НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-илимского городского суда (Иркутская область) от 26.08.2022 № 12-380/2022

Дело № 12-380/2022

38RS0030-01-2021-003624-56

РЕШЕНИЕ

город Усть-Илимск 26 августа 2022 года

ул. Братская, 55, каб.206

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Бухашеев Денис Анатольевич, с участием защитника АО «Группа «Илим» Кукина М.И.,

рассмотрев жалобу защитника Тарасовой О.А. на постановление заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Матвеева С.П. от 05 октября 2021 года №883, вынесенного в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ

Оспариваемым постановлением заместителя начальника территориального отдела министерства Иркутской области по Илимскому лесничеству АО «Группа Илим» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Защитник Тарасова О.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, считая его незаконным, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы приведено, что отсутствуют доказательства, что работа по отводу и таксации лесосеки при заготовке древесины признавалась неудовлетворительной, не исследовались материалы отвода и таксации, не производился сравнительный анализ данных, отражённых в материалах отвода и таксации, в технологических картах и информации, отраженной в отчете 1-ИЛ. Несовпадение данных заготовки древесины, отраженной в отчете 1-ИЛ, с данными, отраженными в лесной декларации, без оценки материалов таксации не может расцениваться как результаты неудовлетворительной таксации. Должностными лицами проверки на предмет достоверности данных отвода и таксации проведено не было. По делу не выяснено в чем выражена вина АО «Группа «Илим»: в превышении заявленного в лесной декларации объема древесины, недостоверность данных по фактически заготовленной древесины по отчету 1-ИЛ, либо имеют место пороки отвода или таксации, не указанно нормы, которые были нарушены и в чем выразилось допущенное нарушение.

При рассмотрении жалоба защитник Кукина М.И. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заинтересованные должностные лица в судебном заседании не участвовали, уведомлены.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Группа «Илим», прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил заготовки древесины - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины. В вину Обществу вменено нарушение п.26 главы 2, а именно таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений.

Согласно оспариваемого постановления, АО «Группа «Илим» провело неудовлетворительную таксацию, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, согласно которому по проекту освоения лесов Общество планировало заготовить древесину в указанном квартале в объеме 5 353 м3, что следует из лесной декларации №17. При этом согласно Отчета 1-ИЛ объем заготовленной древесины составил 7 628 м3, что на 23% превышает объем древесины, заявленной в лесной декларации, при допустимых 10%.

Требование статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Группа Илим» должностным лицом соблюдено не в полной мере.

В соответствии с пунктами 26, 27 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме. В пункте 4.1 Порядка указано, что в графе «Объем заготовки» указывается определенный при таксации лесосеки ликвидный объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам, живицы - с точностью до десятых долей тонны.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21.08.2017 № 451 установлена форма отчета об использовании лесов. Форма отчета содержит столбец № 14, в котором указывается фактический объем полученной (заготовка, рубка) древесины по каждому видовому (породному) и сортиментному составу древесины.

Из системного толкования указанных норм следует вывод о том, что сведения, полученные при таксации лесосек, указываются в лесной декларации. В свою очередь в отчете об использовании лесов указываются сведения о фактическом объеме заготовленной древесины.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Проект освоения лесов, согласно ст.88 ЛК РФ составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Состав проекта освоения лесов утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". При этом, специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" устанавливает, что подраздел 12 - "Заготовка древесины" содержит в том числе сведения установленный объем заготовки древесины на участке; общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).

Также судом отмечается, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений осуществляется государственная услуга по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов. Административный регламент утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов".

Указанным регламентом установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги (2.11), а именно в части приема лесных деклараций - недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.

Таким образом, для предоставления лесной декларации, Обществу необходимо указывать сведения, имеющиеся в проекте освоения лесов, в том числе об объеме заготовки древесины на участке, о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины, тогда как при подаче Отчета 1-ИЛ указывается фактический объем заготовленной древесины, в связи с чем и имеются расхождения между сведениями, изложенными в лесной декларации и в Отчете 1-ИЛ.

В связи с возникшей неопределенностью, Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", вступающим в силу с 01.03.2022 установлено, что отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации.

В связи с изложенным, прихожу к выводу о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и Обществом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо виновных действий, бездействий, Обществом в данном случае, не допущено. Поведение Общества соответствует установленным государством нормам и правилам.

При установленных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к административной ответственности, не имелось, оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалоба подлежит удовлетворению.

При этом отмечается, что постановлением должностного лица № 883 АО «Группа «Илим» вменяется неудовлетворительная таксация, выявленная в результате несоответствия фактически заготовленной древесины по объёму и породному составу, отраженному в отчете № 1-ИЛ, объему и породному составу древесины, указанному в лесной декларации № 17 от 22.04.2021.

Однако, в протоколе об административном правонарушении № 942-38-10/21, приведено описание события правонарушения полностью не соответствующее сведениям, имеющимся в отчете № 1-ИЛ и лесной декларации № 17 от 22.04.2021. Указано о задекларированном объеме древесины по породе Сосна 728 м3, в то время как из лесной декларации № 17 от 22.04.2021 следует, что задекларированный объем по указанной породе составляет 1462 м3. Данные ошибки допущены в протоколе при описании всего объема породного состава, отраженного в лесной декларации и отчете № 1-ИЛ. В обжалуемом постановлении от 05 октября 2021 года №883, описание события административного правонарушения приведено в той же форме, что и в протоколе об административном правонарушении № 942-38-10/21.

Несоответствие протокола об административном правонарушении № 942-38-10/21 требованиям ст.28.2 КоАП РФ в указанной части, как и несоответствие постановления должностного лица от 05 октября 2021 года №883 требованиям ст. 29.10 КоАП РФ судьей расценивается как существенные процессуальные нарушения, которые повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.

При рассмотрении дела должностное лицо указанным обстоятельствам никакой оценки не дало, и данные нарушения, допущенные при составлении протоколов об административном правонарушении, должностным лицом фактически устранено не было.

Указанные нарушения делают невозможным признать вынесенные 05 октября 2021 года постановление №883 в отношении АО «Группа «Илим» законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ

Постановление №883 от 05 октября 2021 года заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Матвеева С.П., по которому Акционерное общество «Группа «Илим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Группа Илим» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Акционерного общества «Группа «Илим» Тарасовой О.А. – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Бухашеев Д.А.Решение не вступило в законную силу 05.09.2022г.