени являются мерой, обеспечивающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, и их начисление производится до фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Изложенное в совокупности с положениями ч.5 ст.75 НК РФ, регулирующей порядок уплаты пеней, позволяет суду прийти к выводу о том, что налоговое требование об уплате пеней может быть направлено в адрес налогоплательщика как одновременно с требованием об уплате налоговой недоимки, так и после погашения налогоплательщиком задолженности по налогу.

В случае добровольного исполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате недоимки, обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о принудительном взыскании начисленных на сумму недоимки пеней, является соблюдение налоговым органом досудебного порядка предъявления к должнику требования об уплате пеней, а также фактический срок погашения недоимки по налогу.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.

Разрешая требование административного истца о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 633,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 866,97 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,63 руб., пени по транспортному налогу в размере 248,23 руб., суд исходит из того, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.

В соответствии со ст.ст.14, 62 КАС РФ, бремя доказывания наличия оснований для взыскания с административного ответчика пеней в заявленном в иске размере, возлагается на административного истца.

По смыслу ст. ст. 48, 69, 70 НК РФ решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом по тем суммам, в отношении которых налогоплательщиком был пропущен установленный налоговым требованием срок для их добровольной уплаты.

Доказательств того, что в отношении сумм недоимок, на которые начислены взыскиваемые в рамках настоящего дела пени, административным истцом утрачено право на взыскание, суду не представлено.

Как указано выше, в связи с неуплатой административным ответчиком обязательных страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ (взысканы в принудительном порядке), а также налога на имущество и транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ., налоговым органом согласно представленному в исковом заявлении расчету исчислены пени.

В рассматриваемом случае исчисленные и предъявленные ко взысканию пени составили: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 633,48 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 866,97 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; по налогу на имущество физических лиц в размере 71 руб. и по транспортному налогу в размере 248,23 руб.

В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 пункта 4 статьи 31 НК РФ). Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абзац 5 пункта 4 статьи 31 НК РФ).

Во исполнение указанных норм налоговым органом направлены требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (транспортный налог и налог на имущество с пени по ним) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени, суммы, указанные в требованиях, административным ответчиком в срок не оплачены, что административным ответчиком не оспаривалось. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим заявлением.

Проверив представленный истцом расчет суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму 7 866,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на сумму 1 633,48 руб., по налогу на имущество на сумму 7,63 руб. и по транспортному налогу на сумму 1 260 руб., суд признает его соответствующим, как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, является арифметически верным и принимается судом при вынесении решения. Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем, суду не представлены.

В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как указано выше, в адрес ответчика налогоплательщика направлены требования о необходимости уплаты обязательных взносов со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ При этом, по требованию сумма налогов не превысила 3 000 руб. Превышение суммы налога имело место требованием со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ., с этого момента налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в шестимесячный срок.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (сдано в отделение почтовой связи ранее), то есть в установленный законом шестимесячный срок.

В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно истребованным по запросу суда материалам гражданского дела , хранящегося в архиве судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска, налоговым органом исчислены недоимки, в том числе, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС и пени по ним, недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество, а также пени по ним.

В связи с неисполнением обязанности по уплате суммы налога, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска выдан судебный приказ о взыскании с Решетникова В.А. указанных сумм недоимок и пени, а также расходов по уплате государственной пошлины.

Определением мирового судьи судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ мирового судьи судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ по делу о взыскании задолженности с Решетникова В.А. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Учитывая, что судебный приказ о взыскании с должника Решетникова В.А. отменен определением мирового судьи судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, а с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. (сдано в почтовое отделение ранее), суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, предусмотренный ст.48 НК РФ административным истцом не пропущен.

Таким образом, поскольку административный ответчик имеет задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ и транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, размер которых ответчиком не оспорен, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению – с административного ответчика подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 633,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 866,97 руб., налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 71 руб. и пени по нему в размере 7,63 руб., а также транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 260 руб. и пени по нему в размере 248,23 руб.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 443,50 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Решетникову В.А. о взыскании задолженности, удовлетворить.

Взыскать с Решетникова В.А. () в доход бюджета на единый казначейский счет (ЕКС) 40102810545370000081, казначейский счет 03100643000000011300, получатель Отделение – НБ Удмуртская Республика, БИК 019401100 ИНН 1834030163 УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России №8 по Удмуртской Республике), код ОКТМО 94701000 задолженность в размере 11 087 (Одиннадцать тысяч восемьдесят семь) рублей 31 копейка, в том числе:

-пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 633 руб. 48 коп. (КБК 18210202103082013160);

-пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 866 руб. 97 коп. (КБК 18210202140062110160);

-налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 71 руб. 00 коп. (КБК 18210601020041000110);

-пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7 руб. 63 коп. (КБК 18210601020042100110);

-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 260 руб. 00 коп. (КБК 18210604012021000110);

-пени по транспортному налогу в размере 248 руб. 23 коп. (КБК 18210604012022100110).

Взыскать с Решетникова В.А. в бюджет Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 443 (Четыреста сорок три) руб. 50 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение принято «04» июля 2022 года.

Судья С.А. Нуртдинова