НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-майского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 08.05.2020 № 12-09/20

Дело №12-09/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п.Усть-Мая 08 мая 2020 года

Судья Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) Семенов К.А. единолично,

рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С., действующего на основании Устава, и его защитника Ш.А.А., действующего на основании доверенности,

на постановление №1/15.14-2019/552 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26 сентября 2019 года, вынесенного заместителем министра финансов Республики Саха Васильевой М.С., в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)

Пахомова А.С., <данные изъяты>,

признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ст.15.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №1/15.14-2019/552 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 26 сентября 2019 года, должностное лицо – глава администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомов А.С., признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ, а именно в нецелевом использовании бюджетных средств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на сумму 860 262 руб. 81 коп., и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.

Из обжалуемого постановления административного органа следует, что по итогам выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, за период 2017-2018 годы, в администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) установлено нецелевое использование средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на сумму 860 262 руб. 81 коп.

В связи, с чем 17 сентября 2019 года старшим контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ФИО8 в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа, представитель администрации МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Ш.А.А., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой, в котором просил указанное постановление отменить.

26 декабря 2019 года решением Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) постановление №1/15.14-2019/552 о назначении административного наказания от 26 сентября 2019 года, вынесенное заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С. было изменено, должностному лицу с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ снижен размер административного штрафа до 10 000 руб.

Заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. была подана жалоба на вышеуказанное решение Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года в части назначенного наказания, с просьбой оставить в силе постановление от 26 сентября 2019 года №1/15.14-2019/552.

20 февраля 2020 года решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), жалоба заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) удовлетворена и решение Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в порядке п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

При этом основанием для отмены решения Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года явилось нарушение процессуальных норм, выразившееся в неправильном применении ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания.

В жалобе представитель должностного лица представитель Ш.А.А. действующий на основании доверенности, просил отменить вышеуказанное постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. по делу об административном правонарушении №1/15.14-2019/552 от 26 сентября 2019 года. Мотивируя тем, что в процессе оформления правоустанавливающих документов на квартиры, для дальнейшей законной передачи переселяемым гражданам, выяснилось, что наниматели двух квартир из переселяемого дома <адрес>, до нового 2019 года покинули пределы Республики Саха (Якутия) без получения новых квартир. Поскольку, 13 января 2019 года в результате пожара здание 12 квартирного жилого дома по адресу <адрес> был уничтожен полностью. В 50 градусный мороз администрация МО «Поселок Солнечный» в лице главы Пахомова А.С., не оставшись безучастным в горе людей, оперативно разместил всех погорельцев. В связи с крайней необходимостью администрация МО «Поселок Солнечный» в лице главы Пахомова А.С. разместил две семьи в новом доме построенном в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», т.к. маневренный фонд на территории п.Солнечный Усть-Майского района отсутствовал. Администрация МО «Поселок Солнечный» в лице главы руководствовался Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных программ от 22 декабря 2014 года №542, где п.3 указывает -неизрасходованные средства переселения могут быть использованы путем их направления на финансирование переселения граждан из иных жилых помещений многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Кроме того программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» не предусматривает порядок действий при отказе либо выезде граждан, занимающих квартиры по договорам социального найма на постоянное место жительство в другой регион добровольно, не требуя квартиры взамен переселяемых граждан от переселения после ввода дома в эксплуатацию. Считает, что объективную сторону оспариваемого правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели не соответствующие условиям их получения. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств, выделенных в рамках реализации Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» утвержденной Постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193, было исключительно направлено на достижение целей и задач указанных Республиканской адресной программе, а именно на строительство и благоустройство 36 квартирного жилого дома по адресу: РС(Я), <адрес>, данный дом был сдан в эксплуатацию 26 ноября 2018 года. Согласно муниципальному контракту от 29 июня 2016 года, застройщик после сдачи дома в эксплуатацию оформляет право собственности на квартиры на себя и только затем передает администрации «Поселок Солнечный». Право собственности за администрацией «Поселок Солнечный» регистрировано только 05 июня 2019 года , . Следовательно администрация поселка Солнечный на момент заключения договоров найма жилых помещений от 01 января 2019 года, не являлся собственником. Договора найма жилых помещений, от 01 января 2019 года в отношении квартир по адресу: РС(Я), <адрес>, не могут является действительными, поскольку администрация «Поселок Солнечный» на момент заключения договоров не был собственником жилых помещений. Договора заключенные в нарушение закона, не порождают юридических последствий, поэтому ставить в вину должностного лица - главы администрации «<адрес>» заключение не порождающих юридических последствий (недействительных) договоров, недопустимо. В нарушение требований ст.26.1, 29.1 КоАП РФ не выяснены виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании вышеизложенного просит отменить постановление, вынесенное заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия), о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении №1/15.14-2019/552 от 26 сентября 2019 года по ст.15.14 КоАП РФ в отношении главы Пахомова А.С.

