РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Поляковой И.В.,
с участием представителя истца Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Фуркалюк К.М.,
представителей ответчика Акционерного общества «Группа «Илим» Дудник О.П., Сель З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1136/2020 по исковому заявлению Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству к Акционерному обществу «Группа «Илим» о понуждении произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, о понуждении произвести лесовосстановительные мероприятия, о понуждении к внесению сведений в расчетную лесосеку,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований представитель истца, действуя на основании доверенности, указала, что на основании договоров аренды лесного участка № от 23.12.2008, заключенного между ООО «Группа «Илим» и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области, АО передан во временное возмездное пользование лесной участок, площадью 494403 га, местоположение которого: Иркутская область, Илимское лесничество, на территории Усть-Илимского и Братского районов, в эксплуатационных лесах:
- Воробьевское участковое лесничество: «Воробьевекая дача» (ранее Воробьевское лесничество) кварталы №;
- Воробьевское участковое лесничество: «Ершовская дача» (ранее Ершовское лесничество) кварталы №;
- Седановское участковое лесничество: - «Седановская дача» (ранее НяжнеШаманское лесничество) кварталы №.
В силу данных договоров аренды лесного участка арендатор обязан выполнять обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами Российской Федерации, в частности, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе, строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и прочее, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и пр.
Постановлениями ОЭБ и ПК МО МВД России «Усть-Илимский» было отказано в возбуждении уголовных дел по ч. 3 ст. 260 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Постановлениями о назначении административного наказания АО «Группа «Илим» привлечено к административной ответственности по ч. 2 и ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Ущерб и штраф уплачены АО «Группа «Илим» в полном объеме.
Согласно договору аренды лесного участка № от 23.12.2008, № от 23.12.2008, заключенного между АО «Группа «Илим» и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области, АО «Группа «Илим» передан во временное возмездное пользование лесной участок, на территории Усть-Илимского и Братского районов, в эксплуатационных лесах, в том числе и участки: квартал № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества, квартал № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановской дачи», квартал № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановской дачи», квартал № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановская дача». Арендатором данных лесных участка является ответчик АО «Группа «Илим». Из актов обследования площадей лесных участков, арендатором которых является АО «Группа «Илим», произведены незаконные рубки в 2018 и в 2019 годах. Наличие незаконных рубок и захламления, образовавшегося в результате этих рубок на лесных участках подтверждается постановлениями СО МО МВД России «Усть-Илимский».
Исходя из толкования положений действующего законодательства, выявленные на арендуемых ответчиком лесных участках захламления отходами - подлежат очистке в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых АО «Группа «Илим». При этом, в данном случае, определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом, обязанности по содержанию арендованного лесного участка. Несоблюдение АО «Группа «Илим» законодательства в части несвоевременной очистки лесных участков от порубочных остатков, что имеет большое противопожарное значение, приводит к захламлению лесного участка, нарушает права на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, в соответствии с законодательством.
Кроме того, указывает на то, что запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку.
Уточнив исковые требования, просит: обязать акционерное общество «Группа «Илим» произвести очистку мест рубок (лесосек, делян) от порубочных остатков в квартале № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества, в квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановской дачи», в квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановской дачи», квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества «Седановская дача» в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки древесины и Правилами пожарной безопасности в лесах, путем и способами, которые не причиняют вреда окружающей среде, в срок до ноября 2020 года; обязать АО «Группа «Илим» произвести лесовосстановительные мероприятия в выше обозначенных кварталах, в срок до 2021 года; обязать АО «Группа «Илим» включить в расчетную лесосеку по хвойному хозяйству следующие объемы в кварталах: № в срок до февраля 2021 года.
