Дело № 12-32/2017
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2017 года г.Усть-Джегута
Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Айбазова И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики жалобу генерального директора АО «Недра» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 (номер обезличен) от (дата обезличена), привлечённого к административной ответственности, предусмотренной ст.8.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 (номер обезличен) от (дата обезличена) должностное лицо - генеральный директор Акционерного общества «Недра», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, (выразившееся в нарушении требований по рациональному использованию, охране недр и гидроминеральных ресурсов) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1 - генеральный директор Акционерного общества «Недра» не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление о назначении ему административного наказания (номер обезличен), отменить, считая постановление незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы.
Из жалобы усматривается, что (дата обезличена) старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителем начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 (далее - Департамент Росприроднадзора по СКФО) вынесено постановление (номер обезличен) о назначении генеральному директору АО «Недра» административного наказания по ст.8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб. Указанное постановление поступило в АО «Недра» (дата обезличена) по почте заказной бандеролью с уведомлением. Нарушения, указанные в постановлении (номер обезличен) от (дата обезличена) квалифицированы Департаментом Росприроднадзора по СКФО как нарушение статей 22, 23, 32, 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, и как административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.9 КоАП РФ. В соответствии со ст.8.9 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки. Из приведённой диспозиции ст.8.9 КоАП РФ следует, что законодатель увязал привлечение к ответственности по ней не просто с нарушением требований по охране недр, а с нарушением, в результате которого могут возникнуть неблагоприятные последствия материального характера в виде загрязнения недр либо непригодность дальнейшей разработки месторождения. Таким образом, для привлечения к ответственности по статье 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 КоАП РФ. Наличие причинно-следственной связи между нарушением должностным лицом сроков сдачи отчета о результатах работ, непредставлением в территориальный федеральный фонд геологической информации ежегодных информационных отчетов, не исполнением обязательств по уплате регулярных платежей за пользование недрами и возможностью наступления вследствие данных обстоятельств неблагоприятных последствий в виде загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо приведения месторождения в состояние, непригодное для разработки, Департаментом Росприроднадзора по СКФО не доказана. Следовательно, вменяемое ему как генеральному директору Департаментом Росприроднадзора по СКФО нарушение не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ. Кроме того, указанное в постановлении (номер обезличен) от (дата обезличена) время совершения правонарушения установлено Департаментом Росприроднадзора по СКФО неверно. (дата обезличена) Департаментом Росприроднадзора по СКФО был составлен протокол об административном правонарушении. Согласно обжалуемому постановлению отчёт о результатах работ с подсчётом запасов по Северо-Спасскому месторождению цементного сырья по объекту «Производстве геологоразведочных работ по созданию минерально-сырьевой базы для цементной промышленности на Северо-Спасском участке в Ставропольском крае» был сдан (дата обезличена). В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 №2, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности в конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Применительно к сдаче отчета о результатах геологоразведочных работ лицензией СТВ (номер обезличен) был установлен в определённый срок, а именно 01.12.2013г. (п.4.1.2 Условий пользование недрами). Таким образом, нарушение срока сдачи отчетности допущено АО «Недра» не в момент обнаружения пропуска срока, а 02.12.2013г. Что касается вменения нарушения выражающегося в непредставлении в территориальный федеральный фонд геологической информации ежегодных информационных отчётов о проведенных работах на представленном в пользование участке недр, то ни обжалуемое постановление, ни протокол об административном правонарушении не конкретизируют наименование и форму отчетности, срок её сдачи, нормативно-правовой акт или условие лицензии СТВ (номер обезличен) предусматривающие обязанность сдавать такую отчетность). Указанные обстоятельства, очевидно, не позволяют определить не только время совершения нарушения, но и установить наличие состава правонарушения. Является также незаконным и вывод о неисполнении им обязательств по уплате регулярных платежей за пользование недрами. Ни обжалуемое постановление, ни протокол об административном правонарушении не содержат сведений об обстоятельствах, при которых АО «Недра» не уплачивает платежи и расчета задолженности. Между тем, п.6.2.2 условий пользования недрами установлена обязанность АО «Недра» вносить регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки месторождений известняка - ракушечника за площадь Лицензионного участка, на которой запасы полезного ископаемого будут установлены и учтены Государственным балансом, за исключением площадей, введенных в промышленную эксплуатацию, по ставке 8200 рублей за 1 км 2 - за каждый календарный год проведения разведочных работ. К подготовке, согласованию и утверждению проекта разведочных работ АО «Недра» приступило после сдачи отчета о результатах работ с подсчетом запасов по Северо-Спасскому месторождению цементного сырья по объекту «Производство геологоразведочных работ по созданию минерально-сырьевой базы для цементной промышленности на Северо-Спасском участке в Ставропольском крае», а именно после 08.08.2016г. При этом, по итогам выполнения поисково-оценочных работ и сдачи (дата обезличена) геологического отчета площадь участка, на котором подлежат выполнению разведочные работы, была уменьшена с 22,2 км 2 до 2,92 км2, что подтверждается паспортом месторождения. Таким образом, начисление и внесение платежей за пользование недрами по лицензии СТВ 01154 TP осуществляется АО «Недра» в соответствии с условиями пользования недрами.
ФИО1, представитель Департамента Росприроднадзора по СКФО в суд не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В связи, с чем суд считает необходимым рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, считаю, что жалоба является обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
АО «Недра», генеральным директором которого он является, имеет лицензию на пользование недрами СТВ (номер обезличен) с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, разведки и добычи известняков - ракушечников для цементного производства на Северо-Спасском участке в Благодарненском районе Ставропольского края.