Кроме этого, должностное лицо - глава администрации МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомов А.С., дополнительно к жалобе защитника указал, что глава поселения исполняет полномочия, установленные Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из которых является предоставления жилья нуждающимся и малообеспеченным семьям:

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; (п.6 в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 года №93-ФЗ).

Глава исполняет свои функциональные обязанности, утвержденные распоряжением администрации №187 от 29 декабря 2017 года Об утверждении функциональных обязанностей работников администрации МО «Поселок Солнечный», в именно решает вопросы местного значения, согласно Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». В связи с отсутствием маневренного фонда глава не мог оставить погорельцев на улице, имея при этом пустующие квартиры. Это является исключительным обязательством, не может служить использованием для установления факта нецелевого использования.

Договора найма от 01 января 2019 года, которые были заключены временно, до получения права собственности муниципального образования на квартиры. Акты передачи квартир от застройщика в муниципалитет подписаны 05 марта 2019 года. Право собственности муниципального образования оформлено в июне 2019 года. Но ввод в эксплуатацию дома был подписан в ноябре 2018 года, в связи, с чем возникла обязанность содержания дома, т.е. бремя содержания квартир и оплаты коммунальных услуг, для чего и были заключены указанные договора. Такие договора были заключены по всем 36-ти квартирам. Отказаться от уже построенных квартир, согласно муниципальному контракту, в ноябре 2018 года глава не имел оснований, т.к. жильцы на тот момент еще проживали в аварийном доме. Более того, просит обратить внимание на то, что ни в одном нормативно-правовом документе механизм работы программы не разработан. Считает, что данный случай особенный. Квартиры муниципальные, жильцы выехали после подписания акта сдачи дома. На протяжении всех пяти лет работы этой программы данный вопрос не освещался и не изучался. Даже на сегодняшний день как поступать в подобных случаях программа и соответствующие к ней документы не разъясняет и не устанавливает. На ноябрь 2018 года, денежные средства были уже использованы, дом построен, квартиры готовы для заселения. Считает, что о совершении рассматриваемого правонарушения только с умышленной формой вины, согласно разъяснения письма Министерства финансов РФ от 27 февраля 2012 года №02-07-10/534 не приняты во внимание ревизором, что при установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения комплексного анализа обстоятельств нарушение не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств в случаях, если бюджетной сметой (с обусловленными к ней) документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами ГРБС обусловлены также расходы с применением данных КОСГУ, установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно. Об этом же упоминается в п.14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Доказательств, подтверждающих наличие в действиях главы Пахомова А.С. умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст.15.14 КоАП РФ, Министерством финансов РС(Я) в материалах дела об административном правонарушении не представлено. Таким образом считает, что в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за совершение, которого установлена ст.15.14 КоАП РФ, отсутствует. Аналогичная позиция указано в решении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 сентября 2016 года по делу №7/2-447/16. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить постановление от 26 сентября 2019 года №1/15.14-2019/552 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года №1/15.14-2019/552.

В судебное заседание представитель Министерства финансов РС(Я) не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Лицо, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении - глава администрации МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) РС(Я) Пахомов А.С., ни его защитник Ш.А.А., действующий на основании доверенности, не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При этом, должностное лицо направило ходатайство об отложении судебного заседания, при этом суд с учетом неоднократной неявки, как должностного лица, так и его защитника, с учетом мнения представителя Министерства финансов РС(Я) заявленного в письменном ходатайстве, отказывает в удовлетворении ходатайства стороны защиты в соответствии разъяснениями п.4 Президиума Верховного суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08 апреля 2020 года №821, с учетом обстоятельств дела и неоднократного отложения на другую дату, с целью рассмотрения дела в разумный срок.

Также с установлением факта недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом явку защитника в судебное заседание не обеспечил, причина невозможности участия защитника в судебном заседании в ходатайстве не указана, считаю необходимым в удовлетворении ходатайства об отложении дела отказать.

В связи с чем, руководствуясь ч.2 ст.25.1, п.п.2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судья определил возможным, рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и отзыва, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в соответствии ст.24.1 КоАП РФ.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствие со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой. Договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные правоотношения. Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на пели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся правовым основанием предоставления бюджетных средств.

В силу ст.38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии с п.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 162 БК РФ определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств ассигнований.

На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа Министерства финансов РС(Я) от 02 августа 2019 года Департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) проведена выездная проверка соблюдения главными распорядителями, получателями средств бюджета МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целее и порядка и условий предоставления (расходования) межбюджнеьных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета РС(Я), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период в 2017-2018 годы, в ходе, которой установлено следующее.

В целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года №193 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами ЖК РФ и ч.3 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ путем предоставления участниками Программы жилых помещений.

