НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-пристанского районного суда (Алтайский край) от 20.03.2014 № 2-85/2014

 Дело № 2-85/2014г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 с.Усть-Чарышская Пристань                          20 марта 2014г.

 Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Мартыновой Н.А.,

 при секретаре Черкашине А.В.,

 с участием заместителя прокурора Усть-Пристанского района Кытмановой Е.Н.,

 представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах ФИО3 к Управлению социальной защиты населения по ... району, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащите), Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе Алтайского края, третьим лицам Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий,

 установил:

 Прокурор Усть-Пристанского района в интересах Щукиной Н..Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по ... району (далее – Управление соцзащиты населения, УСЗН), Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе (УПФР), в котором просит признать действия Управления соцзащиты населения по ... району и Главалтайсоцзащиты, выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО3, а также в предоставлении недостоверных сведений о размерах начисленных компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг – незаконными, обязать Управление социальной защиты населения по ... району и Главалтайсоцзащиту предоставить в Управление Пенсионного фонда РФ в ... районе Алтайского края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения ФИО3, начиная с 01.04.2011г. по 30.11.2013г., и взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в ... районе не доначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с 01.04.2011г. по 30.11.2013г. в сумме ...

 В обоснование заявленных требований указано, что проведенной проверкой установлено, что ФИО3 как инвалид ... и не работающая, пенсионер с 01.01.2010 г. имеет право на социальную доплату на основании п.п.1, 4 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума.

 Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае установлена в размере: на 2010г. – на 2011г. – 4770руб., на 2012г. – 5147руб., на 2013г. - 5672руб.

 В соответствии с п.2 ст.12 того же закона при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты, иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением единовременных мер социальной поддержки).

 При этом не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилищно-коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (п.3 той же статьи).

 Управлением Пенсионного фонда РФ в ... районе в общие суммы материального обеспечения ФИО3 в период с апреля 2011г. по настоящее время учитывается денежный эквивалент льготы по оплате проезда на общественном транспорте, ( ...- на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; ..., ..., ... руб.- на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения (приказ Главалтайсоцзащиты от 17.11.2009 г. № 204), сведения о размере которых предоставляются органом соцзащиты.

 Между тем, с 01.01.2005г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (ст.30 в предыдущей редакции) наряду с другими льготами заменено ежемесячной денежной выплатой (ст.28.1 в действующей редакции).

 Принятое 01.11.2008г. Администрацией Алтайского края постановление ... «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» не свидетельствует о предоставлении в крае инвалидам меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта (в натуральном виде или в стоимостном выражении), а определяет лишь преимущественное право определенных категорий граждан на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене в целях обеспечения на территории края равной доступности услуг общественного транспорта. Об этом также свидетельствует то, что средства краевого бюджета в размере разницы между фактической стоимостью общего проездного билета и социального билета перечисляются на счета уполномоченных органов (организаций) по продаже проездных билетов.

 Аналогичная позиция отражена в разъяснении Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009г. «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат».

 С апреля 2011 года ФИО3 органом Пенсионного фонда в связи с отменой льгот назначалась и выплачивалась ежемесячная денежная выплата, которая учитывалась при определении суммы материального обеспечения.

 Таким образом, законных оснований для включения денежного эквивалента по оплате проезда во всех видах общественного транспорта при определении общей суммы материального обеспечения ФИО3 с апреля 2011 года не имелось.

 Между тем, Управлением социальной защиты населения по ... району в пенсионный орган ежемесячно предоставлялись сведения об обратном.

 Помимо этого, органами социальной защиты нарушен порядок предоставления в пенсионный орган сведений о денежных эквивалентах мер соцподдержки, подлежащих учету в общей сумме материального обеспечения пенсионера.

 Так, согласно п.9 ст.12.1 ФЗ № 178 право пенсионера на социальную доплату пенсионным органом определяется ежемесячно на основании информации о суммах денежных выплат, в том числе денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых органами соцзащиты в отношении каждого конкретного пенсионера.

 В соответствии с п.5 Правил подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера такой подсчет осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

 Порядок обмена информацией между терирриториальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2009 № 917н.

 В соответствии с п.9 Порядка обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда РФ и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в целях установления социальных доплат к пенсии уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте РФ обязан направлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ информацию о произведенных изменениях (индексациях) размеров денежных выплат, о произведенных изменениях денежных эквивалентов мер социальной поддержки, денежных компенсаций гражданам, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии, не позднее 10 дней с даты произведенных изменений.

 Аналогичные положения закреплены в п. 13 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ.

 изменений.

 Поскольку информация о ежемесячных изменениях в размерах начисленных компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг Управлением соцзащиты населения по ... району и Главалтайсоцзащитой в пенсионный орган предоставляется несвоевременно, с задержкой на 1-2 месяца, УПФР был неправильно исчислен размер федеральной социальной доплаты к пенсии инвалиду Щукиной Н..Н. с апреля 2011г. по ноябрь 2013г. включительно, в связи с чем ввиду недостоверности представляемых органами соцзащиты района и края сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения, УПФР в ... районе недоначислило материальному истцу за период с апреля 2011г. по ноябрь 2013г. федеральную социальную доплату в ..., о взыскании которой и предъявлен иск.

     В судебном заседании помощник прокурора Кытманова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив вышеизложенное и просила их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

 Материальный истец ФИО3 надлежаще извещенная о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился, каких-либо сообщений не поступило, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.

 Представитель Управления социальной защиты населения по ... району ФИО2 в судебном заседании иск не признала, против его удовлетворения возражала по основаниям, изложенным в отзыве.

 Представитель ответчика Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представители третьих лиц Минфина РФ и Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, надлежаще извещенные, в суд не явились, представили отзыв, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

 Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе ФИО1 исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные письменному отзыву.

 На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца, указанных выше представителей ответчика и третьих лиц.

 Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

 На основании пунктов 1, 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО3 как инвалид ... с 01.01.2010г. имеет право на социальную доплату при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

 Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2010 год согласно закону Алтайского края от 24.09.2009 года № 69-ЗС «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2010 год» составляла 4619 рублей, на 2011 год – 4770руб. (Закон Алтайского края от 02.11.2010г. № 92-ЗС), на 2012г. – 5147руб. (Закон Алтайского края от 07.11.2011г. № 139-ЗС), на 2013г. - 5672руб. (Закон Алтайского края от 30.10.2012г. № 80-ЗС).

 Судом установлено, что с января 2010г. Управлением Пенсионного фонда РФ в ... районе Алтайского края в связи с отменой льгот назначалась и выплачивалась пенсия по инвалидности с учетом размеров общей суммы материального обеспечения ФИО3 согласно сведениям, предоставляемым органом социальной защиты населения о размере пенсии, ежемесячной денежной выплаты, компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.

 В силу п/п.4 п.2 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п/п.4 п.5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2009г. № 805н, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются меры социальной поддержки (помощи), в том числе денежные эквиваленты предоставляемых в натуральной форме мер социальной поддержки по оплате проезда во всех видах пассажирского транспорта.

 Как было указано выше, в силу положений статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» ФИО3, как инвалид ... с 01.01.2010 года имеет право на социальную доплату при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума.

 При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера также учитываются меры социальной поддержки (помощи), в том числе денежные эквиваленты предоставляемых в натуральной форме мер социальной поддержки по оплате проезда во всех видах пассажирского транспорта. Если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со ст.12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», пп. 4 п. 5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 805н.

 Установлено, что Управлением Пенсионного фонда РФ в ... районе Алтайского края общие суммы материального обеспечения ФИО3 в период с 01.01.2011г. по 31.10.2013г. определялись, в том числе, исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.

 С 01.01.2005г. право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, было заменено ежемесячной денежной выплатой, а в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01.11.2008 года ... «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» с 01.11.2008г. для льготной категории граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.

 С апреля 2011 года и по 31.11.2013 г. ФИО3 не пользовалась правом на приобретение единого месячного льготного проездного билета, а назначенная ежемесячная денежная выплата учитывалась при определении суммы материального обеспечения.

     В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения ФИО3 с апреля 2011г. по 31 октября 2013г. у УПФР не имелось, так как Управлением социальной защиты населения по ... району, Главалтайсоцзащитой в орган пенсионного обеспечения были представлены недостоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО3 для определения суммы федеральной социальной доплаты за указанный период.

 При таких обстоятельствах предъявленные прокурором в интересах инвалида ФИО3 исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Удовлетворяя иск, суд соглашается с правильностью произведенного процессуальным истцом расчета недоплаченных с 1 апреля 2011 г. по 31 октября 2013 г. ФИО3 федеральной социальной доплаты в общем размере ..., поскольку ответчиками данный расчет не оспорен.

 Кроме того, поскольку вышеперечисленными нормами социального законодательства установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлять в соответствующие отделения Пенсионного фонда сведения о денежном эквиваленте мер социальной поддержки на каждого пенсионера, размер которого может быть пересчитан по соответствующему заявлению пенсионера с учетом фактически предоставленного ему объема мер социальной поддержки за прошедший период (пп. «г» п.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2009г. № 804н), а из материалов дела усматривается, что Управление социальной защиты населения по ... району и Главалтайсоцзащита несвоевременно предоставляли в Управление ПФР в ... районе недостоверные сведения о денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате ФИО3 жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте за период с 01.04. 2013г. по 31.11.2013г. в размере, превышающем фактически предоставленный объем льгот, размер федеральной социальной доплаты к пенсии был соответственно занижен на 967,34 руб., в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, так как действия Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Управления социальной защиты населения по ... району по предоставлению в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО3 привели к тому, что материальному истцу Управлением Пенсионного фонда РФ в ... районе были недоначислены суммы федеральной социальной доплаты за период с 01 апреля 2011 года по 31 октября 2013 года включительно в размере ...

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Уточненные исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

 Признать действия Управления социальной защиты населения по ... району Алтайского края, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО3 – незаконными.

 Обязать Управление социальной защиты населения по ... району Алтайского края, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) предоставлять в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе Алтайского края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО3, начиная с 01 апреля 2011г. по 31 октября 2013г. включительно.

 Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... районе Алтайского края в пользу ФИО3 ... недоначисленных сумм федеральной социальной доплаты за период с 01 апреля 2011 года по 31 октября 2013 года.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения через Усть-Пристанский районный суд.

 Судья                        Н.А.Мартынова