НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-илимского городского суда (Иркутская область) от 09.12.2020 № 2-2084/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2020 г. г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Попик А.А.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2084/2020

по иску ФИО1 к Государственному автономному учреждению «Таштагольский лесхоз» о взыскании недоначисленной заработной платы, об изменении условий трудового договора, взыскании суммы компенсации, предусмотренной трудовым договором,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, согласно которому просила взыскать с Государственного автономного учреждения «Таштагольский лесхоз» (далее – ГАУ «Таштагольский лесхоз») недоначисленную заработную плату в виде районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 1 208 487,31 руб., включить в условия трудового договора начисление к заработной плате районного коэффициента в размере 1,6 и северной надбавки в размере 50% за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, взыскать сумму компенсации расходов в соответствии с п. 2.3.4 трудового договора от **.**.**** в размере 226 000 руб.

Свои требования мотивировала тем, что работает в ГАУ «Таштагольский лесхоз» в должности юрисконсульта с **.**.**** с установлением места работы в ****. В соответствии с условиями трудового договора ей на должностной оклад начисляется районный коэффициент в размере 1,3, при этом г. Усть-Илимск Иркутской области относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, при работе в котором подлежит применению районный коэффициент 1,6, а также в силу имеющегося у неё трудового стажа в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, ей подлежит начислению надбавка в размере 50%. Указанные условия работодателем не были включены в трудовой договор, в связи с чем заработная плата начислялась и выплачивалась не в полном объеме. Кроме того, в соответствии с условиями трудового договора ей предусмотрена компенсация расходов по оплате счетов за интернет, мобильный телефон, использование компьютера в личных целях в размере *** руб. ежемесячно. С **.**.**** по **.**.**** такая выплата ей не производилась, что повлекло образование задолженности.

Согласно письменному отзыву от **.**.**** представитель ответчика ГАУ «Таштагольский лесхоз» ФИО2 указал, что истец осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора от **.**.****, которым не предусмотрено начисление северной надбавки и повышенного районного коэффициента. Компенсационные выплаты в соответствии с условиями трудового договора истцу не производятся в связи с отсутствием средств в бюджете предприятия.

Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамент лесного комплекса Кемеровской области.

Согласно письменному отзыву от **.**.**** представитель третьего лица на стороне ответчика Департамента лесного комплекса Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности от **.**.******* с полным объемом процессуальных прав сроком до **.**.****, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме, указав, что трудовые отношения между сторонами регулируются трудовым договором от **.**.****, который истцом оспорен не был, и который не предусматривает начисление истцу повышенного районного коэффициента и северной надбавки. Кроме того, истцу производится начисление и выплата персонального повышающего коэффициента, которым истцу компенсируется выплата районного коэффициента, полагающегося за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Полагает, что отсутствуют основания для выплаты истцу причитающейся компенсации в соответствии с п. 2.3.4 трудового договора в размере 5 650 руб. ежемесячно, в связи с не подтверждением истцом несения указанных расходов. Также полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим иском, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Согласно письменному отзыву от **.**.**** представитель третьего лица на стороне ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса ФИО4, действующая на основании доверенности от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком на один год, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме, указав, что истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим иском, предусмотренный ст. 392 ТК РФ. Кроме того, трудовым договором от **.**.**** не предусмотрено начисление истцу повышенного районного коэффициента и северной надбавки, при этом истцу производится начисление и выплата персонального повышающего коэффициента, которым истцу компенсируется выплата районного коэффициента. Полагает, что отсутствуют основания для выплаты истцу причитающейся компенсации в соответствии с п. 2.3.4 трудового договора в размере 5 650 руб. ежемесячно, в связи с не подтверждением истцом несения указанных расходов.

