НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 05.03.2020 № 2А-106/20

Административное дело 2а-106/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года город Усть-Джегута.

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – судьи Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания – Закриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР к Байкулову Х.Б. о взыскании недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогу с физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике обратилась в суд с административным иском к Байкулову Х.Б. о взыскании недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогу с физических лиц и пени.

Административный истец в обоснование своих требований указал, что на налоговом учёте Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике состоит в качестве налогоплательщика Байкулов Х.Б. (ИНН (номер обезличен), дата рождения (дата обезличена), место рождения (адрес обезличен ), далее - Налогоплательщик) и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать налоги в установленном законном порядке. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В силу п.6 ст.58 НК налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом уведомлении. Налоговый орган исчислил налоги на основании сведений, полученных в порядке п.4 ст.85 НК РФ от органов, осуществляющих кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. Указанные органы обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. В соответствии с приказом ФНС России от 15.11.2013г. N ММВ-7-1/507@ (ред. от 27.10.2014г.) «О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России» массовую печать и рассылку налоговых уведомлений и требований об уплате налогов в адрес налогоплательщиков выполняют филиалы ФКУ. Байкулову Х.Б. было направлено налоговое уведомление об уплате начисленных налогов за 2017 год от 28.09.2018г. (номер обезличен), данное уведомление вручено в электронной форме через личный кабинет Налогоплательщика. Байкулову Х.Б. было направлено налоговое уведомление об уплате начисленных налогов за 2015 год от 25.10.2018г. (номер обезличен), данное уведомление вручено в электронной форме через личный кабинет Налогоплательщика.

Согласно ст.357 НК РФ объектом налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые в соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения.

Подпунктами 3,4 ст.2 Закона КЧР №46 от 27 ноября 2002 г. «О транспортном налоге» установлено, что налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, сумма налога исчисляется налоговым органом по итогам налогового периода в году, следующем за истекшим налоговым периодом, исходя из ставки налога, налоговой базы и с учётом налоговых льгот.

Согласно сведениям, поступившим от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, за налогоплательщиком зарегистрированы следующие транспортные средства:

- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 1998, дата регистрации права 01.09.2007г.;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 2006, дата регистрации права 24.07.2015г.;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 2016, дата регистрации права 03.12.2016г.

Согласно ст.1 Закона КЧР №46 от 27 ноября 2002 г. «О транспортном налоге» (в редакции от 24.11.2014 N68-РЗ) ставка транспортного налога за автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно равна 7 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) равна 14 руб. с каждой лошадиной силы, на грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. равна 10 руб. с каждой лошадиной силы.

Расчет транспортного налога произведён в уведомлениях (номер обезличен) от 28.09.2018г. (за 2017 год), (номер обезличен) от 25.10.2018г. (перерасчет за 2015 год). И того сумма транспортного налога за 2015г., 2017г., равна 4 036 руб. (422+1022+843+1749). В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. За период с 04.12.2018г. по 05.02.2019г. пеня по транспортному налогу составила 66,28 руб. на недоимку по налоговому расчёту за 2015г., 2017г. в размере 4 036 руб.

В соответствии со ст.389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговые ставки согласно п.1 ст.394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

За налогоплательщиком, согласно учётных данных, зарегистрирован следующий перечень земельных участков:

- (номер обезличен), 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), дата регистрации права собственности 30.10.2013г., кадастровая стоимость 528 540 руб.;

- (номер обезличен), 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), дата регистрации права собственности 30.10.2013г., дата утраты права 18.04.2017г., кадастровая стоимость 412 828 руб.;

- (номер обезличен), 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), дата регистрации права собственности 04.08.2016г., дата утраты права 20.06.2019г., кадастровая стоимость 19 832 363 руб.

