НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Уссурийского районного суда (Приморский край) от 03.10.2022 № 2-2042/2022

Дело №2-2042/2022

25RS0029-01-2022-003676-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2022 года г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сапаровой Н.А.,

при секретаре Пономаревой Э.В.,

с участием в судебном заседании помощника военного прокурора Уссурийского гарнизона ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 к Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», войсковой части 59313-46, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 обратился с иском в суд к ответчику Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы. В обоснование исковых требований заместитель военного прокурора указал, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц филиала XXXX ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». ФИО2 трудоустроена в войсковой части 59313-46 в должности заведующей хранилищем ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 59313-46 в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГ. Приказом командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГФИО2 принята на работу на должность заведующей хранилищем ракетно-артиллерийского вооружения, ей установлены надбавки: за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов – 50 %, ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30% к должностному окладу, районный коэффициент в размере 1,3. Согласно приказу 59313-46 от ДД.ММ.ГГXXXXФИО2 с ДД.ММ.ГГ установлена процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных силах Российской Федерации в размере 5 % к должностному окладу. Из расчетных листов следует, что в различные периоды времени по настоящее время ФИО2 начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России XXXX. В войсковой части 59313-46 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеется, в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГXXXX дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание от ДД.ММ.ГГXXXX, воинская часть состоит на финансовом обеспечении в Учреждении, которое осуществляет начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 463-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГ составлял 12130 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГ минимальный размер оплаты труда составляет 12792 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 406-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГ минимальный размер оплаты труда составляет 13890 руб. в месяц. Считает, что премия, выплачиваемая на основании приказа Минобороны России XXXX, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 59313-46, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, в связи с чем подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Так, в мае 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 2400 руб. начислена заработная плата в размере 7304 руб., которая состояла из должностного оклада 3420 руб., ежемесячной премии 855 руб., районного коэффициента 1369 руб. 50 коп., северной надбавки 1369 руб. 50 коп., доплаты до МРОТ 290 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за май 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 9704 руб. (6065 руб. МРОТ+1819 руб. 50 коп. районный коэффициент +1819,50 северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за май 2020 г. 12104 руб. (9704 руб. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 9704 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 2400 руб. В июне 2020 года ФИО2 по внутреннему заместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1200 руб. начислена заработная плата в размере 8504 руб., которая состояла из должностного оклада 3420 руб., ежемесячной премии 855 руб., районного коэффициента 1594,50 руб., северной надбавки 1594,50 руб., доплаты до МРОТ 1040,00 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за июнь 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 9704 руб. (6065 руб. МРОТ+1819,50 руб. районный коэффициент +1819,50 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть насчислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за июнь 2020 г. 10904,00 руб. (9704,00 руб. заработная плата + 1200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 9704 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1200 руб. В июле 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1200 руб. начислена заработная плата в размере 4093 руб. 08 коп., которая стояла из должностного оклада 1865,45 руб., ежемесячной премии 466,36 руб., районного коэффициента 767,45 руб., северной надбавки 767,45 руб., доплаты до МРОТ 226,37 руб. Также был начислен ежегодный отпуск в размере 10676,16 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму сработанного времени за июль 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 5062,97 руб. (3164,35 МРОТ + 949,31 руб. районный коэффициент +949,31 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за июль 2020 г. 6262,97 руб. (5062,97 заработная плата + 1200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 5293,08 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 969,89 руб. В августе 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1200 руб. начислена заработная плата в размере 1693, 71 коп., которая состояла из должностного оклада 814,29 руб., ежемесячной премии 203,57 руб., выслуги лет за работу в МО 40,71 руб., районного коэффициента 317,57 руб., северной надбавки 317,57 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за август 2020 г. должна быть начислена -работная плата в размере 2310,48 руб. (1444,04 МРОТ + 433,22 районный коэффициент + 433,22 северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за август 2020 г. 3510,48 руб. (2310,48 руб. заработная плата + 1200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 2893,71 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 616,77 руб. В сентябре 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1200,00 руб. начислена заработная плата в размере 8504 руб. 00 коп., которая состояла из должностного оклада 3420,00 руб., ежемесячной премии 855,00 руб., выслуги лет за работу в МО 171,00 руб., районного коэффициента 1594,50 руб., северной надбавки 1594,50 руб. доплаты до МРОТ 869,00 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени в сентябрь 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 9704,00 руб. (6065,00 МРОТ+1819,50 районный коэффициент + 1819,50 северная надбавка) уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за сентябрь 2020 г. 10904,00 руб. (9704,00 руб. заработная плата + 1200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 9704,00 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1200,00 руб. В октябре 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1200,00 руб. начислена заработная плата в размере 8504 руб. 00 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1594,50 руб., северной надбавки 1594,50 руб. доплаты до МРОТ 735,10 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за октябрь 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 9704,00 руб. (6065,00 МРОТ+1819,50 районный коэффициент + 1819,50 северная надбавка) уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за октябрь 2020 г. 10904,00 руб. (9704,00 руб. заработная плата + 1200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 9704,00 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1200,00 руб. В ноябре 2020 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 2200,00 руб. начислена заработная плата в размере 7504,00 руб., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., услуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1407,00 руб., северной надбавки 1407,00 руб. доплаты до МРОТ 110,10 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за ноябрь 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 9704,00 руб. (6065,00 МРОТ + 1819,50 районный коэффициент + 1819,50 северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за ноябрь 2020 г. 11904,00 руб. (9704,00 руб. заработная плата + 2200,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 9704,00 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 2200,00 руб. В феврале 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 8883 руб. 61 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1665,68 руб., северной надбавки 1665,68 руб. доплаты до МРОТ 972,35 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за февраль 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396,00 руб. МРОТ + 1918,80 руб. районный коэффициент + 918,80 северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за февраль 2021 г. 11583,60 руб. (10233,60,00 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 10233,61 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1349,99 руб. В марте 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 8883 руб. 61 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1665,68 руб., северной надбавки 1665,68 руб. доплаты до МРОТ 972,35 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за март 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396,00 руб. МРОТ+1918,80 руб. районный коэффициент +1918,80 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за март 2021 г. 11583,60 руб. (10233,60,00 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 