В соответствии с письменным ходатайством от **.**.**** истец ФИО1 просила считать срок для обращения в суд с настоящим трудовым спором не пропущенным, поскольку трудовые отношения с ней не прекращены, а потому нарушение её трудовых прав носит длящийся характер, а обязанность работодателя по выплате заработной платы в полном объеме сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Кроме того, в соответствии с письменным отзывом от **.**.**** на возражения третьего лица на стороне ответчика Департамента лесного комплекса Кемеровской области ФИО1 указала, что выплата ей персонального повышающего коэффициента к должностному окладу, являющегося стимулирующей выплатой, не подменяет причитающиеся ей в силу Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» начисление районного коэффициента и процентной надбавки за работу и стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Также указала, что причитающиеся ей в соответствии с условиями трудового договора компенсационные расходы носят фиксированный характер и не предусматривают подтверждения понесенных расходов. Кроме того, полагает, что третье лицо на стороне ответчика не вправе заявлять ходатайство о пропуске ею срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, поскольку не является ответчиком по делу, а ответчик не наделен правом на предъявление регрессного требования к третьему лицу в случае удовлетворения её исковых требований. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Согласно заявлению от **.**.**** просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГАУ «Таштагольский лесхоз» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно заявлению от **.**.**** руководитель учреждения ФИО2 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно письменному отзыву от **.**.**** представитель третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса ФИО4 просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации) (далее – ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 ТК РФ).

В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 ТК РФ).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй и шестой части 2 статьи 22 ТК РФ).

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Так, частью 2 статьи 57 ТК РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности условие об испытании (абзац третий части 4 статьи 57 ТК РФ).

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).

Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплаты заработной платы, которая устанавливается трудовым договором и зависит от квалификации работника, количества и качества затраченного труда.

Условие об оплате труда является обязательным для включения в трудовой договор, в котором не могут содержаться условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При включении таких условий в трудовой договор они не подлежат применению.

Частью 2 статьи 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии со статьей 148 ТК РФ порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Из анализа статей 148, 315, 316, 317 ТК РФ следует, что районный коэффициент и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, применяются к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", город Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее – Закон о Севере) действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

В соответствии со статьей 3 Закона о Севере гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом.

Статьей 4 Закона о Севере установлено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 5 Закона о Севере гарантии в области оплаты труда регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", действующим в настоящее время, на предприятиях области с 1 января 1993 г. на территории города Усть-Илимска, Усть-Илимского района установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,6 (или 60%).

В соответствии с данным Постановлением затраты на выплату установленных районных коэффициентов необходимо осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

Следовательно, действующее в силу статьи 423 ТК РФ постановление от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" является нормативным правовым актом трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы.

Судом установлено, что **.**.**** между Автономным учреждением «Таштагольский лесхоз» и ФИО1 был заключен трудовой договор ***, по условиям которого ФИО1 была принята на работу по должности юрисконсульт с **.**.**** (п. 1.1, 1.7), на постоянной основе (п. 1.5, 1.6), с установлением места работы вне места расположения работодателя в **** дистанционно (п. 1.2, 1.3, 3.3), с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений в соответствии с трудовым договором и внутренними локальными актами работодателя (п. 2.3.3).

В соответствии с Распоряжением Правительства Кемеровской области от 16.03.2020 № 119-р Автономное учреждение «Таштагольский лесхоз» переименовано в государственное автономное учреждение «Таштагольский лесхоз».

В связи с изменением наименования работодателя **.**.**** с ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от **.**.****.

Согласно п. 2.3.3 трудового договора от **.**.******* на работодателя возлагается обязанность выплачивать работнику заработную плату, премии, вознаграждения в порядке и на условиях, установленных трудовым договором, внутренними нормативными актами.

Кроме того, в соответствии с п. 2.3.4 трудового договора работодатель обязался возмещать расходы работника, связанные с исполнением им трудовой функции, а именно компенсировать расходы по оплате счетов за интернет и мобильный телефон, за использование личного компьютера в служебных целях в размере ***., а на работника возлагалась обязанность самостоятельно обеспечить себя компьютером, интернетом, телефонной связью (п. 2.2.7).