В соответствии с п.1 ст.ст.396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставка земельного налога на 2017г. в размере 0,3%, 1,5% установлена Решением Совета депутатов Усть-Джегутинского городского поселения от 05.09.2016г. №228-IV «Об установлении земельного налога на территории Усть-Джегутинского городского поселения». Согласно расчёту за 2017г. сумма земельного налога составляет 253 452 руб. (1 586 + 413 + 251 453). В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. За период с 04.12.2018г. по 05.02.2019 пеня по земельному налогу составила 4 161,13 руб. на недоимку по налоговому расчёту за 2017г. в размере 253 341 руб.

Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица собственники имущества признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ.

За должником зарегистрирован следующий перечень объектов собственности:

- жилые дома, адрес: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), Кадастровый (номер обезличен), площадь 101,30 кв.м., Дата регистрации права 30.10.2013г., кадастровая стоимость 466 549 руб. (размер налоговых льгот 1 400 руб.) ;

- жилые дома, адрес: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), Кадастровый (номер обезличен), площадь 135,80 кв.м., дата регистрации права 30.10.2013г., дата утраты права 18.04.2017г., кадастровая стоимость 1 103 802 руб.(исчисленная сумма налога 997 руб.).

Ставка налога на имущество за 2017г. в размере 0,3% установлена Решением Совета Усть-Джегутинского городского поселения от 25.11.2014г. N179-IV «Об установлении налога имущество физических лиц на территории Усть-Джегутинского городского поселения». Расчёт имущественного налога произведён в уведомлении (номер обезличен) от 28.09.2018г. Итого сумма налога на имущество физических лиц к уплате за 2017 год равна 997 руб. Налоговым органом в отношении Байкулова Х.Б. выставлено требование от 06.02.2019г. (номер обезличен) от уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени, а также предлагалось уплатить в срок до 13.03.2018г., указанный в требовании соответствующие суммы налогов и пеней. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Пунктом 3.1 ст.1 КАС РФ предусмотрено, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании с граждан обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном КАС РФ.

Мировым судьей судебного участка (номер обезличен) Усть-Джегутинского судебного района КЧР и.о. мирового судьи судебного участка (номер обезличен) Усть-Джегутинского судебного района КЧР 28 июня 2019 года вынесено определение об отмене судебного приказа (номер обезличен)а-522/2019 от 30.04.2019г.

В соответствии со ст.123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

Административный истец - представитель МИФНС России (номер обезличен) по КЧР, будучи надлежащим образом, извещённой о слушании дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Административный ответчик Байкулов Х.Б. о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил, однако до начала судебного разбирательства предоставил суду возражения на исковые требования в части взыскания земельного налога по земельному участку с КН (номер обезличен), расположенному по адресу: 369300, КЧР, (адрес обезличен ) б, поскольку решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу (номер обезличен) по исковому заявлению Катчиева Хасан-Али Исламовича к Байкулову Х.Б., администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Байрамукову А.У., администрации Усть-Джегутинского городского поселения, решено:

- признать недействительными результаты межевания земельного участка, с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 398 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка (номер обезличен) от 15.10.2008 года, согласно которому Байкулов Б.Ш. зарегистрировал за собой земельный участок, с кадастровым номером 09:07:0030106:74 площадыо 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байкулова Б. Ш. на земельный участок, с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- установить границы земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 244 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), по точкам, указанным в межевом плане, подготовленном 17.09.2015, кадастровым инженером Коновым А. М.;

- обязать ответчика Байкулова Х.Б. снести самовольную постройку, обозначенную в акте обследования БТИ от 21.09.2015 как строящееся здание, размерами 8,90 м х 9,05 м, возведенное на земельном участке, принадлежащем Катчиеву Х.-А. И. на праве собственности, с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 244 кв.м., по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), в срок не позднее одного месяца, со дня вступления в законную силу решения суда;

- в случае неисполнения Байкуловым Х.Б. решения о сносе постройки, обозначенной в акте обследования БТИ от 21.09.2015 в течение установленного судом срока, Катчиев Х.-А. И. вправе совершить эти действия за свой счет, с последующим взысканием с Байкулова Х.Б. понесенных расходов;