Гражданам, проживающим в жилых помещениях, подлежащих переселению, участникам Программы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из числа приобретенных жилых помещений в соответствии со ст.ст.86, 87, 89 ЖК РФ.

При реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы» постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 года №281 утвержден порядок предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы» в части мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Согласно п.3 Порядка от 29 июня 2012 года №281 целевое назначение субсидии -финансирование мероприятий в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством РФ, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

18 мая 2015 года между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием «Поселок Солнечный» заключено Соглашение о реализации этапа 2015 года Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». К данному соглашению заключены 6 (шесть) дополнительных соглашений.

Как следует из представленных материалов дела, выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства администрацией муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), согласно протоколу об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года проверкой установлено, что распоряжением главы МО «Поселок Солнечный» от 10 января 2019 года жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлена ФИО6 на основании договора найма жилого помещения от 01 января 2019 года. Согласно распоряжению от 10 января 2019 года с нанимателем ФИО6 расторгнут договор найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Кроме этого, распоряжением главы МО «Поселок Солнечный» от 10 января 2019 года жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлена ФИО7 на основании договора найма жилого помещения от 01 января 2019 года. Согласно распоряжению от 10 января 2019 года с нанимателем ФИО7 расторгнут договор найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.

При этом установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению в соответствии с Программой, утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года . Вместе с тем, согласно Программе, в рамках реализации программы проводится переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. На основании вышеизложенного, приобретенные жилые помещения по адресу <адрес>, не предоставлены гражданам из расселяемого аварийного жилого дома, включенного в Программу и используются как временный жилой фонд муниципального образования. Следовательно, необходимость приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01 января 2012 года, отсутствовала.

В нарушение механизма реализации программы, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193, своевременно не внесены соответствующие изменения в Программу, вследствие чего в рамках программы приобретены жилые помещения для расселения граждан из аварийного многоквартирного дома в количестве, не соответствующем количеству жилых помещений, необходимому для переселения граждан аварийного жилья.

Таким образом, в нарушение ст.38 Бюджетного кодекса РФ целей и задач республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193, п.3.3.1 Соглашения от 02 июня 2016 года /РАП2016 МО «Поселок Солнечный» в результате заключения договоров найма жилого помещения от 01 января 2019 года и последующего переселения граждан из многоквартирного дома, не включенного в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, утвержденный постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193, Министерство финансов пришло к выводу, что в 2018 году произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 860 262 руб. 81 коп.

Ввиду выявленного нарушения, 17 сентября 2019 года старший контролер-ревизор второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ФИО8 составила протокол об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С.

26 сентября 2019 года заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. вынесено постановление .14-2019/552, которым главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Согласно ст.15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Признавая протокол об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года и постановление .14-2019/552 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении .14-2019/552 от 26 сентября 2019 года законным и обоснованным, судья руководствуется ст.ст.38, 162, 306.4 БК РФ, положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193. Исходя из того, что Республиканской адресной программой установлены источники ее финансирования в долевом соотношении, порядок использования средств по программе на приобретение (строительство) жилья. Учитывая вышеизложенное, суд находит, что у администрации отсутствовали правовые основания для предоставления указанных жилых помещений погорельцам, предоставляемых гражданам в рамках республиканской адресной программы, а совершенные действия образуют нецелевое использование бюджетных средств.

На основании изложенного, прихожу выводу о том, что произведенная главой администрации МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомовым А.С. расчетно-платежная операция, не по целевому назначению, образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, в действиях главы содержится состав вменяемого административного правонарушения.

Факт совершения главой администрации МО «Поселок Солнечный» Пахомовым А.С. вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, оснований для признания которых недостоверными или недопустимыми, не имеется, в частности: протоколом об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года; актом выездной проверки от 06 сентября 2019 года; соглашением от 02 июня 2016 года /РАП2016, платежными поручениями от 22 марта 2018 года , от 03 апреля 2018 года , от 15 мая 2018 года , от 13 июня 2018 года , от 13 ноября 2018 года , от 06 декабря 2018 года , от 10 декабря 2018 года , и также актами приема-передачи жилого помещения от 10 января 2019 года, договорами найма жилого помещения от 01 января 2019 года на указанные жилые помещения, реестром по заселенным в МКД по <адрес>.

Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, повода нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ. Доказательствам, имеющимся в деле, должностным лицом дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Согласно решению избирательной комиссии МО «Поселок Солнечный» Республики Саха (Якутия) №13 от 15 сентября 2014 года на должность главы МО «Поселок Солнечный» избран Пахомов А.С.

Затем, решением избирательной комиссии МО «Поселок Солнечный» №37 от 11 сентября 2019 года на должность главы МО «Поселок Солнечный» избран Пахомов А.С.

Согласно ст.49 Устава МО «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), глава несет ответственность перед населением городского поселения; государством; физическими и юридическими лицами, в том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование бюджетных средств, за невыполнение обязательств как получателя бюджетных средств.

Пахомов А.С., исполняя обязанности главы органа местного самоуправления, осуществлял руководство и контроль над деятельностью органа местного самоуправления и выполнял организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, и является субъектом административного правонарушения как должностное лицо.

В своей жалобе глава МО «Поселок Солнечный» Пахомов А.С. указывает, что были исключительные обстоятельства после пожара для выделения жилых помещений указанным гражданам. Указанные доводы в жалобе о том, что в действиях главы органа местного самоуправления отсутствует состав административного правонарушения в силу указанных обстоятельств связанных с пожаром, были предметом проверки в ходе производства по настоящему делу и получили надлежащую оценку должностным лицом.

Приходя к выводу о наличии в действиях главы Пахомова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, должностное лицо Министерства финансов РС(Я) правильно применила нормы действующего бюджетного законодательства, правильно установила все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его правильного разрешения, и сделала обоснованный вывод о виновности главы Пахомова А.С.

При этом доводы жалобы о том, что администрацией представлены жилые помещения гражданам Мыцыковой и Могила в качестве погорельцов, судом не могут быть приняты во внимание. Поскольку, при рассмотрении данного дела суд приходит к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства совершения указанного правонарушения, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, при рассмотрении дела не допущено.

Более того, в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, предоставляется жилое помещение из муниципального или государственного жилищного фонда вне очереди.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания непригодности жилого помещения определяется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях (от 05.03.2009 г. №376-О-П, от 03.11.2009 г. №1368-О-О, от 19.10.2010 г. №1328-О-О, от 26.05.2011 г. №643-О-О, от 21.12.2011 г. №1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных ч.2 ст.57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд РФ, согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст.52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.49 ЖК РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.

Как видно из представленных материалов дела, сам по себе произошедший пожар в жилом доме непригодного для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ), не влечет автоматически предоставление жилого помещения гражданам по договору найма.

Приводимые стороной защиты доводы не опровергают наличия в действиях главы Пахомова А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления должностного лица Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении главы МО «Поселок Солнечный» Пахомова А.С. о непринятии во внимание разъяснений в Письме Минфина России от 27 февраля 2012 года №02-07-10/534, что нарушение не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств в случаях, если установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно, не является основанием для отмены состоявшегося по делу постановления должностного лица.

Глава Пахомов А.С. фактически не оспаривал, что администрацией МО «Поселок Солнечный» в период 2018 года произведены расчеты с ООО «СМП-50» в рамках программы для приобретения указанных жилых помещений за счет государственных бюджетных средств РС(Я) и его действия в указанной части подтверждаются платежными поручениями от 22 марта 2018 года , от 03 апреля 2018 года , от 15 мая 2018 года , от 13 июня 2018 года , от 13 ноября 2018 года , от 06 декабря 2018 года , от 10 декабря 2018 года .

Временем совершения нецелевого использования денежных средств обоснованно установлена дата подписания платежных поручений от 22 марта 2018 года , от 03 апреля 2018 года , от 15 мая 2018 года , от 13 июня 2018 года , от 13 ноября 2018 года , от 06 декабря 2018 года , от 10 декабря 2018 года в рабочее время с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретных платежно-расчетных операций по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления таких операций за указанный год.

Ссылку защиты о том, что администрация «Поселок Солнечный» на момент заключения договоров не был собственником жилых помещений, суд находит не состоятельной. Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта должностного лица, и в целом направлены на переоценку исследованных при рассмотрении административного дела доказательств.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что бюджетные средства в размере 860 262 руб. 81 коп., выделенные в 2018 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Поселок Солнечный», получатель бюджетных средств – администрация МО «Поселок Солнечный» использовал на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а именно не на переселение граждан из аварийного жилья: квартиры в доме, который построен для реализации Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Поселок Солнечный», предоставлены не участникам программы, а иным лицам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что должностным лицом Минфин РС(Я), на основании имеющихся доказательств, был сделан обоснованный вывод о виновности главы Пахомова А.С. в совершении административного правонарушения. Действия его правильно квалифицированы по ст.15.14 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным в постановлении выводам у суда не имеется, поскольку указанные выводы основаны на исследованных доказательствах.

Порядок и срок давности привлечения главы МО «Поселок Солнечный» Пахомова А.С. к административной ответственности не нарушен, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

Административное наказание назначено Пахомову А.С. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1,3.5,4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.15.14 КоАП РФ. Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, судья не находит оснований для отмены либо изменения постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 26 сентября 2019 года .14-2019/552.

Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию, должностным лицом административного органа установлены. Постановление вынесено с соблюдением требований КоАП РФ, в связи с чем его следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление .14-2019/552 о назначении административного наказания от 26 сентября 2019 года, вынесенное заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С. - оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Пахомова А.С. и его защитника без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу после вынесения.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2020 года.

Судья К.А. Семенов