К делу №12-89/2020
Решение
село Успенское 03 августа 2020 г.
Судья Успенского районного суда Краснодарского края Даниленко А.А.,
с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, АО «Успенский сахарник» Сыроватченко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Успенский сахарник», на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением от 25.06.2020 АО «Успенский сахарник» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО «Успенский сахарник» обжаловало его в суд.
В обоснование жалобы указало, что основанием для привлечения Общества к ответственности явилось не обеспечение своевременного предоставления деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории: Объект №03-0123-007429-П, что привело к несвоевременному сообщению полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, что является нарушением требований ч.1,3,9 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Первый раз подать декларацию нужно не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые получены Обществом до 1 января 2019 г. (разрешения на выброс загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) (ч. 1.2 ст. 11 Закона N 219-ФЗ).
Нормативы на отходы «Осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод» и «Известковый шлам при очистке свекловичного сока в сахарном производстве» и лимиты на их размещение утверждены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании приказа от 10.02.2016г №16-27/99. Срок действия с 10.02.2016г по 09.02.2021г. (пункт 23 – отходы строительных материалов на основании извести (известково-песчаные, известково-шлаковые и известково-зольные материалы (код по ФККО 8 24 300 00 00 0) и 29 –прочие отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 7 22 900 00 00 0).
Административным органом не представлено доказательств изменения на предприятии технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Таким образом, срок предоставления декларации о воздействии на окружающую среду для АО «Успенский сахарник» наступит 09.02.2021.
Таким образом, обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения АО «Успенский сахарник» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5. КоАП РФ отсутствуют.
С учетом вышесказанного во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами совершения правонарушения, принятия обществом мер по соблюдению требований действующего законодательства, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения привлекаемого лица к требованиям закона, а также негативных последствий для интересов граждан, общества и государства, применимы положения статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым следует освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Просит признать незаконным Постановление №03-07-317-Ф-З от 25.06.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и отменить его полностью.
В судебном заседании представитель АО «Успенский сахарник» доводы жалобы поддержала и настаивала на её удовлетворении.
Представитель органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья считает следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Краснодарского края, прокуратурой Успенского района, совместно с сотрудником Южного межрегионального управления Росприроднадзора (на основании запроса прокуратуры Краснодарского края №7/3-25-2019/2863 от 06.12.2019, Приказа Управления от 10.12.2019 №01.04/918) и специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю (на основании заявок от 09.12.2019 №05/03/21925, от 23.12.2019 №05/03/23386), принято участие в проверочном мероприятии по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ юридическим лицом АО «Успенский сахарник».
12 декабря 2019 года в ходе проведения проверки установлено, что юридическим лицом АО «Успенский сахарник» (по адресу: 352451, Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Ленина, 291) совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, что заключается в следующем.
АО «Успенский сахарник» получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 2017-09-14, производственный комплекс II- й категории, негативного воздействия на окружающую среду.
АО «Успенский сахарник» получены нормативы образования отходов и; лимит на их размещение от 10.02.2016 №062.
В соответствии с ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых, образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что в процессе осуществления деятельности АО «Успенский сахарник» на объекте НВОС образуются отходы «известковый шлам при очистке свекловичного сока в сахарном производстве» и «осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный», что подтверждается результатами обследования территории, фотоматериалами и предоставленными актами: №3 от 27.12.2018 «отход известковый шлам при очистке свекловичного: сока в сахарном производстве» образовался в 2018 году и использовался для нужд; предприятия и укрепления охранных валов полей фильтрации и пруда оборотного водоснабжения в количестве 160,46 т.; № 7 от 27.12.2018 «осадок механической очистки сточных вод» в: количестве 189,2 т. были образованы на полях фильтрации, для дальнейшего использования в качестве органического удобрения; №1 от 11.12.2019 на очистных сооружениях образуются прочие отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, «отход известковый шлам при очистке свекловичного сока в сахарном производстве» образовался в 2019 году и использовался для нужд предприятия и укрепления охранных валов полей фильтрации пруда оборотного водоснабжения в количестве 177,9 т.
В ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия в отношении АО «Успенский сахарник», специалистами ФГ"БУ «ЦЛАТИ по ЮФО» был произведен отбор проб отхода накапливаемого на территории прилегающей к пруду оборотного водоснабжения.
В соответствии с п. 10 Экспертного заключения от 25.12.2019 г. №354, по результатам исследования отобранных проб отхода №90 О от 10.12.2019, №811 О от 24.12.2019 установлено, что указанный отход является «Известковым шламом при очистке свекловичного сока в сахарном производстве», который в соответствии с действующим Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, относиться к 5 классу опасности.
Вместе с тем, АО предоставлен протокол испытаний сточной воды №1331.1-2/"В от 21.11.2019, согласно которому отбор проб сточной воды производился: Проба №1 -сточная вода, поступавшая в земляной отстойник; Проба №2 - сточная вода после земляного отстойника, поступающая на карты полей фильтрации.
Таким образом, образующиеся у АО «Успенский сахарник» отходы «известковый шлам при очистке свекловичного сока в сахарном производстве» и «осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный» не включены в утвержденные нормативы образования отходов и лимит на их размещение от 10.02.2016 №062.
Частью 1 ст. 11 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении: изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы: образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее: дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
На основании вышеизложенного, для АО «Успенский сахарник» наступила обязанность по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.
Статьей 31.2. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
АО «Успенский сахарник» осуществляет деятельность на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду Объект №03-0123- 007429-П- Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Ленина, 291.
По имеющейся в Управлении информации, АО «Успенский сахарник»; декларация о воздействии на окружающую среду по объекту №03-0123-007429-П - производственный комплекс не представлена.
Таким образом, АО «Успенский сахарник» не обеспечило своевременное: представление деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории негативного воздействия на окружающую среду: Объект №03-0123- 007429-П- Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Ленина, 291 производственный комплекс, указанное правонарушение привело к несвоевременному сообщению полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, что является нарушением требований ч.ч. 1, 3, 9 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 16.06.2020 № 03-41-317-Ф-1 и другими материалами дела.
Административное правонарушение: «Сокрытие или искажение экологической информации» допущено по вине юридического лица АО «Успенский сахарник», так как юридическое лицо АО «Успенский сахарник», своими действиями; (бездействием) нарушило требования ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Вина общества в совершении указанного правонарушения подтверждена совокупностью собранных по делу и исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
При назначении административного наказания учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого юридического лица, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 4.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и верно назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
При таких обстоятельствах судья считает, что постановление, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно и обоснованно, на основании собранных по делу доказательств, уполномоченным должностным лицом, а назначенное юридическому лицу наказание полностью соответствует санкции настоящей статьи.
С учетом вышеизложенного, судья не находит оснований для отмены указанного постановления и полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление от 25.06.2020 Южного межрегионального управления Росприроднадзора, согласно которому Акционерное Общество «Успенский Сахарник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, оставить без изменения, жалобу Акционерного Общества «Успенский Сахарник» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение десяти суток.
Судья