- признать незаконным раздел земельного участка, площадью 4 398 кв.м, на два самостоятельных: на 237 кв.м, и на 3 878 кв.м, и признать недействительным зарегистрированное право собственности на них за Байкуловым Х.Б.;

- признать недействительным (ничтожным) договор дарения от 24.01.2015 в части дарения земельного участка, площадью 4 398 кв.м., заключенный между Байкуловым Б.Ш. и Байкуловым Х.Б., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 26.09.2016 в части продажи земельного участка, площадью 237 кв.м., заключенный между Байкуловым Х.Б. и Байрамуковым А.У., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байрамукова А.У. в ЕГРП на земельный участок, площадью 237 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать незаконным раздел земельного участка площадью 4 398 кв.м с кадастровым номером (номер обезличен) на три участка с кадастровыми номерами: (номер обезличен), (номер обезличен) и (номер обезличен);

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байкулова Х.Б. в ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), и (номер обезличен);

- снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен) и (номер обезличен), расположенные по адресу: КЧР, (адрес обезличен ).

Полагает, что не являясь собственником имущества он не должен платить за него налог и, следовательно, в удовлетворении исковых требований в этой части необходимо отказать.

В соответствии с ч.1 ст.140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии с ч.2 ст.140 КАС РФ в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса.

С учётом положений ст.ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика, присутствие которых в судебном заседании не признавалось судом обязательным, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.380 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что Байкулов Х.Б. является собственником земельных участков:

- (номер обезличен), 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), дата регистрации права собственности 30.10.2013г., кадастровая стоимость 528 540 руб.;

- (номер обезличен), 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), дата регистрации права собственности 30.10.2013г., дата утраты права 18.04.2017г., кадастровая стоимость 412 828 руб.;

Таким образом, вышеуказанные земельные участки являются объектами налогообложения. Согласно расчёту, который не оспорен административным ответчиком, сумма задолженности по земельному налогу за 2017 год, по вышеперечисленным объектам недвижимости, с учётом перерасчёта составляет 1 999 рублей.

Административный ответчик в судебное заседание доказательств того, что в 2017 году не владел указанными земельными участками, не представил, факт владения земельными участками не оспаривает. Кроме того, по настоящее время отсутствуют сведения о погашении указанной задолженности.

Требование Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР о взыскании с Байкулова Х.Б. задолженности по уплате земельного налога по земельному участку (КН 09:07:0030106:353), расположенному по адресу: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), (дата регистрации права собственности 04.08.2016г., дата утраты права 20.06.2019г., кадастровая стоимость 19 832 363 руб.), в сумме 251 453 руб., по мнению суда, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из содержания административного искового заявления усматривается, что на момент обращения административного истца с административным иском в суд, согласно сведениям, представленными органами, осуществляющими государственную регистрацию земельных участков, за Байкуловым Х.Б., кроме перечисленных выше земельных участков, зарегистрирован земельный участок, по адресу: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), КН (номер обезличен), дата регистрации права собственности 04.08.2016г., дата утраты права 20.06.2019г., кадастровая стоимость 19 832 363 руб.

Вместе с тем, согласно решению Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу (номер обезличен), решено:

- признать недействительными результаты межевания земельного участка, с кадастровым номером (номер обезличен) площадью 4 398 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ) а;

- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка (номер обезличен) от 15.10.2008 года, согласно которому Байкулов Б.Ш. зарегистрировал за собой земельный участок, с кадастровым номером (номер обезличен) площадыо 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байкулова Б. Ш. на земельный участок, с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 398 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- установить границы земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 244 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), по точкам, указанным в межевом плане, подготовленном 17.09.2015, кадастровым инженером Коновым А. М.;