В соответствии с п. 4.1 трудового договора истцу был установлен должностной оклад в *** руб. в месяц, на который начисляется районный коэффициент в размере 1,3 (п. 4.3).

Согласно справке ОГКУ Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» от **.**.**** размер надбавки ФИО1 к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на **.**.**** составляет 50%.

Как было установлено выше, город Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера. На территории указанных муниципальных образований выплачивается районный коэффициент 1,6 (или 60%) и северная надбавка 50%.

В соответствии с положениями главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона о Севере лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В силу статьи 10 указанного Закона размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До настоящего момента акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании части 1 статьи 423 ТК РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" постановлено выплачивать всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы.

Постановлением Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458 (ред. от 31.05.1995) "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера" в п. «е» части 1 установлено, что молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Наличие у ФИО1 трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего ей право на получение надбавки к заработной плате в размере 50% также подтверждается трудовой книжкой на имя ФИО1, в которой содержатся сведения о периодах работы истца в указанных районах.

Учитывая, что истец фактически исполняла обязанности на территории г. Усть-Илимска Иркутской области, где применяется районный коэффициент 1,6 к заработной плате (60%), имела стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий ей право на получение надбавки к заработной плате в размере 50%, суд находит обоснованными требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы с применением районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 60%, вместо установленных трудовым договором от **.**.**** 30%, и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%.

Доводы возражений третьих лиц по заявленным требованиям в указанной части суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 ТК РФ).

В статье 164 ТК РФ дано понятие гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в области социально-трудовых отношений.

Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (часть 1 статьи 164 ТК РФ).

Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 164 ТК РФ).

Сформулированные в статье 1 ТК РФ основные начала трудового законодательства исходят из необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон трудовых отношений. Следовательно, условия трудового договора, предоставляющие одной из сторон чрезмерное и ничем не обусловленное преимущество, либо возлагающие на одну из сторон чрезмерно обременительные обязанности, либо нарушающее (ограничивающее) права третьих лиц, не являющихся стороной трудовых отношений, не могут пользоваться судебной защитой, поскольку выходят за пределы основ нормативного регулирования отрасли права, в связи с чем имеют правовую природу злоупотребления правом.

Само по себе установление такого рода положений в трудовом договоре не порождает для его сторон правовых последствий, они не применяются и не пользуются судебной защитой.

В связи с чем истец с момента трудоустройства в ГАУ «Таштагольский лесхоз» **.**.**** имела право, а ответчик обязан был производить начисление коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 1,6 (60%) и северной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%.

В соответствии с Положением об оплате труда работников ГАУ «Таштагольский лесхоз» заработная плата работников учреждения состоит из оклада (ставки), повышающего коэффициента к должностному окладу, персонального повышающего коэффициента к должностному окладу, компенсационных выплат, стимулирующих выплат (п. 1.4, 2.3).

Истцом представлен расчет недоначисленной заработной платы, который подлежит корректировке, поскольку северная надбавка (50%) исчисляется от суммы составных ее частей: оплаты по окладу, надбавки за выслугу лет, доплаты за интенсивность, персональный повышающий коэффициент) и без учета сумм, начисленных по договору аренды ТС, премии разовой, единовременного начисления, материальной помощи, поскольку выплаты стимулирующего характера не образуют нового оклада (должностного оклада), ставку заработной платы и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, установленных в процентном отношении к окладу (п. 3.2.7 Положения), и будет следующим:

месяц

Районный коэффициент

30%

Районный коэффициент 60%

Северная

надбавка

50%

Фактически

начислено

Задолженность

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Итого общий размер задолженности составит *** руб., которая подлежит взысканию с ответчика и которой вправе удержать с указанной суммы обязательные налоговые вычеты.

