НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усти-катавского городского суда (Челябинская область) от 03.08.2022 № 2А-369/2022

Дело № 2а-369/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усть-Катав 3 августа 2022 года

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Веряшкину Петру Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее - МРИФНС № 18) обратилась в суд с иском к Веряшкину П.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 55 514 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что Веряшкин П.В. состоит на налоговом учете в МРИФНС № 18 по Челябинской области в качестве налогоплательщика и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщик является плательщиком транспортного налога, установленного главой 28 НК РФ, и введенного на территории Челябинской области с 01.01.2003 года Законом № 114-ХО от 28.11.2002 года «О транспортном налоге». Согласно сведениям, представленным в инспекцию органом ГИБДД, в собственности Веряшкина П.В. находятся следующие транспортные средства, признаваемые в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения:

грузовой автомобиль, государственный регистрационный знак: , марка УРАЛ 5557 ГИДРО МАНИПУЛЯТОР ОМПТЛ 97, год выпуска 1992, дата регистрации права 04.12.2012 г., дата утраты права 28.06.2013 г.;

грузовой автомобиль, государственный регистрационный знак: , марка МАЗ 544008060031, год выпуска 2007, дата регистрации права 23.07.2011 г.;

грузовой автомобиль, государственный регистрационный знак: , марка МАН-19.414, год выпуска 2001, дата регистрации права 20.11.2010 г.;

легковой автомобиль, государственный регистрационный знак: , марка ВАЗ 21074, год выпуска 2004, дата регистрации права 14.12.2004 г.;

грузовой автомобиль, государственный регистрационный знак: , марка МАЗ5440А9-1320-031, год выпуска 2012, дата регистрации права 02.05.2012 г., дата утраты права 17.01.2015 г.

В установленном законом порядке на указанные объекты начислен налог. В адрес Веряшкина П.В. направлено налоговое уведомление с расчетом сумм налогов и сроков уплаты в бюджет. В установленные сроки налогоплательщиком не оплачена сумма транспортного налога. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в добровольном порядке административному ответчику направлено требование об уплате налога от 15 декабря 2021 года, которое осталось без исполнения. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 4 февраля 2022 года. В связи с тем, что от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, на основании определения мирового судьи от 14 марта 2022 года судебный приказ отменен. На момент обращения в суд обязанность налогоплательщика не исполнена (л.д. 4-5).

Представитель истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 33), просит рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца (л.д. 5).

Ответчик Веряшкин П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 34), предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия (л.д. 37).

В письменном отзыве на административное исковое заявление Веряшкин П.В. просит зачесть платежи по системе Платон в сумме 16 153 руб. 24 коп. в платеж по транспортному налогу в сумме 55 514 рублей за 2020 года, ссылаясь на то, что владельце грузовых автомобилей массой более 12 тонн могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму начисленной платы «Платон» в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Система запущена в эксплуатацию в 2015 году. Им в системе «Платон» в 2017 году зарегистрировано два грузовых автомобиля МАЗ 544008060031 и МАН-19.414. Согласно налогового законодательства владельцы большегрузов смогут уменьшить сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства на сумму платы за него, необходимой быть внесенной в данном налоговом периоде. При этом, если сумма платы (налогового вычета) превысит размер налога, то сумма последнего признается равной нулю (л.д. 38-39).

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившихся представителя истца и ответчика, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, Веряшкин П.В. является собственником транспортных средств: МАЗ544008060031, государственный регистрационный знак: год выпуска 2007, дата регистрации права 23.07.2011 г.; МАН-19.414, государственный регистрационный знак: год выпуска 2001, дата регистрации права 20.11.2010 г.; ВАЗ 21074, государственный регистрационный знак год выпуска 2004, дата регистрации права 14.12.2004 г. (л.д. 8), что ответчиком не оспаривалось.

Обязанность владельцев транспортных средств по уплате транспортного налога установлена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).

Статья 358 НК РФ относит к объектам налогообложения автомобили.

На территории Челябинской области транспортный налог введен в действие с 01 января 2003 года Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».

В соответствии со ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Частью 2 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пп.1, 3 п.3 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В порядке п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налога исполнена надлежащим образом, что подтверждается содержанием указанных документов, а также сведениями из личного кабинета налогоплательщика.

Как установлено в судебном заседании, истцом в адрес ответчика через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года со сроком уплаты до 1 декабря 2021 года (л.д. 14, 15).

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.

Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу, у него не возникает обязанность по уплате этого налога.

В связи с неуплатой Веряшкиным П.В. транспортного налога в установленный законом срок ему направлено требование об уплате налога от 15 декабря 2021 года со сроком исполнения до 18 января 2022 года (л.д. 10, 11), которое осталось без исполнения, что подтверждается расчетом задолженности (л.д. 6).

Таким образом, у Веряшкина П.В. имеется недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 55 514 рублей, которая подлежит взысканию с него в принудительном порядке.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок уплаты по требованию от 15 декабря 2021 года установлен до 18 января 2022 года, следовательно, срок для обращения в суд истекает 18 июля 2022 года.

В связи с неисполнением требований налоговый орган, в пределахсрока, установленного ст. 48 НК РФ, обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, 11 февраля 2022 года мировым судьей судебного участка № 2 г. Усть-Катава вынесен судебный приказ № 2а-208/2022 о взыскании с Веряшкина П.В. недоимки по транспортному налогу (л.д. 29).

Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Усть-Катава от 14 марта 2022 года отменен судебный приказ № 2а-208/2022 от 11 февраля 2020 года о взыскании с Веряшкина П.В. недоимки по транспортному налогу за 2020 год, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения (л.д. 31).

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в исковом порядке налоговый орган обратился в суд в пределах срока, установленного законом, поскольку судебный приказ отменен 14 марта 2022 года (л.д. 7), исковое заявление поступило в суд 29 июня 2022 года.

Доказательств, подтверждающих своевременную уплату транспортного налога, ответчиком суду не представлено.

Доводы административного ответчика о необходимости зачесть платежи по системе «Платон» в размере 16 153 руб. 24 коп. в платеж по транспортному налогу за 2020 год в сумме 55 514 рублей, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") было предусмотрено, что освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы (пункт 2 статьи 361.1).

Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (пункт 3 статьи 361.1).

Действие положений пунктов 1 и 2 статьи 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 N 249-ФЗ).

Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 N 249-ФЗ положения пунктов 1 и 2 статьи 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации действуют до 31 декабря 2018 года включительно.

Следовательно, с 1 января 2019 года вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен; плата, внесенная Веряшкиным П.В. в систему "Платон" (л.д. 46-56), не уменьшает транспортный налог, начисленный за 2020 года.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 55 514 рублей.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 1 865 рублей 42 копейки.

Руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Веряшкину Петру Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, удовлетворить.

Взыскать с Веряшкина Петра Владимировича, 28 апреля 1979 года рождения, зарегистрированного по адресу: в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 55 514 (пятьдесят пять тысяч пятьсот четырнадцать) рублей.

Взыскать с Веряшкина Петра Владимировича в доход бюджета Усть-Катавского городского округа государственную пошлину в размере 1 865 (одна тысяча восемьсот шестьдесят пять) рублей 42 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.

Председательствующий подпись Ю.Р.Хлёскина Решение не вступило в законную силу

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2022 года