НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Уссурийского районного суда (Приморский край) от 11.07.2022 № 2-2102/2022

Дело №2-2102/2022

25RS0029-01-2022-003669-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года

Уссурийский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Сабуровой О.А.,

при секретаре Бормотко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными, возложении обязанности по начислению премии, взыскании недополученной заработной платы, с участием третьего лица войсковой части 59313-46,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона, выступая в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился с иском в суд к ответчику о признании действий незаконными, возложении обязанности по начислению премии, взыскании недополученной заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона по заявлению ФИО1 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц филиала XXXX ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». ФИО1 работает в войсковой части 59313-46 в должности комплектовщика отдела ремонта ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 59313-46 в соответствии с трудовым договором XXXX от ДД.ММ.ГГ, дополнительным соглашением XXXX от ДД.ММ.ГГ к трудовому договору XXXX от ДД.ММ.ГГ. Приказом командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГФИО1 переведена на должность комплектовщика отделения ремонта ракетно-артиллерийского вооружения, ей установлены надбавки: ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока – 30% к должностному окладу, ежемесячная за выслугу лет - 15 % от должностного оклада, районный коэффициент –1,3. Согласно приказу командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГXXXX, ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлена процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере 20 % к должностному окладу. В войсковой части 59313-46 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеется, в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2020 № 910 дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание от ДД.ММ.ГГ-XXXX, воинская часть состоит на финансовом обеспечении в Учреждении, которое осуществляет начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2020 составлял 12130 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2021 минимальный размер оплаты труда составляет 12792 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 минимальный размер оплаты труда составляет 13890 руб. в месяц.

Между тем, ФИО1 не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда при условии включения в нее премии, определенной приказом Минобороны России от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Из расчетных листов следует, что в различные периоды времени по настоящее время ФИО1 начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России XXXX. Так, в августе 2021 года ФИО1 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 1500 руб. была начислена заработная плата в размере 8733 руб. 60 коп., которая состояла из должностного оклада 3404,50 руб., ежемесячной премии 851,13 руб., выслуги лет за работу в МО 619 руб., районного коэффициента 1637,55 руб., северной надбавки 1637,55 руб., доплаты до МРОТ 583,87 руб. Также начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет работодателя в сумме 2386,08 руб. Считает, что за норму отработанного времени за август 2021 года ФИО1 должна была быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396 руб. МРОТ + 1918,80 руб. районный коэффициент + 1918,80 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. Таким образом, ФИО1 должно было быть начислено за август 2021 года 11733,60 руб. (10233,60 руб. заработная плата + 1500 руб. премия). Фактически ФИО1 было начислено с учетом премии 10233,60 руб. Таким образом, ФИО1 недоначислено 1500 руб.

В сентябре 2021 года ФИО1 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 3700 руб. была начислена заработная плата в размере 16767,20 руб., которая состояла из должностного оклада 6809 руб., ежемесячной премии 1702,25 руб., выслуги лет за работу в МО 1361,80 руб., районного коэффициента 3143,85 руб., северной надбавки 3143,85 руб., доплаты до МРОТ 606,45 руб. За норму отработанного времени за сентябрь 2021 года ФИО1 должна была быть начислена заработная плата в размере 20467,20 руб. (12792 руб. МРОТ + 3837,60 руб. районный коэффициент + 3837,60 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. ФИО1 должно было быть начислено за сентябрь 2021 года 24167,20 руб. (20467,20 руб. заработная плата + 3700 руб. премия). Фактически ФИО1 было начислено с учетом премии 20467,20 руб. Таким образом, ФИО1 недоначислено 3700 руб.

В октябре 2021 года ФИО1 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 3200 руб. была начислена заработная плата в размере 17267,20 руб., которая состояла из должностного оклада 6809 руб., ежемесячной премии 1702,25 руб., выслуги лет за работу в МО 1361,80 руб., районного коэффициента 3237,60 руб., северной надбавки 3237,60 руб., доплаты до МРОТ 918,95 руб. За норму отработанного времени за октябрь 2021 года ФИО1 должна была быть начислена заработная плата в размере 20467,20 руб. (12792 руб. МРОТ + 3837,60 руб. районный коэффициент + 3837,60 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО1 должно было быть начислено за октябрь 2021 года 23667,20 руб. (20467,20 руб. заработная плата + 3200 руб. премия). Фактически ФИО1 было начислено с учетом премии 20467,20 руб. Таким образом, ФИО1 недоначислено 3200 руб.

В ноябре 2021 года ФИО1 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 3400 руб. была начислена заработная плата в размере 17067,20 руб., которая состояла из должностного оклада 6809 руб., ежемесячной премии 1702,25 руб., выслуги лет за работу в МО 1361,80 руб., районного коэффициента 3200,10 руб., северной надбавки 3200,10 руб., доплаты до МРОТ 793,95 руб. За норму отработанного времени за ноябрь 2021 года ФИО1 должна была быть начислена заработная плата в размере 20467,20 руб. (12792 руб. МРОТ + 3837,60 руб. районный коэффициент + 3837,60 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО1 должно было быть начислено за ноябрь 2021 года 23687,20 руб. (20467,20 руб. заработная плата + 3400 руб. премия). Фактически ФИО1 было начислено с учетом премии 20467,20 руб. Таким образом, ФИО1 недоначислено 3400 руб.

