РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2018 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Григоренко И.П., при секретаре судебного заседания Зубиной К.В., с участием помощника прокурора г.Усть-Кута Ерченко В.С., административного истца Феоктистовой Е.В., представителя административного ответчика Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Шпильчак Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-995/2018 по административному исковому заявлению Феоктистовой Елены Викторовны к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании незаконным постановления и.о.главы муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018г. № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления»,
УСТАНОВИЛ:
Феоктистова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании незаконным постановления и.о.главы муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018г. № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления», в котором просит признать незаконным постановление и.о. главы муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018 № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления».
В обоснование административного искового заявления административный истец Феоктистова Е.В. указала на то, что постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018 № отменено постановление и.о. главы муниципального образования «город Усть-Кут» № от 06.06.2014 «О присвоении адреса индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес>».
Постановление от 07.02.2018 вынесено на основании акта комиссионного осмотра от 18.01.2018г., согласно которому жилой дом <адрес> отсутствует, а имеется только двухквартирный дом №, 1985 года постройки, при этом в квартире № указанного дома без законных оснований проживает семья Феоктистовых.
Содержание указанного акта не соответствует действительности. Члены комиссии составили акт осмотра жилого помещения, содержание которого не соответствовало действительности, и на основании которого в дальнейшем вынесено постановление и.о. главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018 №. Данный осмотр и, соответственно, составленный по его результатам акт, являются незаконными, поскольку осмотр проведен в отсутствие на то законных оснований, а содержание акта не соответствует действительности. При этом ни она, ни члены её семьи с данным актом ознакомлены не были, его надлежащая копия им не вручалась.
Необходимо отметить, что нелигитимный акт осмотра является не единственным основанием, по которому оспариваемое постановление является незаконным.
Так, в соответствии с п. 14 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 (далее - Правила), аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях:
а) прекращения существования объекта адресации;
б) отказа в осуществлении кадастрового учета объекта адресации по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»;
в) присвоения объекту адресации нового адреса.
При этом, в силу п. 15 Правил аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия этого объекта адресации с кадастрового учета, за исключением случаев аннулирования и исключения сведений об объекте адресации, указанных в частях 4 и 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», из государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении отсутствует ссылка на решение уполномоченного органа о снятии с кадастрового учета объекта адресации (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>., а акт осмотра от 18.01.2018 таковым не является, как и не является правоустанавливающим документом.
Таким образом, правовых оснований для аннулирования адреса объекта адресации (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, а также отмены постановление и.о. главы администрации УКМО (гп) Ж№ от 06.06.2014 «О присвоении адреса индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес>» у администрации УКМО (гп) не имелось.
Ответчик, не оспаривая её право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, фактически отрицает его (дома) существование и соответственно наличие у неё права собственности на него. Более того, издание оспариваемого постановление влечет исключение дома из реестра адресов, в связи с чем она лишена возможности в полной мере реализовать свои права собственника в отношении указанного дома.
Административный истец Феоктистова Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Шпильчак Р.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Представил письменные возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела.
Представитель административного истца Феоктистовой Е.В. – Грозина Д.А., представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания Водоканал-Сервис», судебный пристав-исполнитель Усть-Кутского отдела УФССП РФ по Иркутской области Широчкина А.Г. в судебном заседании не присутствовали, будучи надлежащим образом извещены о времени, дате и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, требования к структуре адреса установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 (далее - Правила).
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил).
