НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-илимского городского суда (Иркутская область) от 22.07.2022 № 12-131/2022

Дело № 12-131/2022

УИД 38RS0030-01-2021-004669-25

РЕШЕНИЕ

город Усть-Илимск 22 июля 2022 года

ул. Братская, 55, каб.206

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Бухашеев Денис Анатольевич, с участием защитника АО «Группа «Илим» Тарасовой Оксаны Александровны,

рассмотрев жалобу защитника Тарасовой О.А. на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И. от 03 декабря 2021 года №1067, вынесенного в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ

Оспариваемым постановлением начальника территориального отдела министерства Иркутской области по Илимскому лесничеству АО «Группа Илим» было признано виновным в нарушении п. 26 главы II «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №993 от 01.12.2020, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Защитник Тарасова О.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, считая его незаконным, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы приведено, что государственным лесным инспектором при проверке отчета за январь – август 2021 года, представленного по арендованному лесному участку - квартал 202 выдел 2,15,16,18,19,20,24,25 лесная инфраструктура 1 Кеульской дачи Невонского участкового лесничества, выявлено расхождение несоответствие данных по объемам фактически заготовленной древесины, указанным в отчете 1-ИЛ, данным, заявленной согласно лесной декларации №2 от 17.11.2020. Разница между задекларированными объемами и заготовленной древесиной превышает 10 % по лесосекам и 12 % по отдельным породам.

Качество и достоверность результатов таксации возможно оценить только в результате натурной проверки с выездом на место рубки, проведении сравнительного анализа с имеющимися ведомостями пересчета и сравнения их с данными отчета 1-ИЛ. В деле отсутствуют доказательства, что работа по отводу и таксации лесосеки при заготовке древесины признавалась неудовлетворительной, не исследовались материалы отвода и таксации, включая ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, не проводился сравнительный анализ данных, отраженных в материалах отвода и таксации, в технологических картах и информации, отраженной в отчете 1-ИЛ. Вывод о неудовлетворительной таксации не основан на материалах дела.

По делу не выяснено, в чем выражается вина юридического лица – в превышении заявленного в леской декларации объема древесины, недостоверных данных по фактически заготовленной древесины по отчету 1-ИЛ, либо имеет место пороки отвода или таксации, не указаны нормы, которые были нарушены и в чем выразилось допущенное нарушение. Приведенное положение пунктов Правил заготовки древесины является общим и само по себе не свидетельствует о нарушении Обществом данного нормативного документа.

Ссылки в постановлении на Наставление по отводу и таксации лесосек, незаконны, поскольку действующий Лесной кодекс и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты на содержат ссылок на Наставления.

По существу правонарушения, обществом представлены пояснения, которым не дана оценка, не приведены мотивы, по которым эти доводы не заслуживают внимания. Из утверждения, изложенного в последнем и предпоследнем абзацах на стр.7 Постановления, непонятно, какое превышение объема заготовленной древесины имеется ввиду: превышение расчетной лесосеки или превышение объемов задекларированной древесины над объемами фактически заготовленной древесины. Отсутствует мотивированное решение по делу, не приведено содержание доказательств, на основании которых было установлено наличие события правонарушения и виновность заявителя жалобы, отсутствует анализ и оценка исследованных доказательств по делу на предмет относимости и допустимости, мотивировка о доказанности вины Общества.

При рассмотрении жалоба защитник Тарасова О.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить с прекращением производства по делу.

Заинтересованные должностные лица в судебном заседании не участвовали, уведомлены. Согласно письменных доводов, со ссылками на положения Лесного кодекса РФ указывает о законности оспариваемого постановления. Указывает на п.4.1 Приказа №539 от 30.06.2020, в лесной декларации в графе «Объем заготовки» указывается определенный при таксации лесосеки ликвидный объем подлежащей заготовки древесины (Наставления по отводу и таксации лесосек).

Изучив доводы жалобы, возражений относительно нее, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Группа «Илим», прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствие со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил заготовки древесины - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В вину Обществу вменено нарушение п.26 главы 2 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993.

Согласно данного пункта, таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам. В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины. Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек. При отводе и таксации лесосек для заготовки древесины выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок), осуществляемыми на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, производится отметка деревьев (яркая лента, липкая лента, краска, затески), назначаемых в рубку.

Требование статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Группа Илим» должностным лицом соблюдено не в полной мере.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно оспариваемого постановления, АО «Группа «Илим» провело неудовлетворительную таксацию, между тем, не приведено событие административного правонарушения, какие действия (бездействия) были совершены Обществом.

Оспариваемое постановление содержит указание на заключенный договор аренды, дату получения лесной декларации, ведомости материально-денежной оценки, данные приложения №1 к декларации, дату получения отчета №1-ИЛ, данные отчета и нормы права. Из оспариваемого постановления следует, что Общество планировало заготовить древесину в квартале 202 выдел 2,15,16,18,19,20,24,25 на площади 12,8 га в объеме 1593 м3. При этом согласно Отчета 1-ИЛ объем заготовленной древесины составил 1433 м.3, разница составила -10,04% от объема древесины, заявленной в лесной декларации.

Как следует из положений частей 1 и 4 ст. 49 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 26, 27 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме. В пункте 4.1 Порядка указано, что в графе «Объем заготовки» указывается определенный при таксации лесосеки ликвидный объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам, живицы - с точностью до десятых долей тонны.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21.08.2017 № 451 установлена форма отчета об использовании лесов. Форма отчета содержит столбец № 14, в котором указывается фактический объем полученной (заготовка, рубка) древесины по каждому видовому (породному) и сортиментному составу древесины.

Из системного толкования указанных норм следует вывод о том, что сведения, полученные при таксации лесосек, указываются в лесной декларации. В свою очередь в отчете об использовании лесов указываются сведения о фактическом объеме заготовленной древесины.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Проект освоения лесов, согласно ст.88 ЛК РФ составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Состав проекта освоения лесов утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". При этом, специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" устанавливает, что подраздел 12 - "Заготовка древесины" содержит в том числе сведения: установленный объем заготовки древесины на участке; общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).

Также судом отмечается, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений осуществляется государственная услуга по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов. Административный регламент утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов".

Указанным регламентом установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги (2.11), а именно в части приема лесных деклараций - недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.

Таким образом, для предоставления лесной декларации, Обществу необходимо указывать сведения, имеющиеся в проекте освоения лесов, в том числе об объеме заготовки древесины на участке, о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины, тогда как при подаче Отчета 1-ИЛ указывается фактический объем заготовленной древесины, в связи с чем и имеются расхождения между сведениями, изложенными в лесной декларации и в Отчете 1-ИЛ.

В связи с возникшей неопределенностью, Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", вступающим в силу с 01.03.2022 установлено, что отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации.

В связи с изложенным, прихожу к выводу о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и Обществом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо виновных действий, бездействий, Обществом в данном случае, не допущено. Поведение Общества соответствует установленным государством нормам и правилам.

При установленных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к административной ответственности, не имелось, оспариваемое постановление №1067 от 03.12.2021 подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалоба подлежит удовлетворению.

В связи с изложенным, не вхожу в обсуждение иных доводов о незаконности оспариваемого постановления, нарушений при процедуре сбора доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ

Постановление №1067 от 03 декабря 2021 года начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И., по которому Акционерное общество «Группа «Илим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Группа Илим» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Акционерного общества «Группа Илим» Тарасовой О.А. – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Бухашеев Д.А.Решение не вступило в законную силу 19.08.2022г.