Дело № 2-2999/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
с участием прокурора Здоренко Е.В.,
при секретаре Теремецкой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Уссурийского городского округа по непринятию мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе и о возложении на Администрацию Уссурийского городского округа обязанности по повышению размеров заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор в порядке статей 45, 254 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации УГО о признании незаконным бездействия Администрации УГО по непринятию мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе и о возложении на Администрацию УГО обязанности по повышению размеров заработной платы указанным категориям работников образования, мотивируя свои требования следующим. Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения прав педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства, заключающиеся в непринятии Администрацией УГО мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе и по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе, что противоречит Указу Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики». В соответствии с названным указом Правительству Российской Федерации предусмотрено довести к 2013 году среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. Согласно данным Приморскстата размер средней заработной платы в сфере общего образования в Приморском крае по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет – XXXX руб., такого же размера должна быть и средняя заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, то есть, не менее XXXX руб., а ее размер в Уссурийском городском округе составляет – XXXX руб., что ниже предусмотренного законом. Согласно Указа Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» предусмотрено, что оплата труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе, педагогов в системе учреждений культуры, должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. Не установление средней заработной платы педагогических работников до уровня предусмотренного законом свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления и о нарушении трудовых прав педагогических работников на получение оплаты труда, предусмотренной законом. Указанное нарушение прав подлежит устранению способом возложения на органы местного самоуправления обязанности по повышению заработной платы указанным категориям педагогических работников.
В судебном заседании помощник Уссурийского городского прокурора Здоренко Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по вышеизложенным основаниям.
Представитель Администрации УГО в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, представила письменный отзыв, суду пояснила, что на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента РФ правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» даны указания непосредственно Правительству РФ. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме того заработная плата педагогических работников в сфере образования по Уссурийскому городскому округу за 2013 год сложился выше прогнозного размера средней заработной платы, установленного Администрацией Приморского края. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации УГО.
Суд, выслушав прокурора, представителя Администрации УГО, изучив материалы дела, полагает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях выполнения пп.«е» п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» прогнозный размер средней заработной платы определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Распоряжением Администрации Приморского края от 27 февраля 2013 года № 52а-ра «Об утверждении «дорожных карт» в отраслях бюджетной сферы Приморского края» утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Приморском крае». Департаментом образования и науки Приморского края на 2013 год доведен прогнозный размер средней заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений: прогноз средней заработной платы в сфере общего образования в 2013 году - XXXX руб.; прогноз средней заработной платы учителя Приморского края в 2013 году составляет XXXX руб.
Фактически средний размер заработной платы педагогических работников в сфере образования по Уссурийскому городскому округу за 2013 год составил: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений XXXX руб.; педагогические работники учреждений дополнительного образования детей XXXX руб.
Таким образом, фактический средний размер заработной платы педагогических работников в сфере образования по Уссурийскому городскому округу за 2013 год сложился выше прогнозного размера средней заработной платы, установленного Администрацией Приморского края.
В то же время, исходя из общих положений Программы, её содержание рекомендуется для муниципальных учреждений, при этом, реализация положений программы на местном уровне осуществляется в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.
Установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления (п.4 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела, администрацией Уссурийского городского округа 24 апреля 2013 года принято Постановление № 1561 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2032 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», подпункт «б» пункта 1 которого предусматривает повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Приморского края, а пункт 3 поручает финансовому управлению администрации Уссурийского городского округа подготовить и внести на рассмотрение Думы Уссурийского городского округа изменения в бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в части увеличения объемов бюджетных ассигнований на выплаты педагогическим работникам.
Муниципальный правовой акт предполагает динамику повышения заработной платы соответствующей категории работников в течение установленного периода времени, что применительно к рекомендательному характеру Программы даёт возможность органам местного самоуправления осуществить запланированное повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений Уссурийского городского округа в течение всего 2013 года.
В связи с этим заявленные требования не основаны на положениях действующего законодательства, которое, как уже указывалось выше, подобных обязанностей на орган местного самоуправления не возлагает.
Учитывая изложенное, судом не установлено незаконного бездействия Администрации Уссурийского городского округа, нарушающего права педагогических работников на получение заработной платы в размерах, установленных законом, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, принцип разделения властей не предполагает возможность вмешательства в деятельность органов исполнительной власти путем возложения на эти органы обязанностей по принятию актов нормативного характера.
По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 214 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Уссурийского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Уссурийского городского округа по непринятию мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе и о возложении на Администрацию Уссурийского городского округа обязанности по повышению размеров заработной платы указанным категориям работников образования - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2014 года.
Председательствующий О.Н. Внукова