Дело № 2а-104/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,
рассмотрев в здании суда административное дело по административному исковому заявлению и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к МКОУ «СОШ Х.У. Богатырева а. Джегуты» о признании их бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением к МКОУ «СОШ Х.У. Богатырева а. Джегуты» о признании их бездействия незаконным.
В обоснование административного искового заявления указанно, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства о противодействии семейному неблагополучию и насилию в отношении детей. В ходе проверки установлено, что согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наряду с другими органами и учреждениями, входит орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Вместе с тем, главой II Закона законодателем определены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где организации, осуществляющие образовательную деятельность, наделены рядом функций. Статьей 14 Закона четко разграничены функции по осуществлению профилактических мероприятий в пределах компетенции между органом, осуществляющим управление в сфере образования и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Так, организации, осуществляющие образовательную деятельность, согласно ч. 2 ст. 14 Закона: оказывают социально-психологическую и педагогическуюпомощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Таким образом, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, обязаны осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Однако настоящей проверкой установлено, что возложенные Законом профилактические мероприятия, которые являются ключевым звеном в борьбе с проявлением правонарушений в среде несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, направленные на опережение и предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних, образовательной организацией, в соответствии с требованиями закона, не осуществляются; меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательной организации, не разработаны и не применяются. Несистематизированная профилактическая работа, проводимая администрацией школы, носит формальный характер, что привело к росту преступности в целом на территории района среди несовершеннолетних школьников. Просит суд признать бездействие администрации МКОУ «СОШ Х.У. Богатырева а. Джегуты», выразившееся в непринятии мер по разработке и реализации программ и методик на 2015-2016 годы, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, незаконным.
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора заявление поддерживает, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства от административного ответчика в суд, в установленный десятидневный срок, не поступили. Каких-либо возражений в письменной форме по существу административного искового заявления от административного ответчика также не поступило. В тоже время, в суд поступило ходатайство административного ответчика, в котором он просит о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Данное заявление подано прокурором в интересах несовершеннолетних, так как бездействие образовательного учреждения влечет нарушение прав неограниченного круга субъектов и многократное или постоянное применение, обладающее обязательной юридической силой.
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора обратился в Усть-Джегутинский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты» о признании их бездействия незаконным.
В административном исковом заявлении административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
На основании ч. 2 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Определением Усть-Джегутинского районного суда от 25 января 2016 года административному ответчику установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Копия определения от 25 января 2016 года получена административным ответчиком.
Возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства от административного ответчика в суд, в установленный десятидневный срок, не поступили, а поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в таком порядке.
Каких-либо возражений в письменной форме по существу административного искового заявления от административного ответчика в суд не поступило.
Исходя из ч.3 ст.292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
Согласно ч. 4 ст. 292 КАС РФ, в случае, если по истечении указанного в ч. 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
Исходя из ч. 1 ст. 292 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
Согласно ч. 1 ст. 293 КАС РФ, решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
Так, в судебном заседании установлено, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства о противодействии семейному неблагополучию и насилию в отношении детей.
Проверкой установлено, что возложенные Законом профилактические мероприятия, которые являются ключевым звеном в борьбе с проявлением правонарушений в среде несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, направленные на опережение и предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних, МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты», в соответствии с требованиями закона, не осуществляются; меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательной организации, не разработаны и не применяются.
Несистематизированная профилактическая работа, проводимая администрацией МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты», носит формальный характер, что привело к росту преступности в целом на территории района среди несовершеннолетних школьников.
В тоже время согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наряду с другими органами и учреждениями, входит орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Главой II Закона законодателем определены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где организации, осуществляющие образовательную деятельность, наделены рядом функций.
Статьей 14 Закона четко разграничены функции по осуществлению профилактических мероприятий в пределах компетенции между органом, осуществляющим управление в сфере образования и организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Так, организации, осуществляющие образовательную деятельность, согласно ч.2 ст. 14 Закона:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическуюпомощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Таким образом, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» администрация МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты» обязана осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
На основании вышесказанного административное исковое заявление и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты» о признании их бездействия незаконным необходимо удовлетворить.
Руководствуясь статьями 14, 175-180, 292 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты» о признании их бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегуты», выразившееся в непринятии мер по разработке и реализации программ и методик на 2015-2016 годы, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, незаконным.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики районный
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова