РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Усть-Уда 11 февраля 2019 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бахановой Л.М., при секретаре Толстоуховой С.В., с участием истца Шайдуровой Е.А., ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Усть-Удинском районе Иркутской области в лице Дунаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по исковому заявлению Шайдуровой Е. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Усть-Удинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), включении в страховой стаж, дающий право на назначение указанной части пенсии, периода обучения, обязании назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости),
УСТАНОВИЛ:
Шайдурова Е.А. обратилась с исковым заявлением с учетом последующего уточнения требований о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), включении в стаж, дающий право на назначение указанной части пенсии, периода обучения в ВУЗе, обязании назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) с <дата обезличена>.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является получателем пенсии по выслуге лет от МВД РФ и имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и части страховой пенсии по старости. Однако в назначении части страховой пенсии по старости Пенсионным фондом РФ ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа. Данный отказ находит незаконным ввиду необоснованного невключения в страховой стаж периода обучения с <дата обезличена> по <дата обезличена> в ВУЗе.
В судебном заседании истец Шайдурова Е.А. исковые требования поддержала, уточнив при этом вид пенсии, о назначении которой поставлен вопрос в иске, - страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), даты, с которой следует назначить пенсию, - с <дата обезличена>, а также дополнив их требованием о включении в ее страховой стаж период обучения в ВУЗе с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Усть-Удинском районе Иркутской области Дунаева Н.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена>, относительно удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что решение районного Управления по заявлению истца о назначении страховой пенсии по старости принято в соответствии с требованиями закона, в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. Доводы письменных возражений на иск с дополнениями поддержала. Суду пояснила, что отказ в назначении истцу пенсии основан на том, что страховой стаж и общий трудовой стаж не одно и то же, законом и Правилами подсчета страхового стажа (утв. Постановлением Правительства от 02.10.2014 № 1015) период обучения в страховой стаж не включен, но при определении расчетного размера пенсии ответчиком был учтен период обучения истца; ранее действовавшим законодательством право на получение второй пенсии предусмотрено не было, следовательно, истец не мог рассчитывать на реализацию такового права. Отказное решение было принято только ввиду несоответствия условию по стажу, второе условие назначения пенсии (по индивидуальному пенсионному коэффициенту) ответчиком не проверялся, дополнительно указала, что если исходить из наличия требуемой продолжительности страхового стажа у истца, то расчетным путем индивидуальный пенсионный коэффициент истца составляет более требуемого показателя - 13,8.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Шайдурова Е.А. является пенсионером МВД РФ и получает пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
<дата обезличена> истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Усть-Удинском районе Иркутской области (далее - УПФР в Усть-Удинском районе Иркутской области) с заявлением о назначении пенсии по старости.
На <дата обезличена> истец достигла возраста <дата обезличена> лет.
Решением УПФР в Усть-Удинском районе Иркутской области от <дата обезличена>№ <обезличено> (протокол от <дата обезличена>№ <обезличено>) в назначении пенсии Шайдуровой Е.А. было отказано по причине отсутствия требуемого ст.ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страхового стажа.
Как следует из содержания этого решения, с учетом представленных документов страховой стаж истца по расчету ответчика составил <дата обезличена>, в том числе с <дата обезличена> по <дата обезличена> – работа в Усть-Удинской центральной районной больнице, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – работа в Светлолобовской школе, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – работа в средней школы № <обезличено> Усть-Илимского ГОРОНО, при требуемом страховом стаже <дата обезличена> лет.
Ответчиком не был включен в страховой стаж истца период обучения с <дата обезличена> по <дата обезличена> в ВУЗе.
Суд находит, что оспариваемое решение об отказе истцу в назначении указанной пенсии основано на неправильном применении норм права.
Так, право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, было впервые введено Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения».
Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 была изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе № 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
В страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 01.01.2007, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм и правовой позиции Верховного Суда РФ к необходимым условиям для получения права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) относятся достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие минимального размера страхового стажа. При этом в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).
В силу п. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в <дата обезличена> году составляет <дата обезличена> лет (ч. 1 ст. 35), начиная с <дата обезличена> ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. Необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 35), применительно к <дата обезличена> году, а, следовательно, к истцу, это <дата обезличена> лет страхового стажа.
Кроме того, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с <дата обезличена> не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 3 ст. 35), применительно к 2018 году значение ИПК составляет 13,8.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17.12.2001) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Исходя из правил подсчета общего трудового стажа, у истца на 31.12.2001 выработан необходимый трудовой стаж.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении страховых пенсий.
В спорный период времени с <дата обезличена> по <дата обезличена> истец проходила обучение в ВУЗе, что подтверждается копией диплома о получении высшего образования на имя Шайдуровой Е.А. (в девичестве – М.), записями №№ <обезличено>,4 трудовой книжки на ее имя.
Исследование трудовой книжки истца показало, что вышеуказанным записям трудовой книжки предшествует запись о работе санитаркой физиокабинета в больнице.
Кроме того, истцом суду была представлена архивная справка № <обезличено> от <дата обезличена>, из содержания которой следует, что истец также работал в <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> годах в период летних (школьных) каникул.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 (действовавшего в период прохождения истцом учебы) кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований обучение в высших учебных заведениях (подпункт «и»). При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего.
Действовавший в последующем Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также предусматривал, что подготовка к профессиональной деятельности, а именно обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 этого закона.
С принятием Федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данные положения утратили силу, что исходя перечисленного выше, не может служить основанием для ухудшения условий реализации истцом права на пенсионное обеспечение.
С учетом данных фактических обстоятельств и вышеприведенных правовых норм период обучения истца в ВУЗе подлежит включению в общий трудовой стаж, а следовательно, и в страховой стаж, необходимый для назначения заявленной пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответчиком самим подтверждено соответствие истца второму условию назначения страховой пенсии по старости – по ИПК, исходя из наличия требуемой продолжительности стажа.
Таким образом, на момент достижения истцом права на пенсию после ее обращения в пенсионный орган ею были соблюдены все условия, предусмотренные законодательством и необходимые для назначения страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п. 1, 2 ст. 22 указанного Федерального закона право на получение пенсии носит заявительный характер, пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Доводы ответчика о том, что действовавшим ранее законодательством право на получение второй пенсии для лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу предусмотрено не было, в связи с чем истец на момент обучения не мог рассчитывать на реализацию такого права, правового значения не имеют. Пенсионное обеспечение по старости было предусмотрено и ранее действовавшим законодательством, предмет иска – часть страховой пенсии по старости. В совокупность условий, при наличии которых возникает право на указанную пенсию (ст. 8 Закона № 400-ФЗ), условие о регламентации ранее действовавшим законодательством права на получение второй пенсии, не входит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шайдуровой Е. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Удинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), включении в стаж, дающий право на назначение указанной части пенсии, периода обучения, обязании назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес обезличен>№ <обезличено> от <дата обезличена> об отказе в назначении Шайдуровой Е. А. страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).
Включить в страховой стаж Шайдуровой Е. А. период обучения в ВУЗе с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Удинском районе Иркутской области назначить Шайдуровой Е. А. страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата обезличена>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – <дата обезличена>.
Судья Л.М. Баханова