НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия) от 26.10.2010 № 2-585

                                                                                    Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан 26 октября 2010 года

Дело № 2-585/2010

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.

при секретаре Власовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисоглебской Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия о признании отказа в праве назначения пенсии незаконным, взыскании задолженности по пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Борисоглебская Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия (далее - Управление) о признании незаконным отказа ей в праве назначения пенсии, взыскании задолженности по пенсии, заявленные требования мотивируя тем, что в период с 1984 года по 19 июля 1994 года она постоянно проживала и работала в. .., подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с действующим законодательством имеет право на досрочную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года, которое возникло у нее 26 июня 2002 года. 26 июня 2002 года она обращалась в Управление с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано, вследствие чего она была лишена пенсии с 26 июня 2002 года по 26 июня 2004 года. 26 июля 2010 года ей вновь было отказано в праве на досрочную пенсию с уменьшением возраста на 3 года. Полагает отказ от 26 июля 2010 года незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству, в том числе конституционно-правовому смыслу Конституционного суда РФ, изложенного в определении от 11 июля 2006 года № 403-О. В связи с чем просит признать данный отказ незаконным, признать ее (Борисоглебскую Л.А.) имеющей право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года, взыскать с Управления в ее пользу, недополученную пенсию за период с 26 июня 2002 года по 26 июня 2004 года в размере *** руб.*** коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** руб. *** коп.

В судебном заседании представитель истца Занковец Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, приведя доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Мусикаева Л.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку, в 2003 году истице отказано в назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года. Отказ был связан с отсутствием у Борисоглебской Л.А. справки о периоде проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом. Решением суда данный отказ был признан правомерным, поэтому производство по настоящему иску подлежит прекращению. Позиция Конституционного суда РФ выраженная в Определении от 11 июля 2006 года подлежит применению к правоотношениям, возникшим после вступления в законную силу данного определения, и не имеет обратной силы. Кроме того, считает, что истцом при подаче иска пропущен срок исковой давности, поскольку в период с апреля 2004 года по июль 2010 года обращений от Борисоглебской Л.А. о назначении пенсии с учетом вышеприведенной позиции Конституционного суда РФ в Управление не поступало. На основании изложенного просила в удовлетворении исковых требований Борисоглебской Л.А. отказать.

Истец Борисоглебская Л.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне и месте его проведения.

С учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца Борисоглебской Л.А.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу п.8 ч.1 ст. 13 Закона о социальной защите к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 34 Закона о социальной защите гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с пп.5 п.1 ст. 4 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст. 49 Закона о социальной защите гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Как видно из материалов дела, 26 июня 2002 года Борисоглебская Л.А. обращалась в Управление с заявлением о назначении ей пенсии по старости на основании п.8 ч.1 ст. 13 Закона о социальной защите.

Решением УПФ РФ в Усть-Абаканском районе от 03 января 2003 года ей было отказано в назначении пенсии с уменьшением возраста на 3 года. Решением Усть-Абаканского районного суда от 22 января 2004 года данный отказ признан правомерным.

Причиной отказа явилось то, что Борисоглебская Л.А. не проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на дату обращения за назначением пенсии, а также отсутствие справки установленного образца, подтверждающей факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1994 года.

Решением ответчика от 06 октября 2004 года Борисоглебской Л.А. назначена пенсия с уменьшением возраста на 1 год.

12 июля 2010 года Борисоглебская Л.А. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на два года, выплате пенсии за период с 26 июня 2002 года по 26 июня 2004 года.

Управлением ПФР в Усть-Абаканском районе истице отказано в признании за ней права на пенсию за 2002-2004 года по основаниям изложенным в решении ответчика от 08 января 2003 года.

Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что Борисоглебская Л.А. имеет право на досрочную пенсию по старости с 26 июня 2002 года по следующим основаниям.

Справкой от 07 апреля 1993 года, справкой от 18 июля 1994 года, удостоверением от 23 августа 1994 года подтверждается, что Борисоглебская Л.А. проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 19 июля 1994 года и на нее распространяется действие Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Как указал Конституционный суд РФ в пункте 3.3 Определения от 11 июля 2006 года № 403-О, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Таким образом, Борисоглебская Л.А. как на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 26 июня 2002 года, так и по состоянию на 26 июля 2010 года имела необходимое количество стажа и возраст для назначения пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года.

Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19 па от 27 февраля 2002 года утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 7 которого к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены: документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о трудовом стаже, кроме того, в необходимых случаях документы, в том числе о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом о социальной защите.

Из заявления Борисоглебской Л.А. от 26.06.2002 года в УПФР усматривается, что ею к заявлению были приложены копия трудовой книжки, копия удостоверения.

Согласно п.15 указанного постановления в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.

Согласно п. 22 постановления В качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения.

Таким образом, суд приходит к выводу, истица предоставила необходимый перечень документов, необходимый для назначения пенсии.

Учитывая изложенное, принимая во внимание позицию Конституционного суда РФ по данному вопросу, суд не может считать отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Абаканском районе в праве Борисоглебской Л.А. на пенсию с 26 июня 2002 года законным, поскольку он противоречит действующему законодательству и нарушает конституционно-закрепленное право Борисоглебской Л.А. на льготное пенсионное обеспечение.

Доводы представителя ответчика о необходимости применения положений Определения Конституционного суда РФ № 403-О с даты его принятия суд находит необоснованными, поскольку законодательство о пенсионном обеспечении лиц, подвергшихся радиационному воздействия с даты обращения Борисоглебской Л.А. в части предусматривающей ее право на пенсию не изменилось.

При этом суд не находит оснований для прекращения производства по делу на основании абзаца третьего статьи 220 ГПК РФ, поскольку предметом настоящего спора является оспаривание отказа Управления от 26 июля 2010 года в праве назначения пенсии и взыскании задолженности за период с 26 июня 2002 года по 24 июня 2004 года.

Доводы представителя ответчика о применении срока исковой давности, суд находит не обоснованными, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» к гражданам, имеющим право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению относятся граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Статья 2 указанного закона определяет, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им вреда в результате радиационных или техногенных катастроф.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

В силу ч.2 ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку право Борисоглебской Л.А. на своевременное получение денежных пенсионных выплат за период с 26 июня 2002 года по 26 июня 2004 года было нарушено по вине Управления, чем ей был причинен вред, она имеет право на возмещение убытков.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

При определении суммы подлежащей взысканию с ответчика за указанный период, суд исходит из того, что пенсия это ежемесячные платежи, которые истицей не были получены с 26 июня 2002 года, а также что размер пенсии периодически увеличивался, суд полагает возможным взыскать с *** руб. *** коп. из расчета: *** руб.(размер пенсии на дату вынесения решения) Х 24 мес.(период невыплаты).

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Борисоглебской Л.А. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** руб. *** коп.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисоглебской Л.А. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия от 26 июля 2010 года незаконным.

Признать за Борисоглебской Л.А. право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия сумму задолженности по пенсии в размере *** руб. *** коп.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия в пользу Борисоглебской Л.А. судебные расходы в размере *** руб. *** коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: В.А. Музалевский

Мотивированное решение изготовлено и подписано 01 ноября 2010 года

Председательствующий: В.А. Музалевский