- обязать ответчика Байкулова Х.Б. снести самовольную постройку, обозначенную в акте обследования БТИ от 21.09.2015 как строящееся здание, размерами 8,90 м х 9,05 м, возведенное на земельном участке, принадлежащем Катчиеву Х.-А. И. на праве собственности, с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 4 244 кв.м., по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), в срок не позднее одного месяца, со дня вступления в законную силу решения суда;

- в случае неисполнения Байкуловым Х.Б. решения о сносе постройки, обозначенной в акте обследования БТИ от 21.09.2015 в течение установленного судом срока, Катчиев Хасан-Али Исламович вправе совершить эти действия за свой счет, с последующим взысканием с Байкулова Х.Б. понесенных расходов;

- признать незаконным раздел земельного участка, площадью 4 398 кв.м, на два самостоятельных: на 237 кв.м, и на 3 878 кв.м, и признать недействительным зарегистрированное право собственности на них за Байкуловым Х.Б.;

- признать недействительным (ничтожным) договор дарения от 24.01.2015 в части дарения земельного участка, площадью 4 398 кв.м., заключенный между Байкуловым Б.Ш. и Байкуловым Х.Б., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 26.09.2016 в части продажи земельного участка, площадью 237 кв.м., заключенный между Байкуловым Х.Б. и Байрамуковым А.У., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байрамукова А.У. в ЕГРП на земельный участок, площадью 237 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен );

- признать незаконным раздел земельного участка площадью 4 398 кв.м с кадастровым номером (номер обезличен) на три участка с кадастровыми номерами: (номер обезличен), (номер обезличен) и (номер обезличен);

- признать недействительным зарегистрированное право собственности Байкулова Х.Б. в ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), и (номер обезличен);

- снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен) и (номер обезличен), расположенные по адресу: КЧР, (адрес обезличен ).

Решение суда вступило в законную силу 24 апреля 2019 года.

Кроме того, согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР), следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), согласно договору купли-продажи земельного участка (номер обезличен) от 22.07.2009г., за Байкуловым Б.Ш. осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен ). Из содержания договора купли-продажи, предметом продажи являлся земельный участок с площадью 237 кв.м., однако площадь земельного участка состоящего на государственном кадастровом учёте составляло 4 398 кв.м. Следовательно при осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок государственному регистратору необходимо было истребовать у заявителя кадастровый паспорт на земельный участок с площадью 237 кв.м. согласно договора купли-продажи, однако при осуществлении государственной регистрации прав государственным регистратором не были истребованы необходимые документы для осуществления государственной регистрации и были нарушены нормы действующего законодательства на момент осуществления регистрационных действий. Так же сообщают, что земельный участок с кадастровыми номерами (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен) были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), площадью 4 938 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) был снят с государственного кадастрового учёта в связи с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) площадь земельных участков составила: земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) - 237 кв.м., (номер обезличен) - 3 878 кв.м., (номер обезличен) - 283 кв.м. Также по сведениям ЕГРН местоположение границ земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) совпадает с границами земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен).

Таким образом, на основании вступившего в законную силу решения суда, применены последствия недействительности ничтожной сделки, стороны приведены в первоначальное положение, аннулированы записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности за Байкуловым Х.Б. на вышеперечисленные объекты недвижимости, внесённые на основании договоров.

Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 №30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка её опровержения.

В силу ч.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, Байкулов Х.Б. не являлся собственником спорного земельного участка и взыскание с него земельного налога невозможно.

Учитывая изложенное, суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР не подлежат удовлетворению в указанной части.

В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовым и актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

Статьей 401 НК РФ к объектам налогообложения отнесен, в том числе, жилой дом.

