НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 23.03.2021 № 2А-726/2021

Дело № 2а-726/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2021 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Хачирова З.Б.,

при секретаре судебного заседания – Узденовой М.Р.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Альборова А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике о возврате переплат по пеням,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Альборов А.А. обратился в суд с указанным выше административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике о возврате переплат по пеням, в котором просил:

- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике в его пользу сумму переплат расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Административные исковые требования обоснованы тем, что в июле 2019 года за нарушения правил дорожного движения, административный истец Альборов А.А. был оштрафован на 1500 руб. Однако отделом судебных приставов Карачаевского района с него было удержано 4500 руб. В ноябре 2019 года отдел судебных приставов Карачаевского района перечислил 1500 рублей в МИ ФНС России (номер обезличен) по КЧР, который отказался возвратить необоснованно удержанные с него деньги. В процессе разбирательства с налоговой службой по данному факту выяснилось, что с него излишне взысканы и другие денежные средства по пеням и штрафам и страховым взносам. Данный факт подтверждается справкой от МИ ФНС (номер обезличен) по КЧР о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на (дата обезличена). Налоговая служба отказывается возвращать ему переплату на основании того, что Усть- Джегутинским отделом ПФР по КЧР и судебными приставами были допущены ошибки по КБК, и поэтому произошла переплата. Пенсионный фонд ссылается на то, что сбор сумм платежа с 01.01.2017 года возложены на МИ ФНС РФ. Его, как плательщика не касается, по каким основаниям и на какие счета были зачислены суммы платежа, и по чьей вине произошла переплата, то есть удержание сумм больше чем полагалось. Вся сумма, излишне взысканных с него, удержана в виду платежа «пеня». Согласно справке от 02.03.2020 года удержание произведено после 01.01.2017 года, то есть после возложения сбора страховых сумм и платежей на МИ ФНО России (номер обезличен) по КЧР. О том, что существует переплата денежных средств налоговая служба и управления пенсионного фонда не отрицают.

Административный истец Альборов А.А. в порядке ст.39 ГПК РФ увеличил свои исковые требования, просил суд удовлетворить его требования в полном объеме, взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике излишне взысканных сумм, страховых взносов в сумме 19 138 рублей 42 коп.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал в своем заявлении о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике не явился в судебное заседание, от него поступило возражение на административное исковое заявление, в котором он указывает, о том что нналоговый орган не согласен с заявленными требованиями административного истца, считает их необоснованными по следующим основаниям.

Альборов А.А. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.04.2005 г. по 02.02.2013 г. и являлся плательщиком страховых взносов.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса РФ и Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЭ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" администрирование страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС), взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) осуществляют налоговые органы с 01.01.2017 г.

Альборов А.А. обратился 12.05.2020 г. в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховойпенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 1500 руб., то есть за периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

Межрайонная ИФНС России (номер обезличен) по КЧР вынесла решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (номер обезличен) от 15.05.2020 г. где указана причина отказа: заявление о возврате переплаты следовало подать в учреждение Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом указанное решение о возврате принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В пункте 5.3 Письма ФНС РФ N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам" прописана процедура приема решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 0 К01.20JJ7-

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение десяти рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до указанной даты. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС направляют его в налоговый орган.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов налоговая инспекция оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Тот факт, что спорная сумма поступила в Карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) после передачи функции по администрированию страховых взносов налоговым органам не имеет правового значения при рассмотрении данного дела. Даже в случаях если излишняя уплата или излишнее взыскание произведено налоговым органом после 01.01.2017 г. с заявлением следует обращаться в отделения ПФР и ФСС.

Именно эти фонды предоставили информацию, послужившую основанием для такого взыскания, и, как уже было указано выше, они же должны принимать решение о возврате излишне взысканных взносов за периоды, которые истекли до 1 января этого года.

К такому выводу пришел Минфин в Письме от 19.07.2017 N 03-0207/2/46152@, ФНС Письмом от 27.07.2017 N ЕД-4-8/14778 довела его до нижестоящих налоговых органов.

Таким образом, поскольку законом предусмотрен специальный порядок возврата переплат по страховым взносам путем подачи соответствующего заявления в органы Пенсионного фонда России и налоговый орган действовал в рамках своей компетенции, в данном случае административный иск подан к ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, Межрайонная инспекция ФНС России (номер обезличен) по КЧР просит суд в удовлетворении административного искового заявления Альборова А.А. к Межрайонной инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР отказать в полном объеме.

Представитель ГУОПФ РФ по КЧР в судебное заседание не явился, подал в суд письменное заявление, просил рассмотреть дело без их участия. Возражения относительно административных исковых требований истца от них не поступило.

Лица, участвующие в деле, не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка обязательной не является, судом обязательной не признавалась. При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Суд, исследовав все предоставленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

В силу подпункта 5 пункта 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне взысканных сумм налогов по правилам, установленным статьями 78 и 79 НК РФ.

Статьей 78 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога, и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В соответствии с п.1 и 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому, или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на основании письменного заявления налогоплательщика. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Из материалов дела следует, что налоговым органом с Альборова А.А. излишне были взысканы денежные средства по пеням и штрафам, процентам, факт наличия у истца сумм излишне уплаченных налогов отражен в справке (номер обезличен) о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентов организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.03.2020 г.

В пункте 5.3 Письма ФНС РФ N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам" прописана процедура приема решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 0 К01.20JJ7-

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение десяти рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).

С учетом приведенных доводов суд приходит к выводу, что заявленный Альборовым А.А. иск обоснован и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Альборова А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике о возврате переплат по пеням – удовлетворить полностью.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Альборова А.А. излишне взысканных сумм, страховых взносов в сумме 19 138 рублей 42 коп.

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики подпись З.Б. Хачиров