НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-вымского районного суда (Республика Коми) от 22.12.2010 №

                                                                                    Усть-Вымский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Усть-Вымский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года с.Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Груздевой А.А.,

при секретаре Щеголевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туркиной М.А. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Коми о взыскании недоначисленного пособия по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет,

У С Т А Н О В И Л:

Туркина М.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Коми о взыскании недоначисленного пособия по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет в размере . В обоснование иска указала, что с 24.03.2005 года занимает должность специалиста 1 разряда отдела финансового и общего обеспечения, секретарь государственной гражданской службы 2 класса. С 02.02.2008 года ей выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет, было выплачено . Однако в средний заработок, из которого было исчислено пособие по уходу за ребёнком до полутора лет не были включены средства материального стимулирования в виде премии, выплаченной в декабре 2007 года и в июле 2008 года. В связи с указанным, ей недоплатили сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере  Просит взыскать с ответчика указанную сумму. В качестве третьего лица истцом заявлен ГУ Региональное отделение ФСС РФ по РК филиал № 6, которое Туркина М.А. просит обязать выделить не начисленное и не полученное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере .

В судебном заседании истец Туркина М.А. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Коми Жабинец М.В. в судебном заседании с иском не согласился, ссылаясь, что пособия начислены в полном объёме, поскольку средства материального стимулирования не входят в систему оплаты труда государственного служащего.

Представитель третьего лица ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК Филиал №6 К. в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика и указала, что ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК Филиал №6 не является ответчиком и на них не могут быть возложены обязательства по данному делу, кроме того споры между юридическими лицами решаются Арбитражным судом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 года N 207-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Аналогичная норма (относительно периода расчёта среднего заработка) содержится и в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

Согласно ст. 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

На основании ст. 5.1 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ) порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 п. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 14 данного Федерального закона особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

На основании абзаца 2 п. 1 ст. 237 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 было утверждено «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» (далее также – Положение).

Пунктом 2 данного Положения, в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпунктам «к», «и» к данным выплатам относятся также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Согласно пункту 6 Положения пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.

Как следует из пункта 14 Положения, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:

ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;

премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Правительством РФ было принято Постановление от 30.12.2006 года N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», согласно которому с 01.01.2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Таким образом, пособие по уходу за ребёнком и пособие по беременности и родам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются одинаково.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Коми и Туркиной М.А. заключен служебный контракт №.

По условиям данного контракта Туркина М.А. обязалась исполнять должностные обязанности по должности специалиста 1 категории отдела финансового и общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Коми.

Как следует из п. 9 служебного контракта № государственному гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада гражданского в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежемесячного отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

С 02.03.2008 года Туркина М.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет, ей выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, было выплачено .

При расчете ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения полутора лет в заработок истцу не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.07 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование государственных служащих органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н был утверждён Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённого Приказ Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года N 90н предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

При этом Федеральный закон от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375, предусматривают, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (а не денежным содержанием), учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие «система оплаты труда» отсутствует.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклада денежного содержания и дополнительных выплат), но поскольку их выплата предусмотрена законом, то они включаются в систему оплаты труда.

Материальное стимулирование сотрудников Федеральной налоговой службы предусмотрено нормативным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации, при этом данное материальное стимулирование выплачивается в виде премий за качество исполнения ими своих должностных обязанностей.

То есть Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено премирование государственных гражданских служащих. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, данное постановление не содержит.

С начисленной Туркиной М.А. премии был уплачен единый социальный налог, что не оспаривалось представителем ответчика и третьего лица.

С учётом изложенного, суд считает, что средства материального стимулирования, выплаченные Туркиной М.А. в виде премии, должны учитываться при расчёте ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения полутора лет.

Представленные ответчиком расчёты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения полутора лет, произведённые с учётом премий, выплаченной Туркиной М.А. сторонами не оспаривались.

Суд приходит к выводу о том, что при включении в состав заработка для начисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплаченного истице, был бы на . больше, в связи с чем, подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы .

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Филиал №6 Фонда социального страхования истцом привлечен в качестве третьего лица.

Истица предъявляет требования об обязании третьего лица – ФСС – возместить расходы страхователю (ответчику), связанные с перерасчетом пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица – ИФНС России № 6 по Республике Коми, в то время как федеральными законами ей не предоставлено такого права.

Все споры, возникшие между ФСС и ИФНС России № 6 по РК разрешаются арбитражным судом.

Руководствуясь ст.ст. 12, 39, 56, 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Туркиной М.А. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Коми в пользу Туркиной М.А. недоначисленное пособие по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет с 02.03.2008 года в размере  копейки.

Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.12.2010 года.

Судья- Л.А. Груздева

 к