В судебном заседании установлено, что Байкулову Х.Б. на праве собственности принадлежит:

- жилой дом, расположенный по адресу: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), Кадастровый (номер обезличен), площадь 101,30 кв.м., Дата регистрации права 30.10.2013г., кадастровая стоимость 466 549 руб. (размер налоговых льгот 1 400 руб.) ;

- жилой дом, расположенный по адресу: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), Кадастровый (номер обезличен), площадь 135,80 кв.м., дата регистрации права 30.10.2013г., дата утраты права 18.04.2017г., кадастровая стоимость 1 103 802 руб.(исчисленная сумма налога 997 руб.).

Согласно положениям ст.406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Совета Усть-Джегутинского городского поселения от 25.11.2014г. N179-IV «Об установлении налога имущество физических лиц на территории Усть-Джегутинского городского поселения» в отношении данной категории недвижимого имущества утверждена ставка имущественного налога в размере 0,3%.

В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из материалов дела, согласно налоговому уведомлению (номер обезличен) от 28.09.2018г. Байкулову Х.Б., наряду с земельным налогом, начислены налоги на имущество: за 2017 год на жилой дом, расположенный по адресу: 369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), в размере 997 рублей исходя из кадастровой стоимости жилого дома в размере 1 103 802 рубля за 4 месяца.

В связи с неуплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование (номер обезличен) по состоянию на 06 февраля 2019 года об уплате имущественного налога на сумму 997 рублей, со сроком погашения задолженности до 13 марта 2019 года.

До настоящего времени в добровольном порядке ответчиком сумма задолженности по налогу на имущество за 2017 год не оплачена.

Судом также установлено, что Байкулов Х.Б. является владельцем транспортных средств:

- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 1998, дата регистрации права 01.09.2007г.;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 2006, дата регистрации права 24.07.2015г.;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 2016, дата регистрации права 03.12.2016г, в связи с чем является плательщиком налога распространённый на владельцев транспортных средств.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положения статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункт 1 статьи 359 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пункт 2 статьи 52 НК РФ предусматривает, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Таким образом, за период с 04.12.2018 года по 05.02.2019 г. пеня по земельному налогу на земельные участки с КН: (с КН:(номер обезличен), с КН:(номер обезличен) составила 20,06 рублей. Пеня по земельному налогу на земельный участок с КН:(номер обезличен), взысканию не подлежит в виду отсутствия у ответчика обязательства по уплате налога.

Как следует из материалов дела, объектом налогообложения у административного ответчика, кроме указанных земельных участков, жилого дома, также являются транспортные средства:

- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 1998, дата регистрации права 01.09.2007г. (Налоговая база 84,32 л.с., налоговая ставка 10 руб.);

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты), VIN: (номер обезличен), год выпуска 2006, дата регистрации права 24.07.2015г. (Налоговая база 145,50 л.с., налоговая ставка 14 руб.);

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак (номер обезличен), Марка/Модель: (данные изъяты) VIN: (номер обезличен), год выпуска 2016, дата регистрации права 03.12.2016г.(Налоговая база 124,90 л.с., налоговая ставка 14 руб.).

На момент подачи иска за ответчиком имеется задолженность за 2015 и 2017г.г. по транспортному налогу в размере 4 036 руб.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления с расчётом транспортного налога:

- (номер обезличен) от 03.10.2017г., транспортные средства: (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2014г., 2015г.,2016г.; (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2015г., 2016г.; (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2016г., в общей сумме 1410,00 руб., со сроком оплаты не позднее 01.12.2017г.;

- (номер обезличен) от 25.10.2018г.(Перерасчёт транспортного налога по налоговому уведомлению (номер обезличен), в рамках ОКТМО) транспортные средства: (данные изъяты) г/н (номер обезличен)- за 2015г. 422,00 руб.; (данные изъяты) г/н (номер обезличен) – за 2015г. 1 022,00 руб., в общей сумме 1 444,00 руб. со сроком оплаты не позднее 03.12.2018г.