Постановлением главы администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 19 мая 2008г. № 139-п утверждено Положение о порядке присвоения, изменения, аннулирования и регистрации адресов (описания местоположения) объектов недвижимости на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в Едином реестре адресов объектов недвижимости Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения). Согласно пункту 2.1 присвоение, изменение, аннулирование адресов (описание местоположений) объектам недвижимости производится на основании заявления заинтересованных граждан и юридических лиц, которые подаются в администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), либо в необходимых случаях, по инициативе Отдела архитектуры администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения). Присвоение адреса (описания местоположения) объекта недвижимости производится в случаях: отсутствия адреса объекта недвижимости; ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта недвижимости (пункт 2.3 Положения). Изменение адреса объекта недвижимости производится в случаях изменения наименования, нумерации элементов улично-адресной сети (улиц, кварталов, домов и пр.) (пункт 2.3 Положения). Аннулирование адреса (описание местоположения) объекта недвижимости производится в случаях сноса, полного или частичного разрушения (ликвидации) объекта недвижимости или раздела объекта недвижимости на самостоятельные части (пункт 2.4 Положения).
Таким образом, вышеприведенными Правилами и Положением предусмотрена определенная административная процедура присвоения, изменения и аннулирования адреса объекта недвижимости, отнесенная к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления.
Судом установлено, что 01 апреля 1999 года У с одной стороны и Феоктистовой Е.В. с другой стороны заключен договор купли-продажи недостроенного жилого дома, по условиям которого последней был приобретен в собственность недостроенный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации Управления коммунального хозяйства Усть-Кутского горисполкома Иркутской области. Домовладение № по <адрес> зарегистрировано по праву собственности за Феоктистовой Е.В. на основании договора купли-продажи от 01 апреля 1999г., реестровый номер договора №.
Из постановления главы Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 08.10.2008 № «Об упорядочении наименования элементов улично-адресной сети на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения)» следует, что изменено наименование улицы <данные изъяты> на улицу <данные изъяты>.
Постановлением и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 06.06.2014г. № «О присвоении адреса индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес>» индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес> (ранее используемый адрес: <адрес>), принадлежащему Феоктистовой Е.В. на праве собственности (договор купли-продажи от 01.04.1999г., зарегистрированного Усть-Кутским БТИ 02.04.1999г.), присвоен адрес: <адрес>. Адрес земельного участка с кадастровым номером № принят по адресу индивидуального жилого дома, а именно: <адрес>.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 16.02.2015, Феоктистовой Е.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Из Выписки из ЕГРН, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28.09.2017г. следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения: земельный участок по адресу: <адрес>, участок № имеет кадастровый номер №, кадастровый номер присвоен 10.10.2003г. Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: №.
Постановлением и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018г. № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления» аннулирован адрес объекта адресации: <адрес>, в связи с отсутствием индивидуального жилого дома (уникальный номер адреса объекта адресации в государственном адресном реестре №). Пунктом вторым указанного постановления, отменено постановление и.о.главы главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 06.06.2014г. № «О присвоении адреса индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес>». Отделу архитектуры администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) внести изменения в Единый реестр адресов объектов недвижимости Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) (пункт 3 постановления).
Постановлением и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 16.05.2018г. №, пункт 1 постановления и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018г. № изложен в новой редакции: «Изменить адрес объекта адресации с адреса РФ, <адрес>, в связи с отсутствием индивидуального жилого дома и наличием двухквартирного жилого дома на адрес <адрес>». В остальной части постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем, по смыслу п.2 и вышеприведенного п. 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам (страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации) наименований, об изменений и аннулировании их наименований.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что уполномоченным органом в установленном порядке принимались решения о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований, доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не предоставлено. В этой связи у органа местного самоуправления отсутствовали основания для изменения адреса объекту адресации – вышеуказанному жилому дому, и, как следствие этому, для отмены постановления и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 06.06.2014г. №.
Правила допускают возможность присвоения объекту адресации нового адреса, в этом случае существующий адрес объекта адресации аннулируется (п.14).
Однако, в силу п.п. 27,29 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса может быть подано только собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненного наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования, либо их представителями.
Кроме того, адрес жилому дому <адрес> присвоен уполномоченным органом в соответствии с его исключительной компетенцией, после выполнения в отношении жилого дома согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действующего на момент присвоения адреса объекту недвижимости в 2014г.), работ, в результате которых была обеспечена подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком жилом доме, при постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
На кадастровый учет жилой дом поставлен с адресом: <адрес> с присвоением кадастрового номера №. Фактическое месторасположение жилого дома с кадастровым номером № соответствует присвоенному ему адресу.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентирует порядок внесения в государственный кадастр недвижимости изменений характеристик (адреса) соответствующего объекта недвижимости.
Безусловно, к числу документов, необходимых для осуществления кадастрового учета в соответствии с положениями вышеприведенного Федерального закона относится документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса.
Вместе с тем, решение органа местного самоуправления об изменении адреса объекта адресации может быть принято и, соответственно, представлено в орган кадастрового учета, при наличии к этому законных оснований. В рассматриваемой ситуации таких оснований не установлено.
Кроме того, основанием оспариваемого постановления указан акт комиссионного осмотра от 18.01.2018г. Как следует из акта, жилой дом <адрес> – инвентарь, временно приспособленный под жилье, 1985 года постройки, 2-х квартирный. Является собственностью Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения). Дом принят в муниципальную собственность от АООТ «В» на основании постановления мэра г.Усть-Кута «О передаче в муниципальную собственность основных фондов и временного жилья АООТ «В» от 30.09.1994г. В доме имеются услуги: электроэнергия; центральное отопление; горячее водоснабжение в отопительный период из системы отопления, холодное водоснабжение. Централизованные сети отсутствуют, подача холодного водоснабжения производится в межотопительный период по сетям отопления (с 15 мая по 15 сентября); водоотведение. Во дворе дома пробурена скважина. Согласно программе «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2014-2017 годы» жители квартиры № переселены во вновь построенное жилье. В квартире № на регистрационном учете никто не значился, квартира юридически свободна. Фактически без правоустанавливающих документов проживает семья Феоктистовых. Дом, согласно плану сноса домов по указанной программе подлежит сносу до 31 декабря 2018г. Жилой дом <адрес>, как вновь построенный отсутствует.
Актом от 12.03.2018г. исправлена описка в акте от 18.01.2018г., составленном по результатам обследования дома № и №. В составленном 18.01.2018г. акте указывается улица «<данные изъяты>». При этом в целях исключения двусмысленного понимания содержания акта от 18.01.2018г. наименование улицы «<данные изъяты>» в акте от 18.01.2018г. следует читать как «<данные изъяты>».
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что указанный акт не может являться основанием для принятия оспариваемого постановления, данный акт имел информационный характер и не обладал признаком правового акта, так как не содержит распорядительно-властных предписаний и не порождает обязанность административного истца безусловному исполнению каких-либо действий. Наряду с этим, указанный акт не является правоустанавливающим документом на объект недвижимости, право собственности на который, зарегистрировано надлежащим образом. Право собственности Феоктистовой Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> установлено, объект недвижимости состоит на кадастровом учете, как отдельный объект. Вопрос об отсутствии права собственности на объект недвижимости актом осмотра жилого помещения разрешен быть не может, поскольку разрешается в ином порядке.
Представленную представителем административного ответчика в материалы дела копию технического отчета результатов технического инструментального обследования 2х-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> суд признает неотносимым к обстоятельствам дела доказательством. Кроме того, копия технического отчета надлежащим образом не заверена.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление и.о.главы муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018 № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления» нельзя признать законным и обоснованным, поскольку какие-либо основания из числа перечисленных в п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также в п. 2.3. Положения о порядке присвоения, изменения, аннулирования и регистрации адресов (описания местоположения) объектов недвижимости на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в Едином реестре адресов объектов недвижимости Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) отсутствовали. Обжалуемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как повлекло нарушение ее законного права, как собственника жилого помещения.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Феоктистовой Елены Викторовны, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление и.о.главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 07.02.2018г. № «Об аннулировании адреса и об отмене постановления».
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 30 мая 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.П.Григоренко