НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 09.06.2022 № 12-271/2022

Дело № 12-271/2022

УИД 18RS0005-01-2022-001465-32

РЕШЕНИЕ

9 июня 2022 года г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Войтович В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нурмухаметовой Л.Х. на определение заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по УР Бельтюковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении главного инженера ООО «Ижевские термы» Есина А.Н. отказано в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Нурмухаметова Л.Х. направила в Управление Роспотребнадзора по УР заявление с требованием о проведении проверки и привлечении к административной ответственности должностных лиц ООО «Ижевские термы», в том числе главного инженера по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в кассовом чеке информации о цене услуги и объеме оказанной услуги в минутах.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по УР вынесено указанное выше определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Заявитель - Нурмухаметова Л.Х., не согласившись с вынесенным определением, обратилась в Устиновский районный суд г. Ижевска УР с жалобой на данное определение, в которой просит отменить обжалуемое определение, вернуть на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по УР, ссылаясь на незаконность и на необоснованность данного определения.

В судебном заседании заявитель - Нурмухаметова Л.Х. просила жалобу удовлетворить, суду пояснила о том, что при входе в Центр здоровья и отдыха «Ижевские Термы», расположенный по адресу УР, , ее всегда знакомят под роспись с Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы».

Главный инженер ООО «Ижевские термы» - Есин А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Управления Роспотребнадзора по УР - Архипова М.Н. просила жалобу оставить без удовлетворения, указав на законность и обоснованность оспариваемого определения. Пояснила, что законодательство о защите прав потребителей не содержит норм права, согласно которым выдаваемый потребителю кассовый чек и (или) товарный чек является предусмотренным законодательством о защите прав потребителей способом предоставления этому потребителю информации о товаре (работе, услуге). Не содержит данное законодательство и обязательных требований к содержанию предоставляемого потребителю кассового (товарного) чека. Согласно представленным чекам цена установлена, условия приобретения услуг (пребывание, превышение времени) установлены. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами.

Заслушав объяснения указанных выше лиц, исследовав материалы дела прихожу к следующими выводам.

Согласно пункту 3 части 1, части 3 статьи 28.1 КоАП РФ лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, может возбудить дело об административном правонарушении на основании заявления физических и юридических лиц, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

В силу ч. 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ выступают общественные отношения в предпринимательской деятельности и торговли. Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрены основные понятия, используемые в данном Законе, в том числе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В силу п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ № 2300-1, Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данному праву потребителя корреспондирует обязанность изготовителя (исполнителя, продавца), установленная пунктом 1 статьи 10 Закона РФ № 2300-1, своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации, что предусматривается, в частности, пунктом 2 статьи 1, статьей 26.2 Закона РФ № 2300-1.

При этом информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Заявитель ссылается на то, что при оказании услуг ООО «Ижевские термы» в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы», расположенный по адресу УР, в момент окончательного расчета никаких документов потребителям услуг с информацией об индивидуальном для каждого посетителя времени входа, индивидуальном для каждого посетителя времени выхода, по которым рассчитывалось количество минут превышения пребывания в термах, о цене услуги и количестве минут, не выдается, кроме кассового чека доплаты, который и выполнял роль публичной оферты.

Как следует из Правил посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» (далее - Правила), в том числе размещенных на официальном сайте https://izhevsk.cityterms.ru/visit, до оплаты услуг, предоставляемых Центром здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и получения электронного браслета, посетитель обязан ознакомиться с Правилами посещения Центра, существующими тарифами и заполнить соответствующую расписку, заверив ее подписью.

Подтверждением того, что посетитель полностью ознакомлен с данными Правилами, полностью с ними согласен и обязуется их соблюдать, принимая на себя риск неблагоприятных последствий в случае их нарушения, являются заполненная и заверенная подписью расписка об ознакомлении и согласии с настоящими Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», либо получение фискального чека, либо получение электронного браслета (п. 1.2).

Согласно п. 1.9 Правил время пребывания в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы» контролируется посетителем самостоятельно.

Режим работы Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и прейскурант на стоимость посещения размещается у входа на территорию Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и на официальном сайте (п. 1.12 Правил).

Информация о фирменном наименовании, местонахождении, режиме работы Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», номера телефонов руководителей размещены на информационном стенде («Уголок потребителя»), расположенном на территории Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» в удобном для ознакомления Посетителей месте.

На информационном стенде также размещены перечень услуг, прейскурант на оказываемые услуги, данные Правила, Книга отзывов и предложений и иная необходимая в соответствии с законодательством Российской Федерации информация (п. 1.14 Правил).