В феврале 2022 года ФИО1 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 3400 руб. была начислена заработная плата в размере 18824 руб., которая состояла из должностного оклада 6809 руб., ежемесячной премии 1702,25 руб., выслуги лет за работу в МО 1361,80 руб., районного коэффициента 3529,50 руб., северной надбавки 3529,50 руб., доплаты до МРОТ 1891,95 руб. За норму отработанного времени за февраль2022 года ФИО1 должна была быть начислена заработная плата в размере 22224 руб. (13890 руб. МРОТ + 4167 руб. районный коэффициент + 4167 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО1 должно было быть начислено за февраль 2022 года 25624 руб. (22224 руб. заработная плата + 3400 руб. премия). Фактически ФИО1 было начислено с учетом премии 22224 руб. Таким образом, ФИО1 недоначислено 3400 руб.

Всего ФИО1 не доплачена заработная плата в размере 15200 руб.

На основании изложенного, полагая, что вышеуказанная премия является дополнительным материальным стимулированием и подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда, просит признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» по включению в состав минимального размера оплаты труда премии, выплачиваемой ФИО1 на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда; взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу ФИО1 недополученную заработную плату (премию) за период с августа 2021 года по февраль 2022 года в размере 15200 руб.

В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. Направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГXXXX, войсковая часть 59313-46, в которой работает ФИО1, состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». Филиал XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» является структурным подразделением вышеназванного Учреждения и выполняет функции по финансовому обеспечению войсковой части 59313-46. При решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей в конкретном месяце, в том числе выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГ издан приказ XXXX во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа выплаты премий по результатам работы. Таким образом, в правоотношениях, связанных с оплатой оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны России, преобладает административно-властный метод, основанный на нормативно-правовом регулировании, в отличие от диспозитивно-договорного метода, преобладающего в коммерческих организациях. Поскольку дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, входят в состав заработной платы работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с НК РФ и Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, т.е. они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, не предусмотрены системой оплаты труда, которая устанавливается приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545, не означает, что данные дополнительные премии не являются вознаграждением за труд и не относятся к заработной плате, определенной статьей 129 ТК РФ, которая должна соответствовать требованиям статьи 133 ТК РФ. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления от 07.12.2017 № 38-П указывает, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. Учитывая изложенное, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, являются частью заработной платы работника, а значит должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. На основании выше изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица войсковой части XXXX в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, почтовая корреспонденция вернулась невостребованной.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. При этом, законодательством Российской Федерации не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно ч.2 ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ между командиром войсковой части 59313-46 и ФИО1 заключен трудовой договор XXXX, по условиям которого ФИО1 с указанной даты принята на работу в войсковую часть 59313-46.

Размер заработной платы ФИО1 установлен разделом 4 трудового договора, из содержания которого следует, что заработная плата работника состоит из должностного оклада и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы за месяц и за год.

На основании дополнительного соглашения XXXX от ДД.ММ.ГГ к трудовому договору ФИО1 переведена на должность комплектовщика отделения ремонта ракетно-артиллерийского вооружения.

Приказом командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГФИО1 установлены надбавки: ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока – 30% к должностному окладу, ежемесячная за выслугу лет - 15 % от должностного оклада, районный коэффициент –1,3. Согласно приказу командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГXXXX, ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлена процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере 20 % к должностному окладу.

Учитывая, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 59313-46, которая является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации, ее Финансово-экономическое обеспечение осуществляется за счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны РФ.

На основании обращения ФИО1 по факту невыплаты ей заработной платы в размере МРОТ, военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка соблюдения трудового законодательства должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю».

В результате проверки установлено, что в различные периоды времени ФИО1 начислялась премия в соответствии с приказом МО РФ XXXX, которая была включена в состав минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2020 составлял 12130 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2021 минимальный размер оплаты труда составляет 12792 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 минимальный размер оплаты труда составляет 13890 руб. в месяц.

Из расчетных листков на имя ФИО1 за период с августа 2021г. по февраль 2022г. следует, что ФИО1 начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная приказом XXXX в размерах: 1500 руб. в августе 2021 года, 3700 руб. в сентябре 2021 года, 3200 руб. в октябре 2021 года, 3400 руб. в ноябре 2021 года, 3400 руб. в феврале 2022 г. Истцу производились выплаты до доплаты до МРОТ: в августе 2021 года – 583,87 руб., в сентябре 2021 г. – 606,45 руб., в октябре 2021 г. – 918,95 руб., в ноябре 2021 г. – 793,95 руб., в феврале 2021 г. – 1891,95 руб.

Согласно положений приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала в/частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесено прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.

В этой связи суд отклоняет доводы стороны истца относительно невозможности включения спорных стимулирующих выплат в состав заработной платы применительно к требованиям ст. 133 ТК РФ.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работника в размере ниже МРОТ при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из представленных материалов следует, что совокупный размер оплаты труда ФИО1 в спорные месяцы обеспечивался до МРОТ, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат. При этом размер заработной платы с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже установленного МРОТ.

С учетом указанных обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными, возложении обязанности по начислению премии, взыскании недополученной заработной платы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Сабурова

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022 года.