При этом суд отклоняет доводы представителей третьих лиц о том, что истцу взамен районного коэффициента ежемесячно производилась выплата персонального повышающего коэффициента.

Как было установлено выше, в соответствии с Законом о Севере надбавка в размере 50% выплачивается работникам к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и относится к компенсационной выплате в связи с работой в особых климатических условиях.

В соответствии с п. 2.7 Положения об оплате труда работников ГАУ «Таштагольский лесхоз» персональный повышающий коэффициент устанавливается к должностному окладу, ставке заработной платы с учетом уровня профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, а также опыт, стаж работника, и относится к стимулирующим выплатам, размер которого определяется персонально в отношении каждого работника, в то время, как районный коэффициент и северная надбавка насчитываются исходя из местности, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по изменению условий заключенного с нею трудового договора от **.**.**** путем внесения в него условий о выплате районного коэффициента в размере 1,6 (60%) за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также северной надбавки в размере 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В силу статьи 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором.

Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии со статьей 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 ТК РФ).

Аналогичные условия предусмотрены п. 4.2 трудового договора истца от **.**.****, согласно которому изменение должностного оклада, установление доплат осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования направлены на изменение предусмотренной трудовым договором системы оплаты труда, а трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику в одностороннем порядке и исключительно на указанных им условиях изменять условия трудового договора, и в полномочия суда не входит возложение на ответчика обязанности изменить условия трудового договора на условиях, предложенных истцом, поскольку, изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению обоих сторон трудового договора. В удовлетворении исковых требований истцу в указанной части следует отказать.

Рассматривая требование истца о взыскании задолженности по компенсационным выплатам в размере 226 000 руб. за период с **.**.**** по **.**.****, суд приходит к выводу, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из п. 2.3.4 трудового договора от **.**.*******, истцу установлена компенсационная выплата в связи с исполнением трудовой функции, а именно компенсация расходов по оплате счетов за интернет и мобильный телефон, за использование личного компьютера в служебных целях в общем размере *** руб. в месяц.

Из существа условий трудового договора следует, что указанная компенсационная выплата является обязанностью работодателя, если затраты работника связаны с выполнением трудовых функций и такие расходы работодателя связаны с производственной деятельностью, направленной на получение дохода. При этом суммы выплачиваемой компенсации работникам должны быть экономически обоснованными и документально подтверждены.

Поскольку истцом не представлены доказательства несения расходов, указанных в п. 2.3.4 трудового договора от **.**.*******, то оснований для взыскания указанной компенсационной выплаты суд не усматривает.

Обсуждая доводы третьих лиц на стороне ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд исходит из следующего.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

В силу части 3 статьи 40 ГПК РФ заявление о применении исковой давности, сделанное одним из соответчиков, не распространяется на других соответчиков, в том числе и при солидарной обязанности (ответственности).

Заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.

Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.

Поскольку ГАУ «Таштагольский лесхоз» является автономным учреждением и в силу Устава Учреждения (п. 1.10), ч. 6 ст. 123.22 ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, то третьи лица не несут субсидиарную ответственность перед истцом по выплате ему задолженности по заработной плате Учреждением, ответчик лишен права регрессного требования к третьим лицам после возмещения истцу задолженности по заработной плате, в связи с чем не могут заявлять ходатайство суду о применении судом к требованиям истца срока исковой давности.

Соответствующего ходатайства ответчиком ГАУ «Таштагольский лесхоз» заявлено не было. В связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства третьих лиц о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного статьей 392 ТК РФ, суд не усматривает.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск, размер которой согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составит 10 086,99 руб. от суммы удовлетворенных судом исковых требований имущественного характера в размере 688 698,74 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного автономного учреждения «Таштагольский лесхоз» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 688 698 рублей 74 копейки.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в большем размере отказать.

Взыскать с Государственного автономного учреждения «Таштагольский лесхоз» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 10 086 рублей 99 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Банщикова

Мотивированное решение составлено 16.12.2020.