10233,61 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1349,99 руб. услуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1665,68 руб., северной надбавки 1665,68 руб. доплаты до МРОТ 972,35 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за апрель 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396,00 руб. МРОТ+1918,80 районный коэффициент +1918,80 руб. северная надбавка) уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за апрель 2021 г. 11583,60 руб. (10233,60 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 10233,61 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1349,99 руб. В мае 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 4036 руб. 11 коп., которая состояла из должностного оклада 1854,21 руб., ежемесячной премии 463,55 руб., услуги лет за работу в МО 92,71 руб., районного коэффициента 756,77 руб., северной надбавки 756,77 руб. доплаты до МРОТ 112,10 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за май 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 5386,11 руб. (366,31 руб. МРОТ + 1009,90 руб. районный коэффициент +1009,90 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за май 2021 г. 6736,11 руб. (5386,11 руб. заработная плат + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 5386,11 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 550,00 руб. В июне 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 8883 руб. 61 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 176,15 руб., районного коэффициента 1665,68 руб., северной надбавки 1665,68 руб. доплаты до МРОТ 972,35 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени с июнь 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396,00 руб. МРОТ+1918,80 руб. районный коэффициент + 1918,80 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за июнь 2021 г. 11583,60 руб. (10233,60 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 10233,61 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1349,99 руб. В июле 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 6557 руб. 77 коп., которая состояла из должностного оклада 2722,32 руб., ежемесячной премии 680,58 руб., выслуги лет за работу в МО 136,12 руб., районного коэффициента 1229,58 руб., северной надбавки 1229,58 руб. доплаты до МРОТ 559,59 руб. Также начислен ежегодный отпуск в сумме 11237,04 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за июль 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 7907,77 руб. (4942,35 руб. МРОТ + 1482,71 руб. районный коэффициент +1482,71 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за июль 2021 г. 9257,77 руб. (7907,77 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 7907,77 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1350,00 руб. В августе 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 345 руб. 91 коп., которая состояла из должностного оклада 160,14 руб., ежемесячной премии 40,04 руб., выслуги лет за работу в МО 16,01 руб., районного коэффициента 64,86 руб., северной надбавки 64,86 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за август 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 465,17 руб. (290,73 руб. МРОТ+87,22 руб. районный коэффициент +87,22 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть зачислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено август 2021 г. 1815,17 руб. (465,17 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 1695,91 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 119,26 руб. В сентябре 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 8883 руб. 61 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 352,30 руб., районного коэффициента 1665,68 руб., северной надбавки 1665,68 руб. доплаты до МРОТ 796,20 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за сентябрь 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 10233,60 руб. (6396,00 МРОТ + 1918,80 руб. районный коэффициент + 1918,80 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за сентябрь 2021 г. 11583,60 руб. (10233,60 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 10233,61 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1349,99 руб. В октябре 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 3261 руб. 32 коп., которая состояла из должностного оклада 1509,86 руб., ежемесячной премии 377,47 руб., выслуги лет за работу в МО 150,99 руб., районного коэффициента 611,50 руб., северной надбавки 611,50 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за октябрь 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 4385,83 руб. (2741,15 руб. МРОТ + 822,34 руб. районный коэффициент + 822,34 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислен за октябрь 2021 г. 5735,83 руб. (4385,83 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 4611,32 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1124,51 руб. В ноябре 2021 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 1350,00 руб. начислена заработная плата в размере 3424 руб. 37 коп., которая состояла из должностного оклада 1585,35 руб., ежемесячной премии 396,34 руб., выслуги лет за работу в МО 158,54 руб., районного коэффициента 642,07 руб., северной надбавки 642,07 руб. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за ноябрь 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 4605,12 руб. (2878,20 руб. МРОТ + 863,46 руб. районный коэффициент + 863,46 руб. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. Таким образом, ФИО2 должно быть начислено за ноябрь 2021 г. 5955,12 руб. (4605,12 руб. заработная плата + 1350,00 руб. премия). Фактически ФИО2 начислено с учетом премии 4774,37 руб. Таким образом, ФИО2 недоначислено 1180,75 руб. В феврале 2022 года ФИО2 по внутреннему совместительству без учета премии по приказу МО РФ XXXX в размере 2450,00 руб. начислена заработная плата в размере 8662 руб. 01 коп., которая состояла из должностного оклада 3523,00 руб., ежемесячной премии 880,75 руб., выслуги лет за работу в МО 352,30 руб., районного коэффициента 1624,13 руб., северной надбавки 1624,13 руб. доплаты до МРОТ 657,70 руб.. С учетом вышеизложенных норм закона ФИО2 за норму отработанного времени за февраль 2022 г. должна быть начислена заработная плата в размере 11112,00 руб. заработная плата + 2450,00 руб. премия). Фактически ФИО2 недоначислено 2449,99 руб. На основании изложенного, ФИО2 заработная плата в указанные периоды не доплачена в размере 24111 руб. 12 коп., поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании приказа Минобороны России XXXX, включены Учреждением в состав минимального размера оплаты труда. Просит признать действия филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой ФИО2 на основании приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГXXXX, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, взыскать с филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу ФИО2 недоплаченную заработную плату (премию) за период с мая 2020 г. по февраль 2022 г. в размере 24111 руб. 12 коп.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», войсковая часть 59313-46, Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила письменные возражения относительно исковых требований, в которых указала, что на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГXXXX, войсковая часть 59313-46, в которой работает ФИО2 состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». Филиал XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» является структурным подразделением вышеназванного Учреждения и выполняет функции по финансовому обеспечению войсковой части 59313-46. При решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей в конкретном месяце, в том числе выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Так, Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX издан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, исчисленные и сохраненные в соответствии с п.п. 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на предусмотренные п. 7 Указа выплаты премий по результатам работы. Таким образом, в правоотношениях, связанных с оплатой оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны России, преобладает административно-властный метод, основанный на нормативно-правовом регулировании, в отличие от диспозитивно-договорного метода, преобладающего в коммерческих организациях. Поскольку дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, входят в состав заработной платы работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с НК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 255-ФЗ, т.е. они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, не предусмотрены системой оплаты труда, которая устанавливается приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, не означает, что данные дополнительные премии не являются вознаграждением за труд и не относятся к заработной плате, определенной ст. 129 ТК РФ, которая должна соответствовать требованиям ст. 133 ТК РФ. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГXXXX-П указывает, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. Учитывая изложенное, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, являются частью заработной платы работника, а значит должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. Просит отказать в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданного в защиту интересов ФИО2

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения относительно исковых требований, в которых указала, что Министром обороны Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГXXXX издан приказ от ДД.ММ.ГГXXXX (действовал до ДД.ММ.ГГ), в настоящее время действует Приказ Министра обороны Российской Федерации XXXX от ДД.ММ.ГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации. Согласно п.п. 21-23 Положения, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ XXXX. Пункт 2 приказа Министра обороны XXXX предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2 и 3 порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. В соответствии с п. 1 приложения к приказу Министра обороны XXXX, дополнительные выплаты военнослужащим, премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов флотов родов войск ВС РФ, объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ. На основании ежеквартальных решений Министра обороны Российской Федерации в 2021 г. выплата премии носит ежемесячный характер с утвержденной суммой на одного работника в течение года. Премия по приказу Министра обороны Российской Федерации XXXX, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежат налогообложению и, безусловно, относятся к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Кроме того, приказами Министра обороны Российской Федерации XXXX и XXXX, а также приказом Министра обороны XXXX, и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Таким образом, при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, а значит ФИО2 начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, что не противоречит действующему трудовому законодательству. Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета. Трудовое законодательство Российской Федерации не содержит норм об исключении из состава заработной платы при сравнении с МРОТ выплат стимулирующего характера, которые выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда (приказ Министра обороны Российской Федерации XXXX от ДД.ММ.ГГ) или не предусмотрены системой оплаты труда (приказ Министра обороны от ДД.ММ.ГГXXXX), но входят в состав заработной платы. В связи с этим, реализация законодательства о МРОТ должна осуществляться с учетом вышеуказанных определений Конституционного суда Российской Федерации, которые не предполагают исключения из состава заработной платы при сравнении с МРОТ каких-либо выплат стимулирующего характера, в том числе указанных в исковом заявлении. Данная позиция поддержана Минтрудом России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда в письме от ДД.ММ.ГГXXXX/П-2796. Следовательно, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны РФ XXXX), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате. Таким образом, данные положения применимы и для лиц гражданского персонала Министерства обороны РФ, поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации XXXX распространяется и на данную категорию лиц. В связи с чем, действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», связанные с включением дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны XXXX в состав заработной платы ФИО2 для целей ее сравнения с МРОТ, являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители ответчиков ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», войсковой части 59313-46 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, мнения участника процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовой договор, согласно ч. 1 ст. 56 ТК РФ, представляет собой локальный нормативный акт, заключаемый индивидуально между работодателем и конкретным работником, выступающий основанием возникновения между ними трудовых отношений, где работодатель берет на себя обязанность предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, система оплаты труда, устанавливающая размер должностных окладов работника, а также виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, подлежат установлению локальными нормативными актами, которые действуют в отношении всех работников отдельно взятого работодателя (коллективные договоры, соглашения и иные правовые акты подобного предназначения), а не в отношении отдельного работника.