- (номер обезличен) от 28.09.2018г. транспортные средства: (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2017г., сумма исчисленного налога - 843,00 руб.; (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2017г., сумма исчисленного налога – 1 749,00 руб.; (данные изъяты) г/н (номер обезличен), за 2017г. размер налоговых льгот – 2 037,00 руб., в общей сумме 2 592,00 руб. со сроком оплаты не позднее 03.12.2018г.

Поскольку административный ответчик Байкулов Х.Б. в установленный срок налоги не оплатил, в его адрес были направлены требования об уплате налогов (Транспортный налог, налог на имущество, земельный налог) (номер обезличен) по состоянию на 06 февраля 2019 года, с включенным налоговым периодом за 2015г., 2017г.

Требование (номер обезличен) об уплате налога направлено и вручено Байкулову Х.Б. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщик, что подтверждается сведениями о доставке электронной почты.

Каких-либо оснований считать вышеуказанные документы недопустимым доказательством, не имеется.

Следовательно, в силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации направленные Байкулову Х.Б. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление и налоговое требование вручены, Байкулов Х.Б. считается уведомленным о наличии у него соответствующих обязанностей по уплате налога и задолженности.

За период с 04.12.2018 г. по 05.02.2019 г. пеня по транспортному налогу составила 66, 28 руб.

Мировым судьей судебного участка (номер обезличен) Усть-Джегутинского судебного района КЧР 30 апреля 2019 года вынесен судебный приказ (номер обезличен) о взыскании в пользу МИФНС России (номер обезличен) по КЧР с должника Байкулова Х.Б. указанной суммы задолженности.

Вынесенный Мировым судьей судебный приказ от 30.04.2019 г. отменен определением мирового судьи судебного участка (номер обезличен) Усть-Джегутинского судебного района КЧР и.о. мирового судьи судебного участка (номер обезличен) Усть-Джегутинского судебного района КЧР 28 июня 2019 года по возражению должника Байкулова Х.Б..

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по земельному налогу в размере 1 999 руб., по транспортному налогу в размере 4 036,00 руб., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 997 руб.

Поскольку доказательств, опровергающих указанные административным истцом обстоятельства, административным ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признаёт достаточными и допустимыми.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета РФ.

Кроме того, в силу ч.1 ст.111 КАС РФ государственная пошлина взыскивается с административного ответчика пропорционально удовлетворенной части требований, что в силу п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР к Байкулову Х.Б. о взыскании недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогу с физических лиц и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с Байкулова Х.Б., (дата обезличена) года рождения, ИНН (номер обезличен), уроженца (адрес обезличен ), проживающего по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике, недоимки по:

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений (с КН:(номер обезличен), с КН:(номер обезличен)) в размере 1 999 (одна тысяча девятьсот девяносто девять) рублей, пени в размере 20 (двадцать) рублей 06 (шесть) копеек.

- транспортному налогу с физических лиц в размере 4 036 (четыре тысячи тридцать шесть) рублей, пени в размере 66 (шестьдесят шесть) рублей 28 (двадцать восемь) копеек;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 997 (девятьсот девяносто семь) рублей.

Взысканные суммы следует перечислять по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по КЧР (Межрайонная инспекция ФНС России №1 по КЧР), ИНН 0915000158, КПП 091501001, Банк получателя ГРКЦ НБ КЧР Банка России по г.Черкесск, БИК 049133001, Счет 40101810803490010006 по следующим видам платежей:

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений 1 999 руб. КБК 18210606043131000110 ОКТМО 91635101, пеня в размере 20,06 руб. КБК 18210606043132100110 ОКТМО 91635101;

- транспортный налог с физических лиц 4 036,00 руб. КБК 18210604012021000110 ОКТМО 91635101, пеня в размере 66,28 руб. КБК 18210604012022100110 ОКТМО 91635101;

- налог на имущество физических лиц 997,00 руб. КБК 18210601030131000110 ОКТМО 91635101.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Байкулова Х.Б. в доход бюджета Усть-Джегутинского муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий – судья подпись Ф.А. Джазаева