В соответствии с представленной информацией, согласно государственному реестру работ по геологическому изучению недр (дата обезличена) была зарегистрирована работа под государственным номером 07-12-153, с целевым назначением «Геологическое изучение и разведка известняков ракушечников для цементного производства на Северо-Спасском участке». Срок сдачи отчётности 4 квартал 2013 года. «Отчёт о результатах работ с подсчётом запасов по Северо-Спасскому месторождению цементного сырья (по состоянию на 01.01.2016г.) по объекту «Производство геологоразведочных работ по созданию минерально-сырьевой базы для цементной промышленности на Северо-Спасском участке в Ставропольском крае» сдан 08.08.2016г. с нарушением сроков сдачи отчётности.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся в соответствии со ст.32 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с настоящим Законом, и на основе государственной отчётности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
АО «Недра» не выполняются требования по представлению ежегодного информационного отчёта о проведенных работах на представленном в пользование участке недр в федеральный фонд геологической информации и его соответствующий территориальный фонд, что подтверждается информацией, поступившей из Ставропольского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу».
В соответствии со ст.43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами в соответствии с порядком, установленным федеральным органом управления государственным фондом недр и в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса.
П.6.2.2 Приложение №1 к лицензии СТВ (номер обезличен) установлено, что пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи в целях разведки полезных ископаемых за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов, удостоверенных горноотводными актами) установлены и учтены Государственным балансом запасов. Участок недр, представленный в пользование АО «Недра» имеет статус геологического отвода, акт горного отвода к лицензии СТВ (номер обезличен), Кавказским управлением Ростехнадзора не выдавался, что подтверждается письмом Заместителя руководителя Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 21.07.2017 №6954-К/12/12.4. Площадь участка недр, представленная в пользование составляет 22,2 кв.км (Приложение №3 к лицензии СТВ (номер обезличен)). Балансовые запасы цементного сырья Северо-Спасского участка, подсчитанные по временным разведочным кондициям утверждены Протоколом от (дата обезличена)(номер обезличен) заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твёрдых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию. В настоящий момент продолжается стадия разведочных работ для доизучениягидрогеологических и инженерно-геологических условий Северного участка и разработки ТЭО постоянных кондиций (Приложение №3 к Протоколу ГКЗ от (дата обезличена)(номер обезличен)). В соответствии с информацией, представленной Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю АО «Недра» не в полном объёме исполнены обязательства по уплате регулярных платежей за пользование недрами.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей., за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр применительно ко всем стадиям их хозяйственного освоения, а также по предотвращению загрязнения недр и охране месторождений полезных ископаемых содержатся в Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановлениях Правительства РФ от 02.02.2010 № 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Постановлении Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр».
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.
Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недропользователь обязан обеспечить в том числе:
- соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;
- соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
- представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;
- выполнение условий, установленных лицензий или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Указанные требования также предусмотрены Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года № 71.
Как следует из материалов дела Постановлением о назначении административного наказания за (номер обезличен) от (дата обезличена) генеральный директор АО «Недра» привлечен к административной ответственности по ст.8.9 КоАП РФ за:
- нарушение сроков сдачи отчета о результатах работ с подсчетом запасов по Северо-Спасскому месторождению цементного сырья по объекту «Производство геологоразведочных работ по созданию минерально-сырьевой базы для цементной промышленности на Северо-Спасском участке в Ставропольском крае»;
- непредставление в территориальный федеральный фонд геологической информации ежегодных информационных отчетов о проведенных работах на представленном в пользование участке недр;
- не исполнение обязательств по уплате регулярных платежей за пользование недрами.
Однако для привлечения к ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно-следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции ст. 8.9 КоАП РФ.
Наличие причинно-следственной связи между перечисленными в Протоколе об административном правонарушении, впоследствии и в Постановлении о назначении административного наказания, нарушениями и возможностью наступления вследствие данных обстоятельств неблагоприятных последствий в виде загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо приведения месторождения в состояние, непригодное для разработки, административным органом не доказано.
В постановлении о привлечении к административной ответственности Управление не установило, каким образом, изложенные обстоятельства могли привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано, содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела и принятии постановления о привлечении генерального директора АО «Недра» к административной ответственности нарушило требования ст.ст. 26.2, 29.10 КоАП РФ, и всесторонне, полно и объективно не исследовал наличие состава административного правонарушения, вину генерального директора АО «Недра», иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении не установлено, каким образом изложенные в нем обстоятельства могут привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние.
Нарушения фактически не создали общественной опасности, причинение вреда либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Судом установлено, что и в протоколе (номер обезличен) об административном правонарушении от (дата обезличена), и в постановлении о назначении административного наказания (номер обезличен) от (дата обезличена), отсутствует описание события административного правонарушения, что является существенным недостатком, более того, в постановлении изложена неполная диспозиция ст. 8.9 КоАП РФ без конкретизации фактических обстоятельств.
При таких данных у суда не имеется оснований для рассмотрения данного дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного с учетом того, что не истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, суд приходит к выводу о возвращении дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 (номер обезличен) от (дата обезличена) о привлечении генерального директора Акционерного общества «Недра», к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ отменить и вернуть дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и обжалованию не подлежит.
В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики И.Ю.Айбазова