НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-куломского районного суда (Республика Коми) от 02.12.2010 № 2-615

                                                                                    Усть-Куломский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Усть-Куломский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 615/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 02 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению Тагаевой О.Ю. о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Коми,

УСТАНОВИЛ:

Тагаева О.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц МИФНС России № 7 по Республике Коми. В обоснование требования указала, что за 2009 год уплатила налог за землю, находящуюся в ее собственности, в определенном размере. Позже налоговый орган ей предъявил требование об уплате земельного налога за этот же период, но в большем размере. При первоначальном расчете земельного налога МИФНС России № 7 по РК неверно применила налоговую ставку. Данные действия просит признать незаконными.

В судебном заседании представитель заявительницы Тагаев А.Б. заявленные требования поддержал. Пояснил, что в 30.12.2008 Тагаева О.Ю. оформила в собственность земельный участок общей площадью 27000 кв. м для строительства и обслуживания кафе. Согласно налоговым уведомлениям от 03.12.2009 и 27.05.2010 Тагаевой О.Ю. налоговым органом был начислен земельный налог с физических лиц за 2009 год с применением налоговой ставки в размере 0,3 % в сумме 10613,43 руб. Данная сумма налога была уплачена в установленный законом срок. 19.08.2010 в адрес Тагаевой О.Ю. направлено налоговое уведомление с требованием уплаты земельного налога в размере 53067,15 руб. за этот же земельный участок и за этот же период. При этом налоговым органом была применена налоговая ставка в размере 1,5 %. Он не оспаривает того, что в данном случае действительно должна была быть применена повышенная налоговая ставка. Налоговый орган неверно применил пониженную ставку. Однако неверное применение налоговым органом при расчете налога налоговой ставки  нарушило право налогоплательщика на законное начисление налога и правильное применение норм закона.

Представитель МИФНС России № 7 по Республике Коми С. с заявлением не согласна. Пояснила, что Тагаевой О.Ю. налоговым органом был начислен земельный налог с физических лиц за 2009 год в сумме 10613,43 руб., о чем направлены налоговые уведомления. Налог был начислен по категории земель, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения, по которым в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ применяется налоговая ставка 0,3%. Сумма налога заявителем погашена полностью. После проведения инвентаризации базы данных выяснилось, что ставка по земельному налогу применена неверно, поскольку земельный участок по сведениям органов Роснедвижимости предоставлен для строительства и обслуживания здания кафе. Такие земельные участки относятся к прочим, и по ним применяется налоговая ставка 1,5 %. Заявителю направлено новое налоговое уведомление, сумма налога по которому составляет 53067,15 руб. Налоговым органом первоначально была неверно применена налоговая ставка. Однако законом предусмотрен механизм возврата суммы уплаченного налога или его зачета в счет предъявленного к уплате налога, т.е. уплаченные средства в любом случае будут учтены. Никаких прав и свобод лица действиями налогового органа не нарушены, поскольку каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.

Заслушав доводы представителей заявителя и налогового органа, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права Тагаева О.Ю. владеет на праве собственности земельным участком, относящимся к категории земель "земли населённых пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания здания кафе" площадью 27 000 кв.м., расположенным по адресу: примерно в 110 метрах по направлению на север от ориентира, расположенным за пределами участка. Ориентир – АЗС ООО «Севернефтепродукт», адрес ориентира: . Кадастровый номер земельного участка 11:07:45 01001:0011.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляет  руб.

МИФНС России № 7 по РК Тагаевой О.Ю. было направлено налоговое уведомление № 105230 от 27.05.2009 для уплаты земельного налога физическим лицом за 2009 год в размере 5306,72 руб. по сроку уплаты 01.10.2009 и налоговое уведомление № 116989 от 03.12.2009 в сумме 5306,71 руб. по сроку уплаты 01.03.2010.

Налогоплательщиком Тагаевой О.Ю. 15.10.2009 и 25.03.2010 сумма налога уплачена полностью, что подтверждено исследованными судом кассовыми чеками-ордерами № 241 и № 43.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Статьей 391 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Решением Совета сельского поселения «» от 16.11.2005 № «О земельном налоге» на территории сельского поселения «» введён земельный налог, налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, авансового платежа по налогу, порядок и сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно п. 2 Решения установлены следующие налоговые ставки: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налог на землю, подлежащий уплате Тагаевой О.Ю. в 2009 году, рассчитан налоговым органом с учётом ставки, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ – 0,3 % и кадастровой стоимости земельного участка. ( руб.*0,3 % = 10613,43 руб.). Поскольку земельный участок, находящийся в собственности Тагаевой О.Ю. не относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, ставка в размере 0,3% применена налоговым органом неправомерно.

В августе 2010 года в результате проведения инвентаризации базы данных налоговым органом был сделан перерасчёт земельного налога с физических лиц за 2009 год и Тагаевой О.Ю. направлено новое уведомление № от 19.08.2010, сумма налога по которому составила 53067,15 руб., в том числе по сроку уплаты 27.09.2010 - 53067,15 руб. ( руб.*1,5 % = 53067,15 руб.). Налоговым органом самостоятельно была обнаружена ошибка в применении меньшей налоговой ставки, о чем налогоплательщик извещен. Представитель заявителя согласен с тем, что на самом деле должна была применяться налоговая ставка в большем размере. Более того, налоговым законодательством предусмотрен механизм как возврата сумм уплаченного налога, так и их зачета в счет правильно начисленных сумм налога.

Аналогичные обстоятельства были установлены и проведенной по обращению Тагаевой О.Ю. прокурорской проверкой. Согласно ответу заместителя прокурора района от 29.09.2010  сумма переплаты по налогу, начисленному по ставке 0,3 %, может быть возвращена на расчетный счет заявителя, либо зачтена в счет уплаты земельного налога, начисленного по ставке 1,5 % на основании личного заявления. По итогам проверки нарушений в действиях должных лиц МИФНС России № 7 по РК не установлено, в связи с чем меры прокурорского реагирования не применялись.

Суммы земельного налога с физических лиц, исчисляемые по разным ставкам, начисляются на разные коды бюджетной классификации (КБК). КБК по земельному налогу, исчисляемому по ставке 0,3 % - 18210606013100000110, КБК по земельному налогу с физических лиц, исчисляемому по ставке 1,5 % - 18210606023100000110. В связи с тем, что Тагаева О.Ю. уплатила земельный налог, исчисляемый по ставке 0,3 % на КБК 18210606013100000110, образовалась переплата по налогу в сумме 10613,43 руб. Оплата земельного налога по уточненному КБК не производилась.

Согласно статье 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате за счет средств бюджета, в который образовалась переплата. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

При таких обстоятельствах  действия должностных лиц налогового органа судом не могут быть признаны незаконными, поскольку не нарушили прав и свобод заявительницы.

Руководствуясь статьями 194-199, 254 и 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Тагаевой О.Ю. о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Коми  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 06 декабря 2010 г. в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде РК.

Дело № 2 - 615/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 02 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению Тагаевой О.Ю. о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Коми,

Руководствуясь статьями 194-199, 254 и 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Тагаевой О.Ю. о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Коми  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий