Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-506/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2011 года город Усть - Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,
при секретаре судебного заседания - Беликовой Ю.В.,
с участием:
прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В.,
ответчика - представителя (наименование обезличено) Джабаева Ш.М., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах (наименование обезличено), к (наименование обезличено) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать помещение кассы в соответствии с установленными требованиями,
У С Т А Н О В И Л:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах (наименование обезличено) с иском к (наименование обезличено) о признании незаконным бездействия по не оборудованию помещения кассы в соответствие с требованиями статьи 165 Бюджетного Кодекса РФ, пунктами 3, 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40, и пунктом 167 Приказа Минфина РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и возложении обязанности оборудовать помещение кассы в соответствии с требованиями статьи 165 Бюджетного Кодекса РФ, пунктами 3, 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40, и пунктом 167 Приказа Минфина РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Усть-Джегутинским межрайонным прокурором в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования были уточнены и изложены в следующей редакции: признать незаконным бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района по не оборудованию помещения кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимися приложением № 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40; обязать (наименование обезличено) оборудовать помещение кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимися приложением № 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40.
Прокурор в судебном заседании, поддержав исковые требования в уточненной редакции и доводы, приведенные в их обоснование, пояснил, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения бюджетного законодательства, в том числе исполнения требований, регламентирующих порядок ведения кассовых операций, установлено, что в (наименование обезличено) установлен факт осуществления операций с наличными денежными средствами при отсутствии помещения кассы, оборудованного в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимися приложением № 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40, что создает условия и реальную угрозу утраты бюджетных денежных средств, что, в свою очередь, может создать препятствия к реализации органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель ответчика в судебном заседании, не признав исковые требования, заявил, что позиция по непризнанию иска обусловлена тем, что администрация (наименование обезличено) расчет с контрагентами и выплату сотрудникам заработной платы наличными денежными средствами не производит, вследствие чего нет необходимости в оборудовании помещения кассы в соответствии с установленными требованиями, на что требуются значительные денежные средства. Ранее, когда зарплата сотрудникам выдавалась наличными, в здании администрации имелось помещение, использовавшееся в качестве помещения кассы, в настоящее время используемое под архив. В штатном расписании администрации отсутствует единица кассира, однако, определено лицо, на которое распоряжением главы администрации возложены обязанности кассира с заключением договора о полной материальной ответственности. Данное лицо выполняет обязанности кассира, пребывая в помещении, не отведенном на эти цели и не оборудованном в полном объеме в соответствии с установленными требованиями. Движение наличных денежных средств в кассе имеет место в небольших объемах, получив которые кассир в тот же день передает их по назначению.
В соответствии с нормами статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в (наименование обезличено) штатным расписанием не предусмотрена единица кассира.
Вместе с тем установлено и не оспаривалось сторонами, что в виду отсутствия в штатном расписании (наименование обезличено) единицы кассира, но существования безусловной необходимости в исполнении работы по ведению кассы, обязанности кассира исполняются лицом, на которого они возлагаются соответствующим распоряжением главы администрации.
Так, судом установлено, что на момент поступления в суд рассматриваемого иска и судебного разбирательства по нему, обязанности кассира администрации (наименование обезличено) исполняет ведущий специалист отдела социально-экономического, бухгалтерского учета и имущественных отношений Биджиева Ф.Д., на которую данные обязанности возложены распоряжением главы (наименование обезличено) № 133-р от 28 декабря 2009 года и с которой 11 октября 2010 года заключен договор о полной материальной ответственности.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что в здании, которое занимает (наименование обезличено), отсутствует специально отведенное и оборудованное в соответствии с установленными требованиями помещение кассы. При этом представитель ответчика заявил, что ранее, при выдаче сотрудникам заработной платы наличными денежными средствами в администрации существовало помещение кассы, которое в настоящее время, с переводом заработной платы сотрудников на пластиковые карты, используется под архив.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что при отсутствии оборудованного в соответствии с установленными требованиями помещения кассы, лицо, исполняющее обязанности кассира, указанные обязанности, связанные, в том числе, с движением наличных денежных средств, исполняет непосредственно в помещении по месту своей основной работы, которое к тому же является рабочим местом и другого лица, более того, в указанное помещение имеют доступ неопределенный круг лиц.
Исследовав представленные расчеты на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2009 год, 2010 год и 2011 год, суд установил, что в 2009 году лимит остатка кассы составил (данные изъяты) рублей, в 2010 году - (данные изъяты) рублей и в 2011 году - (данные изъяты) рублей.
Исследовав кассовые книги (наименование обезличено) за 2009 -2011 годы, а также журналы операций №1 по счету «Касса» за указанный же период времени, суд установил, что в кассе (наименование обезличено) существует движение наличных денежных средств. Так, только в истекшие месяцы 2011 года в кассе (наименование обезличено) установлено следующее движение наличных бюджетных денежных средств: в феврале - (данные изъяты) рублей, апреле - (данные изъяты) рублей, мае - (данные изъяты) рублей, июне -(данные изъяты) рубля, июле - (данные изъяты) рубля.
Таким образом, судом установлено, что при отсутствии специально отведенного и оборудованного в соответствии с установленными требованиями помещения кассы, ответчик, не имеющий в штате единицу кассира, возложив обязанности кассира на соответствующее лицо, осуществляет операции с наличными денежными средствами, ведет кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с нормами статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции указанным Федеральным законом и другими Федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 167 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н при оформлении и учете кассовых операций учреждения должны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации и утвержденным решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года № 40 (с изменениями от 26 февраля 1996 года), с приложениями к нему, который является обязательным, в том числе, и для (наименование обезличено).
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года № 40 (с изменениями от 26 февраля 1996 года), предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 29 указанного выше Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренний стороны, доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к её работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении № 3 к указанному Порядку.
Между тем, судом установлено, что в нарушение требований вышеуказанного Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации ответчик, при том что определено лицо, на которое возложены обязаны кассира, ведется кассовая книга по установленной форме, осуществляются расчеты наличными деньгами, не имеет изолированное помещение кассы, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и приложения № 3 к указанному порядку.
Факт допущения ответчком нарушения требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлен и актом ревизии от 25 февраля 2011 года, проведенной ведущим специалистом-экспертом отдела ревизий муниципальных образований Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, из которого следует, что в нарушение пункта 29 вышеуказанного Порядка оборудование кассы централизованной бухгалтерии не соответствует требованиям по технической укрепленности помещения кассы, рабочее место кассира не ограждено решеткой и выдача денежных средств из кассы производится в кабинете, денежные средства хранятся в сейфе.
Предписанием № 5 от 28 апреля 2011 года министра финансов Карачаево-Черкесской Республики (л.д.13-15) главе (наименование обезличено) было предписано оборудовать кассу администрации в соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Советом Директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40.
Усть-Джегутинским межрайонным прокурором своим представлением от 03 июня 2011 года (л.д.19-20) так же было указано на необходимость оборудования помещения кассы администрации Усть-Джегутинского муниципального района в соответствии с требованиями пунктов 3,29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Однако, ответчиком не предприняты меры во исполнение предписания министра финансов КЧР и представления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, в связи с чем последний в порядке статьи 45 ГПК РФ, в соответствии с нормами которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов, в том числе, и муниципальных образований, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Как усматривается из заключения к протоколу разногласий (л.д.6-12) по вышеуказанному акту ревизии ответчик считает затратным и нецелесообразным оборудовать отдельно помещение кассы, стоимостью несколько сот тысяч рублей при этом не имея в штате единицу кассира, поскольку в (наименование обезличено) все 100% работников бюджетной сферы, в том числе, и работники (наименование обезличено) переведены на безналичное перечисление заработной платы на лицевые счета физических лиц.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика также была высказана позиция об отсутствии необходимости в оборудовании помещения кассы в соответствии с установленными требованиями, поскольку (наименование обезличено) не осуществляет наличными деньгами расчет с контрагентами и выплату сотрудникам заработной платы.
Суд не может согласиться с позицией ответчика, изложенной в протоколе разногласий к акту ревизии, а также изложенной представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, поскольку Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, которые обязательны для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В данном случае таким нормативным актом является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно требованиям которого, изложенным в пунктах 3 и 29, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренний стороны, доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к её работе, воспрещается, более того, помещение кассы по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией должно соответствовать Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимся приложением № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Между тем, в судебном заседании однозначно установлено наличие у ответчика лица, на которого возложены обязанности кассира, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, наличие и ведение кассовой книги по установленной форме, наличие расчета на установление лимита кассы, наличие и ведение журнала операций № 1 по счету «Касса», более того, из указанных документов судом установлено движение наличных денежных средств. Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об осуществлении ответчиком расчетов наличными деньгами при отсутствии изолированного помещения кассы, оборудованного в соответствии с установленными требованиями, а это, в свою очередь, свидетельствует о нарушении ответчиком требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, в котором закреплена безусловная обязанность предприятия, учреждения, организации иметь кассу для осуществления расчетов наличными деньгами, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.
Суд также находит несостоятельной неоднократно высказанную, в том числе и в ходе судебных прений, позицию ответчика в части того, что рассматриваемое гражданское дело по иску Усть-Джегутинского межрайонного прокурора неподведомственно общей юрисдикции, а, следовательно, Усть-Джегутинскому району суду, поскольку, по мнению суда, изложенному в определении от 18 августа об отказе в удовлетворении ходатайств ответчика, данное гражданское дело как и по субъектному составу, так и характеру спора подведомственно суду общей юрисдикции.
Суд также находит, что Усть-Джегутинский межрайонный прокурор вправе был обратиться в суд с рассматриваемым иском, заявленным в интересах (наименование обезличено), поскольку бездействие ответчика по не оборудованию помещения кассы в соответствии с установленными требованиями создает условия, не обеспечивающие полноценную сохранность бюджетных денежных средств, что может повлечь последствия в виде утраты бюджетных денежных средств, что, в свою очередь, может создать препятствия к реализации органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По мнению суда в редакции уточненных исковых требований Усть-Джегутинским межрайонным прокурором допущена опечатка в части указания номера приложения к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, поскольку Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий является приложение № 3, а не приложением № 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела и принятия решения, суд признает исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах (наименование обезличено), к (наименование обезличено) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать помещение кассы в соответствии с установленными требованиями удовлетворить.
Признать незаконным бездействие (наименование обезличено) по не оборудованию помещения кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимися приложением № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40.
Обязать (наименование обезличено) оборудовать помещение кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, являющимися приложением № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более 5 (пяти) дней.
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено в единственном экземпляре 06 сентября 2011 года.
Председательствующий - подпись