На основании ст.22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный и эффективный труд. При этом ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии) (ст.191 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ в соответствии с требованиями ч.2 ст.7 и ч.3 ст.37 Конституции РФ предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст.130 ТК РФ). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.133 ТК РФ).

В силу ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» усматривается, что он был издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», им утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положения п. 2 Приказа №1010 предусматривают выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

В судебном заседании установлено, что, войсковая часть 59313-46 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована.

Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 59313-46 осуществляется за счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны РФ.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 трудоустроена в войсковой части 59313-46 в должности заведующей хранилищем ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 59313-46 в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГ, ей установлены надбавки: за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов – 50 %, ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30% к должностному окладу, районный коэффициент в размере 1,3.

Согласно расчетным листам в различные периоды времени ФИО2 начислялась премия в соответствии с приказом МО РФ XXXX, при этом в период с мая 2020 г. по февраль 2022 г. ФИО2 при полностью отработанной норме рабочего времени выплачивалась заработная плата с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, которая без учета выплачиваемых премий ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 №463-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2020 МРОТ составлял 12130 руб. в месяц.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2020 №473-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2021 МРОТ составлял 12792 руб. в месяц.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 минимальный размер оплаты труда составляет 13890 руб. в месяц.

Из расчетных листков на имя ФИО2 за период мая 2020 г. по февраль 2022 г. следует, что ФИО2 начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом XXXX.

Анализ положений Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим, выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

Нормативно-правовые акты, обязывающие работодателя устанавливать должностной оклад (тарифную ставку) работника не ниже МРОТ, отсутствуют.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях производилось работодателем после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику заработной платы не ниже определенного законом минимального размера оплаты труда; размер заработной платы с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже установленного МРОТ.

Доводы военного прокурора о получении ФИО2 заработной платы ниже МРОТ являются несостоятельными, поскольку фактически получаемая истцом заработная плата, рассчитанная по условиям трудового договора, больше размера МРОТ, работодателем соблюдено требование о праве на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании изложенного суд не находит нарушений в действиях работодателя при начислении заработной платы истцу, поскольку стимулирующие выплаты, производимые работодателем на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX, возможно признать составным элементом заработной платы ФИО2, в связи с чем исковые требования о признании незаконными действий работодателя по включению премии в состав минимального размера оплаты труда, возложении обязанности по начислению заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда без учета премии, предусмотренной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX, взыскании невыплаченной заработной платы, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 к Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», войсковой части 59313-46, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Сапарова Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2022 года.