НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-илимского городского суда (Иркутская область) от 22.08.2022 № 2А-2118/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года г. Усть-Илимск Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,

с участием представителя административного истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Ветрова Э.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2118/2022 по административному исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по необеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области установлены нарушения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность в лесах и тушение лесных пожаров, выразившиеся в несоблюдении требований, предусмотренных ч.ч. 1, 7 ст. 51, п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ и Распоряжения Правительства РФ № 1605-р. В ходе проверки установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории АУ «Лесхоз Иркутской области» проведена не в полном объеме, действующие лесопожарные станции (далее ЛПС), в нарушение требований распоряжения Правительства РФ №1605-р, не обеспечены пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Лесопожарная станция II типа, расположенная по адресу: , имеет ряд нарушений вышеуказанного распоряжения. Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, изложенные в Распоряжении Правительства РФ № 1605-р, действуют с 19.07.2019. Министерством лесного комплекса Иркутской области 28.12.2020 Распоряжением № 91-3303-мр утверждено государственное задание № 1 от 28.12.20120 АУ «Лесхоз Иркутской области» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и АУ «Лесхоз Иркутской области». Во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 1065-р, распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области № 91-976-мр от 28.04.2022 утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций. В организационную структура Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входит лесопожарная станция ЛПС II типа г. Усть-Илимск. Укомплектованность указанной лесопожарной станции не соответствует требованиям пожарной безопасности в лесах. В связи с этим 11.05.2022 прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено 10.06.2022 и признано обоснованным. Однако до настоящего времени действенных мер по укомплектованию вышеуказанной лесопожарной станции II типа требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, органом власти и подведомственным ему учреждением не предпринято, что свидетельствует о бездействии по осуществлению возложенных на министерство лесного комплекса Иркутской области полномочий в сфере охраны, защиты лесов, которое нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду. Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» и обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 31.12.2023 обеспечить в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» оснащение лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (доукомплектовать):

-1-ой пожарной автоцистерной, имеющей пожарное и водопадающее оборудование;

- 1-им трактором универсальным или общего назначения на гусеничном или колесном шасси;

- 1-им прицепным модулем – прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водопадающим оборудованием и емкостью для воды);

- 2-мя бензомоторными пилами (в комплекте с 2 шинами, 5 цепями, запасными принадлежностями);

- 4-мя индивидуальными моторизированными средствами пожаротушения (воздуховка, ручной моторизированной лесной огнетушитель, грунтомет, ручной плоскопрокладователь, мотокусторез);

- 2-мя установками высокого давления (переносная) в комплекте;

- 2-мя мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа;

- 6-ю пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров;

- 2-мя пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров;

- 2-мя тепловизорами (портативных);

- 1-ой метеостанцией с анеомометром;

- 1-м комплектом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой;

- 1-ой радиостанцией УКВ стационарная наземного канала связи;

- 3-мя радиостанциями УКВ диапазона стационарная наземного канала связи;

- 2-мя комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.;

- 2-мя терминалами спутниковой связи;

- 12-ми персональными свистками;

- 12-ти комплектами защитной одежды из огнестойкой связи;

- 12-ю парами ботинок;

- 12-ю парами перчаток;

- 12-ю защитными касками;

- 12-ю защитными очками;

- 12-ю универсальными накидками из огнестойкой ткани;

- 12-ю компасами;

- 12-ю индивидуальными фонарями;

- 12-ю индивидуальными емкостями для воды объемом не менее 0,8 л.;

- 12-ю индивидуальными аптечками первой помощи;

- 12-ю индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами;

- 12-ю термоизоляционными ковриками (надувных матрасов);

- 12-ю спальными мешками;

- 2-мя комплектами для оказания первой помощи;

- 2-мя комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях;

- 4-мя прожекторами переносимых световой силой не менее 1000 люмен;

- 1-м станком для заточки пильных цепей;

- 1-м комплектом средств управления в составе ПК, модема, принтера, сканирующего устройства;

- 2-мя комплектами сигнальных лент или флажков;

- 1-м комплектом слесарных инструментов.

В судебном заседании представитель истца Ветров Э.П. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, представитель заинтересованного лица АУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своевременно.

Представитель заинтересованного лица АУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО1, действующая на основании доверенности, письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя АУ «Лесхоз Иркутской области», представила письменные пояснения. Согласно письменным пояснениям представителя АУ «Лесхоз Иркутской области», вопрос обеспечения лесопожарных станций оборудованием в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1065-р относится к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и поступившие пояснения на иск, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. При этом охрана природных ресурсов является необходимым условием для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохраненияя средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Понятие леса определено ст. 5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 7).

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров в соответствии с частью 1 статьи 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса российской Федерации понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.

Согласно части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

При этом необходимо отметить, что нормативы устанавливают для субъектов Российской Федерации минимальное количество лесопожарных формирований и их минимальную численность, минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений, а также минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп (ред. от 18.07.2022), Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии с п. 10 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: 10) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту -Учреждение, АУ «Лесхоз Иркутской области»).

В соответствии с пунктом 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 36-мр от 11.01.2019, АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно пункта 1.4 Устава полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно пункта 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области.

В силу пункта 2.3 Устава основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абзацем 4 пункта 5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основною деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно Учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

В соответствии с Порядком порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, установленного постановлением правительства иркутской области от 31.12.2010 № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» и Региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Иркутской области (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных Иркутской области полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерством лесного комплекса Иркутской области 28.12.2021 Распоряжением № 91-3303-мр утверждено государственное задание № 1 от 28.12.2021 АУ «Лесхоз Иркутской области» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно Приложению № 1 к указанному распоряжению.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и АУ «Лесхоз Иркутской области».

