РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г.Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Горянинской Л.А.
при секретаре Белянцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-288/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области к Фофанковой Валентине Матвеевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что Фофанкова Валентина Матвеевна владеет недвижимым имуществом: жилой дом, расположенный по адресу <адрес>( КН объекта №) и иные строения, помещения и сооружения (помещение кондитерского цеха), расположенное по адресу <адрес>. (КН объекта №).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Пунктом 1, 2 ст. 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Пунктами 1, 2 ст. 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Ответчик Фофанкова В.М. является пенсионером по старости, в связи с чем ей была представлена льгота по налогу на имущество физических лиц по объекту налогообложения на жилой дом ( <адрес>).
Объект налогообложения иные строения, помещения и сооружения (помещение кондитерского цеха), находящееся по адресу <адрес>, не подпадает под льготируемое имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ, следовательно, Фофанкова В.М. обязана уплачивать начисленный с него налог на имущество физических лиц. На указанный объект налогообложения инспекцией был начислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы.
В силу абз. п. 2 и п.3 ст. 52 НК РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В адрес налогоплательщика было направлено почтой налоговое уведомление № 68831612 об уплате (в том числе) налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 67979 руб., налоговое уведомление № 6871668 об уплате (в том числе) налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 78766 руб., что подтверждается реестрами почтовой отправки.
Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области был сделан запрос от 11.10.2017 № 12-07/04/016527 в МП «Усть-Кутское бюро технической инвентаризации» УКМО о предоставлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества, принадлежащего Фофанковой Валентине Матвеевне, находящегося по адресу: <адрес>.
МП «Усть-Кутское бюро технической инвентаризации» УКМО был представлен ответ от 23.10.2017 № 380, в котором указано, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес> составляет на 01.01.2013 - 12 505 254 руб.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии с Приказами Минэкономразвития России об установлении коэффициентов-дефляторов, необходимых в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ (приказы от 29.10.2014 № 685, от 20.10.2015 №772) установлены коэффициенты-дефляторы : на 2015 год - равный 1,147; на 2016 год - равный 1,329.
Исходя из представленных сведений об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по адресу <адрес>, налоговая база, необходимая для исчисления налога на имущество физических лиц, составила: за 2015 год 12 505 254 руб. х 1,147=14 343 526 руб.; за 2016 год 12 505 254 руб. х 1,329=16 619 482 руб.
Таким образом, налоговая база (инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора) объекта недвижимости по адресу <адрес> изменилась (увеличилась).
В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Из содержания указанной нормы следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет налога на имущество физических лиц за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. Следовательно, налоговое уведомление, направленное в 2017 г., может содержать в себе суммы налога, исчисленные за 2014 - 2016 годы.
В связи с увеличением налоговой базы (инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора) объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, инспекцией, в соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ, был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы по указанному объекту недвижимости, и в адрес Фофанковой Валентины Матвеевны направлено налоговое уведомление от 15.11.2017 № 81816614 об уплате налога за 2015, 2016 годы в размере 154 815 руб. (в том числе: за 2015 год - 71 718 руб., за 2016 год 83 097 руб.)
На момент перерасчета налога и направления уведомления от 15.11.2017 № 81816614 налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы по ранее направленным налоговым уведомлениям Фофанковой В.М. оплачен не был.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области согласно ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование: от 12.02.2018 № 2079 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 154815 руб., пени в сумме 1199,81 руб.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ требование, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 дней с даты направления и должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Указанное требование до настоящего времени налогоплательщиком полностью не исполнено.
Просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016г.г. в сумме 74816,48 руб. (за 2015 год в сумме 71718 руб., за 2016 год в сумме 3098,48 руб.) и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1167,28 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Фофанкова В.М. в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, не просила отложить судебное заседание, уважительной причины неявки суду не представила, не представила суду письменные возражения по иску.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
В соответствии со статьей 400 НК РФ и статьей 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1"О налогах на имущество физических лиц", действовавшего до 01 января 2015 года, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, статьей 2 указанного выше закона.
Пункт 1 статьи 401 НК РФ и статья 2 указанного выше Закона к объектам налогообложения данным видом налога относят расположенные в пределах муниципального образования квартиры, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - пункт 2 статьи 409 НК РФ.
В случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Фофанкова В.М. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области по месту нахождения недвижимого имущества, имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес> и иное строение, помещение и сооружение (помещение кондитерского цеха), расположенное по адресу <адрес>.
Как следует из искового заявления ответчик Фофанкова В.М. является пенсионером по старости, в связи с чем ответчику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц по объекту налогообложения - жилой дом по адресу <адрес>.
Объект налогообложения- иные строения, помещения и сооружения (помещение кондитерского цеха), находящееся по адресу <адрес>, не подпадает под льготу, следовательно, ответчик обязана уплачивать начисленный с него налог на имущество физических лиц.
На указанный объект налогообложения инспекцией был начислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, ответчику направлено налоговое уведомление № 68831612 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 67979 руб., налоговое уведомление № 6871668 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 78766 руб.
В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Из содержания указанной нормы следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет налога на имущество физических лиц за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
В установленный срок налог на имущество физических лиц не был оплачен, в соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ налоговый орган произвел перерасчет ранее исчисленного налога на имущество физических лиц, в результате перерасчета налог на имущество за 2015 год составил 71 718 руб., налог на имущество за 2016 год- 83097 руб., а всего 154815 руб.
15.11.2017г. года истец направил в адрес Фофанковой В.М. налоговое уведомление № 81816614 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 154 815 руб. в срок до 12.01.2018 года.
12 февраля 2018 года истец направил ответчику требование № 2079 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 154815 руб., пени в сумме 1199,81 руб.
Поскольку налог не был уплачен в установленный срок, то истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени, 17 июля 2018 года мировой судья судебного участка № 106 по г.Усть-Куту вынес судебный приказ о взыскании с Фофанковой Валентины Матвеевны задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г.,2016 г. и пени.
29 октября 2018 года определением и.о мирового судьи судебного участка № 106 по г.Усть-Куту судебный приказ отменен.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Исковое заявление налоговой инспекции поступило в Усть-Кутский городской суд Иркутской области 06 февраля 2019 года, что свидетельствует о соблюдении установленного срока для обращения в суд с настоящим иском.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период было зарегистрировано за ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований инспекции и взыскании с налогоплательщика задолженности по налоговым платежам.
При определении подлежащей взысканию суммы задолженности суд исходит из представленного административным истцом расчета задолженности. Порядок исчисления суммы налога судом проверен и сомнений не вызывает, иного расчета административным ответчиком не представлено. Доказательств наличия недобросовестности со стороны административного истца, повлекших недостоверный расчет суммы задолженности, требуемой ко взысканию с ответчика, не установлено.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области о взыскании с Фофанковой В.М. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 г.г. в размере 74816,48 руб., в том числе: налог за 2015 год в сумме 71718 руб., налог за 2016 год в сумме 3098,48 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1167.28 руб. основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с ответчика в доход Усть-Кутского муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 479,51 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Фофанковой Валентины Матвеевны задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 г.г. в размере 74816 руб. 48 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1167руб. 28 коп.
Взыскать с административного ответчика Фофанковой Валентины Матвеевны государственную пошлину в размере 2 479,51 руб. рублей в доход Усть-Кутского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Горянинская