Стоимость предоставления услуг Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» устанавливается Прейскурантом, утверждаемым директором ООО «Ижевские Термы» (п. 2.2 Правил).

Цены на посещение указаны на кассах Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и на интернет ресурсах Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» (п. 2.3 Правил).

Началом посещения водно-развлекательной зоны или терморелаксационной зоны Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» считается пересечение центрального турникета, находящегося в фойе рецепции касс оплаты, на вход, а окончанием – пересечение этого же турникета на выход.

Повторный вход посетителя через центральный турникет без оплаты нового билета не допускается (п. 2.11 Правил).

В соответствии с п. 2.15 Правил пребывание на территории Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» сверх времени, оплаченного по приобретенному тарифу или после окончания времени действия тарифа, оплачивается посетителем в кассе по тарифу доплаты за каждую минуту превышения.

Согласно разделу 8 Правил посетитель обязан: до оплаты услуг, предоставляемых Центром здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и получения электронного браслета, посетитель обязан полностью ознакомиться с Правилами посещения Центра, существующими тарифами и заполнить соответствующую расписку, заверив ее подписью. Подтверждением того, что посетитель полностью ознакомлен с данными Правилами, полностью с ними согласен и обязуется их соблюдать, принимая на себя риск неблагоприятных последствий в случае их нарушения, являются заполненная и заверенная подписью расписка об ознакомлении и согласии с данными Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», либо получение фискального чека, либо получение электронного браслета; самостоятельно следить за временем пребывания в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы»; перед посещением Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и совершением оплаты ознакомиться с действующими тарифами.

Таким образом, Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» предусмотрено, что, получением электронного браслета посетитель подтверждает факт ознакомления с ними. При этом посетитель должен самостоятельно контролировать свое время пребывания в термах.

В случае пребывания в комплексе сверх приобретенного по тарифу времени, посетитель обязан доплатить за каждую минуту превышения.

Следовательно, до посетителей доведена информация о том, что за превышение установленного времени пребывания в термах, которое ими самостоятельно отслеживается, оно подлежит доплате.

Заявитель не оспаривает, что ознакомлена с Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», также указывает на то, что при входе ею была осуществлена оплата по тарифу, получен чек.

Вместе с тем, ссылается на то, что была лишен предоставления информации о реальном времени превышения пребывания.

Однако, посетитель должен самостоятельно контролировать время пребывания в термах.

Ссылки заявителя на неправильные настройки сервера, фиксирующего время входа и выхода, документально не подтверждены.

Доводы заявителя об отсутствии в полученном от ООО «Ижевские термы» чеке информация о цене услуги и об объеме оказанной услуги в минутах, чем нарушаются права потребителя, отклоняются.

Законодательство о защите прав потребителей не содержит норм права, согласно которым выдаваемый потребителю кассовый и (или) товарный чек является предусмотренным законодательством о защите прав потребителей способом предоставления потребителю информации о товаре (работе, услуге).

Обязательных требований к содержанию предоставляемого потребителю кассового (товарного) чека с точки зрения законодательства о защите прав потребителей в нем не содержится.

Требования к реквизитам кассового чека установлены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники осуществляются налоговыми органами.

Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Федерального закона, проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.

Среди обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек: наименование товаров, работ, услуг, платежа, платы, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС, а также применяемая при расчете система налогообложения.

Вместе с тем, при отсутствии указанных реквизитов лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 КоАП РФ определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данный Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Исходя из указанной нормы, для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении хозяйствующего субъекта необходимо наличие события административного правонарушения.

Согласно Преамбуле к Закону РФ № 2300-1 потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2015 № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).

Согласно должностной инструкции главного инженера ООО «Ижевские термы» главный инженер выполняет функции по содержанию, обслуживанию и ремонту оборудования, зданий и сооружений в ООО «Ижевские термы».

Оценив имеющиеся в материалах деле доказательства, судья пришел к выводу о недоказанности заявителем обстоятельств, необходимых для возбуждения в отношении главного инженера ООО «Ижевские термы» Есина А.Н. дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике оспариваемым определением правомерно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным оспариваемого определения отсутствуют, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Определение заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по УР Бельтюковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении главного инженера ООО «Ижевские термы» Есина А.Н. отказано в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, - оставить без изменения.

Жалобу Нурмухаметовой Л.Х., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения его копии через Устиновский районный суд Республики.

Судья В.В. Войтович