В целях выполнения государственного задания 12.01.2022 заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ, за № 1, между Министерством лесного комплекса Иркутской области и АУ «Лесхоз Иркутской области», предмет соглашения предоставление Учреждению из областного бюджета в 2022 году и плановом периоде 2023-2024 годов субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ № 1 от 28.12.2021.

На основании части 4 статьи 53.3 Лесного Кодекса РФ Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее по тексту - Распоряжение Правительства РФ № 1605-р).

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с частями 3, 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу пункта 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 736 от 23.09.2010, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу пункта 3.(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно пункту 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно пункту 8.1 Правил, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Так, во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 1605-р, распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 91-976-мр от 28.04.2022 утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входит лесопожарная станция (далее по тексту - ЛПС) - ЛПС II типа г. Усть-Илимск.

В судебном заседании установлено и представленными материалами подтверждено, что лесопожарная станция II типа, расположенная по адресу: , входящая в состав Северного АУ «Лесхоз Иркутской области», в нарушение положений вышеназванного Распоряжения, не оснащена в полной мере пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Об этом свидетельствуют материалы проверки Усть-Илимского межрайонного прокурора, в том числе не оспоренными ответчиками актами проверки № 2 от 17.03.2022, № 3 от 22.04.2022, составленными Министерством лесного комплекса Иркутской области.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

Согласно п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.п. 26, 27, 28 Приказа Минприроды России от 06.08.2019 № 529).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия (Министерство лесного комплекса Иркутской области), по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике и оборудовании.

Доказательств того, что ответчик до проведения проверки прокурором обращался в Рослесхоз с заявками о недостаточности пожарной техники и оборудования лесопожарной станции, суду не представлено. Также как и не представлено доказательств того, что Рослесхоз, в нарушение п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, отказал в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.

Недостаточность финансирования не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации и отказа в удовлетворении иска. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст.ст. 1, 51 Лесного кодекса РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области в неисполнении обязанности по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащении лесопожарной техники лесопожарной станции II типа, расположенной на территории Усть-Илимского района Иркутской области и необходимости удовлетворения требований прокурора.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками нормативы обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции II типа, расположенной по адресу: соблюдены не были, что способствует неэффективной работе по тушению лесных пожаров на территории Усть-Илимского района и как следствие увеличение лесных площадей, пройденных огнём.

Кроме того установлено, что по результатам выявленных проведенными проверками нарушений прокурором в адрес УА «Лесхоз Иркутской области» было внесено представление «Об устранении нарушений законов в сфере охраны лесов от пожаров».

Из ответа на представление прокурора следует, что вопрос обеспечения лесопожарных станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1605-р относится к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области за счет ассигнований федерального бюджета, а не к полномочиям АУ «Лесхоз Иркутской области». Государственное задание на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов не содержит такого мероприятия как оснащение лесопожарных станций. Финансирование данного мероприятия до АУ «Лесхоз Иркутской области» не доводится.

При установленных по делу обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что незаконное бездействие нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, поскольку недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции РФ. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, непринятие достаточных мер со стороны административных ответчиков по предупреждению лесных пожаров в части приобретения средств предупреждения и тушения лесных пожаров может негативно сказываться на тушении лесных пожаров.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований, предъявленных к административному ответчику о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарные станции. Рассматривая вопрос о сроке для исполнения решения суда, о котором заявлено прокурором, суд находит его разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН , ОГРН ) по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН , ОГРН ) в срок не позднее 31.12.2023 обеспечить в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» оснащение лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Северного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (доукомплектовать):

-1-ой пожарной автоцистерной, имеющей пожарное и водопадающее оборудование;

- 1-им трактором универсальным или общего назначения на гусеничном или колесном шасси;

- 1-им прицепным модулем – прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водопадающим оборудованием и емкостью для воды);

- 2-мя бензомоторными пилами (в комплекте с 2 шинами, 5 цепями, запасными принадлежностями);

- 4-мя индивидуальными моторизированными средствами пожаротушения (воздуховка, ручной моторизированной лесной огнетушитель, грунтомет, ручной плоскопрокладователь, мотокусторез);

- 2-мя установками высокого давления (переносная) в комплекте;

- 2-мя мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа;

- 6-ю пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров;

- 2-мя пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров;

- 2-мя тепловизорами (портативных);

- 1-ой метеостанцией с анеомометром;

- 1-м комплектом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой;

- 1-ой радиостанцией УКВ стационарная наземного канала связи;

- 3-мя радиостанциями УКВ диапазона стационарная наземного канала связи;

- 2-мя комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.;

- 2-мя терминалами спутниковой связи;

- 12-ми персональными свистками;

- 12-ти комплектами защитной одежды из огнестойкой связи;

- 12-ю парами ботинок;

- 12-ю парами перчаток;

- 12-ю защитными касками;

- 12-ю защитными очками;

- 12-ю универсальными накидками из огнестойкой ткани;

- 12-ю компасами;

- 12-ю индивидуальными фонарями;

- 12-ю индивидуальными емкостями для воды объемом не менее 0,8 л.;

- 12-ю индивидуальными аптечками первой помощи;

- 12-ю индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами;

- 12-ю термоизоляционными ковриками (надувных матрасов);

- 12-ю спальными мешками;

- 2-мя комплектами для оказания первой помощи;

- 2-мя комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях;

- 4-мя прожекторами переносимых световой силой не менее 1000 люмен;

- 1-м станком для заточки пильных цепей;

- 1-м комплектом средств управления в составе ПК, модема, принтера, сканирующего устройства;

- 2-мя комплектами сигнальных лент или флажков;

- 1-м комплектом слесарных инструментов.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.И. Шушина

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022