Представителем ответчика Дудник О.П., действующей на основании доверенности, представлены письменные возражения, из которых следует, что ответчик возражает по заявленным требованиям в полном объеме. Считаю по первому требованию избранный истцом способ защиты в виде принуждения к исполнению обязанности в натуре, не приведет к реальному исполнению решения суда при установлении незаконной рубке неустановленными лицами. Истец привел неверное правовое обоснование возложения на АО «Группа «Илим» обязанности по уборке порубочных остатков. Арендаторы лесных участков осуществляют санитарно-оздоровительные мероприятия только по факту своей производственной деятельности. Обязанность по ликвидации последствий незаконных рубок (равно как и последствий ЧС, пожаров и иных стихийных действий, находящихся вне компетенции и разумного контроля арендатора) осуществляют государственные органы. Расчистка лесосек от завалов, захламлений, образованных по причинам, не зависящим от действий арендатора, осуществляется уполномоченными органами на основании государственных контрактов на закупку услуг по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. В данной ситуации именно истец должен самостоятельно провести очистку лесных участков от порубочных остатков. В соответствии с положениями договора аренды лесного участка от 23.12.2008 ответчик взял на себя обязательство по выполнению лесовосстановительных мероприятий на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Обязательство арендатора лесного участка на проведение лесовосстановительных мероприятий наступает, в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов разработанном на основании материалов лесоустройства на лесной участок переданный лесопользователю в аренду. Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года. Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Кроме того, указали, что исковое заявление подано по неподсудности и подлежит оставлению без рассмотрения иска, по существу. Просили в удовлетворении заявленных требований к АО «Группа «Илим» отказать.
В ходе судебного разбирательства представитель истца доводы искового заявления и заявления об уточнении исковых требований поддержала в полном объеме.
Представители ответчика в ходе судебного разбирательства поддержали доводы письменных возражений.
Заслушав объяснения сторон, пояснения специалиста, исследовав и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами по делу, в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно договору аренды лесного участка № от 23.12.2008 АО «Группа «Илим» передан во временное пользование лесной участок в границах, определенных схемой расположения (приложение № 1 к договору) и планом лесного участка (приложение № 11 к договору) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 156-2008-07 от 29.07.2008, площадью 494 403 га. Предоставленный в аренду лесной участок имеет местоположение: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Братского районов, Илимское лесничество (ранее ФГУ «Эдучанский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее леса III группы).
Из заявления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И. от 13.10.2017, следует, что 10.10.2017 в квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества (Седановская дача) была обнаружена незаконная рубка деревьев. Ущерб лесному хозяйству причинен в размере 2 096 082 рублей.
Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 12.10.2017 составлен акт о лесонарушении № 53 в соответствии с которым установлено, что 10.10.2017 была обнаружена незаконная рубка деревьев в кв. № Седановского участкового лесничества «Седановская дача» Илимского лесничества. Работниками лесной охраны была замерена площадь незаконно вырубленного участка, произведен перечет незаконно срубленных деревьев по пням. На месте незаконной рубки задержаны лесонарушители. Общая сумма ущерба оставила 2 096 082 рублей.
Из заявления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И. от 01.08.2019, следует, что 31.07.2019 в квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества (Седановская дача) была обнаружена незаконная рубка деревьев. Ущерб лесному хозяйству причинен в размере 5 876 429 рублей.
Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 31.07.2019 составлен акт о лесонарушении № 15 в соответствии с которым установлено, что 31.07.2019 была обнаружена незаконная рубка деревьев в № Седановского участкового лесничества «Седановская дача» Илимского лесничества. Работниками лесной охраны была замерена площадь незаконно вырубленного участка, произведен перечет незаконно срубленных деревьев по пням. Общая сумма ущерба оставила 5 876 429 рублей.
Из заявления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И. от 25.05.2018, следует, что 22.05.2018 в № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества (Седановская дача) была обнаружена незаконная рубка деревьев. Ущерб лесному хозяйству причинен в размере 20 331 393 рублей.
Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 22.05.2018 составлен акт о лесонарушении № 24 в соответствии с которым установлено, что 22.05.2018 была обнаружена незаконная рубка деревьев в № Седановского участкового лесничества «Седановская дача» Илимского лесничества. Работниками лесной охраны была замерена площадь незаконно вырубленного участка, произведен перечет незаконно срубленных деревьев по пням. Общая сумма ущерба оставила 20 331 393 рублей.
Постановлением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 18.04.2019 АО «Группа «Илим» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку не обеспечило правильности рубки деревьев в пределах произведенного и задекларированного отвода (акт о лесонарушении № 24 от 22.05.2018).
Из заявления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Гринько О.И. от 25.05.2018, следует, что 22.05.2018 в квартале № Илимского лесничества Седановского участкового лесничества (Седановская дача) была обнаружена незаконная рубка деревьев. Ущерб лесному хозяйству причинен в размере 2 044 836 рублей.
Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 22.05.2018 составлен акт о лесонарушении № 23 в соответствии с которым установлено, что 22.05.2018 была обнаружена незаконная рубка деревьев в № Седановского участкового лесничества «Седановская дача» Илимского лесничества. Работниками лесной охраны была замерена площадь незаконно вырубленного участка, произведен перечет незаконно срубленных деревьев по пням. Общая сумма ущерба оставила 2 044 836 рублей.
Постановлением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 18.04.2019 АО «Группа «Илим» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку не обеспечило правильности рубки деревьев в пределах произведенного и задекларированного отвода (акт о лесонарушении № 23 от 22.05.2018).
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности по очистке мест рубок (лесосек, делян) от порубочных остатков в спорных выделах, суд исходит из следующего.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) основными принципами лесного законодательства являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На основании статьи 2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, который в силу количественных и качественных характеристик способен привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Так, статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу абзаца 8 статьи 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельного участка, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки, расположенные в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности.
Согласно статьей 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (пункт 3 статьи 16 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Пунктом 14 вышеназванных Правил предусмотрено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовки и важным лесохозяйственным требованием.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 ЗК РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
Обязанность ведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке по очистке от порубочных остатков лежит на арендаторе АО «Группа «Илим» в силу, в том числе положений подпункта «ж» пункта 11 Договора аренды.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Несоблюдение АО «Группа «Илим» указанных мероприятий по своевременной очистке мест незаконных рубок от порубочных остатков, приводит к захламлению лесного участка, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Обсуждая доводы представителя ответчика о том, что арендаторы лесных участков должны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия только по факту своей производительной деятельности и обязанность по ликвидации последствий незаконных порубок должна осуществляться государственными органами, суд состоятельными не признает. Данные доводы основаны на неверном толковании положений договора аренды, а также норм природоохранного законодательства, в соответствии с которым именно на арендаторе лежит ответственность по содержанию лесного участка в надлежащем состоянии с соблюдением норм природоохранного законодательства.
Суд также не соглашается с доводами ответчика о том, что решение суда в случае удовлетворения требований будет неисполнимо.
Закон не ограничивает истца в рассматриваемой сфере правоотношений в использовании тех или иных способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Заявляя требование о возложении именно на ответчика обязанности по очистке мест рубок от порубочных остатков, истец исходит из требований природоохранного законодательства и соответствующего им договора аренды лесных участков, которым указанная обязанность также возложена на ответчика.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести лесовосстановительные мероприятия в спорных выделах, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В силу части 8 статьи 29, статьи 88 ЛК РФ юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков в соответствии с разработанными и утвержденными проектами освоения лесов.
Статьей 61 ЛК РФ предусмотрено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Согласно положениям статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.06.2016 № 375 утверждены Правила лесовосстановления, согласно которым лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов, осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
В силу пунктов 5, 6 Правил лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях.
Аналогичные требования установлены приказом Минприроды России от 25.03.2019 №188, которым утверждены новые Правила лесовосстановления, вступившие в силу с 26.05.2019.
Как ранее действовавшим, так и новым правилам лесовосстановления, естественное лесовосстановление происходит вследствие естественных процессов. Лесопользователем осуществляется содействие естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста, минерализации почвы, оставления лесосеменных деревьев, ухода за подростом.
Согласно части 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и форма соответствующего акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положениями Лесного кодекса РФ также предусмотрено, что объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий определяется проектом освоения лесов, который утверждается на основании материалов лесоустройства.
В соответствии с положениями договора аренды ответчик взял на себя обязательство по выполнению лесовосстановительных мероприятий на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Выбор способа лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, осуществляется в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 (ред. от 14.08.2019).
Лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления, лицами осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ.
При составлении проекта лесовосстановления проводятся:
- обследование лесного участка;
- проектирование способа лесовосстановления;
- отвод лесного участка.
При отводе лесного участка для проектирования работ по естественному, искусственному и комбинированному лесовосстановлению проводится его геодезическая съемка с привязкой к границам лесного квартала, дорогам и другим постоянным ориентирам.
Проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.
С учетом вышеизложенного обязательство арендатора лесного участка на проведение лесовосстановительных мероприятий наступает, в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов разработанном на основании материалов лесоустройства на лесной участок переданный лесопользователю в аренду.
Однако истец не представил документального подтверждения того, что указанные спорные участки включены в государственный лесной реестр, либо в лесохозяйственный регламент Илимского лесничества как площади, нуждающиеся в лесовосстановлении.
По мнению суда, требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести лесовосстановительные мероприятия в спорных выделах, заявлено преждевременно, без законных на то оснований, в удовлетворении заявленного требования истцу необходимо отказать.
Разрешая требования истца о возложении обязанности по внесению изменений в расчетную лесосеку, суд исходит из следующего.
Приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 утвержден «Порядок исчисления расчетной лесосеки» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.2011 № 21276) (далее - Порядок).
Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов (п. 2 Порядка).
Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 Порядка).
Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам (пункт 4 Порядка).
Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года (пункт 5 Порядка).
Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (пункт 6 Порядка).
Приказ Минприроды России от 27.02.2017 № 72 утвержден «Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроков их действия и порядок внесения в них изменений», в соответствии с которым, внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:
1) изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований;
2) принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений;
3) осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления);
4) выявления технических ошибок (п. 16)
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным (п. 17).
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (п. 18).
Заявляя требование о внесении изменений в расчетную лесосеку сторона истца ссылается на необходимость учета объемов незаконно вырубленной древесины.
Однако, из вышеизложенных норм следует, что расчетная лесосека является частью лесохозяйственного регламента, какого-либо порядка внесения изменений непосредственно в расчетную лесосеку не предусмотрено. Расчетная лесосека - это предполагаемо возможный объем изъятия древесины.
Опрошенный в качестве специалиста Баязитов В.Н., также подтвердил отсутствие предусмотренного нормами механизма внесения изменений в расчетную лесосеку.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты прав и интересов, поскольку, избрав присуждение исполнить обязанность по внесению изменений в расчетную лесосеку, истец не учел отсутствие механизма и порядка действий, направленных на реальное исполнение в дальнейшем решения суда при удовлетворении предъявленного иска.
В связи с чем суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требования о понуждении к внесению сведений в расчетную лесосеку.
Обсуждая доводы представителя ответчика в части подсудности настоящего спора Арбитражному суду Иркутской области суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу части 3 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй этой правовой нормы, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (части 1 и 2 статьи 27 АПК РФ).
Таким образом, основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и экономический характер спора, применяемые в совокупности.
Как уже было отмечено ранее, согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
АПК РФ и иное законодательство не содержат норм, устанавливающих подведомственность арбитражным судам споров о защите личных неимущественных прав граждан с участием юридических лиц, деятельность которых создает угрозу нарушения вышеназванных прав.
В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращено внимание судов на то, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Заявление предъявлено Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности, и направлено на прекращение негативных последствий несоблюдения природоохранного законодательства, а потому подведомственно суду общей юрисдикции.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доводы стороны ответчика о том, что существо заявлено спора вытекает из обязательств по договору аренды лесных участков, а потому относится к спору между хозяйствующими субъектами, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Правовых оснований для передачи настоящего гражданского дела по подсудности в Арбитражный суд Иркутской области, у суда не имеется.
Иные доводы представителя ответчика на выводы суда не влияют, поскольку не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Определенный истцом срок исполнения судебного решения до ноября 2020 года, признается судом достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с требованиями статьи 98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в бюджет муниципального образования город Усть-Илимск 6 000 рублей государственной пошлины, что соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству к Акционерному обществу «Группа «Илим» удовлетворить в части.
Обязать Акционерное общество «Группа «Илим» в срок до 01.11.2020 произвести очистку мест рубок (лесосек, делян) от порубочных остатков в квартале № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества, квартале № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества, квартале № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества, квартале № Седановской дачи Седановского участкового лесничества Илимского лесничества в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки древесины и Правилами пожарной безопасности в лесах, путем и способами, которые не причиняют вреда окружающей среде.
В удовлетворении исковых требований о понуждении произвести лесовосстановительные мероприятия, о понуждении к внесению сведений в расчетную лесосеку, отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Группа «Илим» в бюджет муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Шушина В.И.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020