НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усольского городского суда (Иркутская область) от 05.03.2020 № 2А-210/20

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 марта 2020 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Лунченко О.В., с участием представителя административного истца Рубиной Т.С., ответчика Богданова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0024-01-2019-004727-40 (№ 2а-210/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Богданову Владимиру Ильичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Богданову Владимиру Ильичу о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование административного иска указало, что Богданов Владимир Ильич, 12.03.1979 года рождения состоит на налоговом учете в качестве адвоката с 13.03.2008 по настоящее время.

Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей составляет: в фиксированном размере 26 545,00 рублей за период 2018 году.

В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 430 НК РФ, плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование: в фиксированном размере 5840,00 рублей за расчетный период 2018 году.

Соответственно, размер страховых взносов Богданова В.И., занимающегося адвокатской деятельностью, составил: на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545,00 руб. по сроку уплаты до 09.01.2019; на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840,00 руб., по сроку уплаты до 09.01.2019.

Поскольку, налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в срок до 09.01.2019, налогоплательщику были начислены пени за период с 10.01.2019 по 11.02.2019 на общую сумму в размере 226,30 руб.: (26 545,00 руб. (задолженность за 2018) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 33 дня (количество просроченных дней).

Поскольку, налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в срок до 09.01.2019, налогоплательщику были начислены пени за период с 10.01.2019 по 11.02.2019 на общую сумму в размере 49,79 руб.: (5 840,00 руб. (задолженность за 2018) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 33 дня (количество просроченных дней).

В целях досудебного урегулирования спора, в соответствии с п. 2 ст. 69, п.1 ст. 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование №31011 от 12.02.2019, которое не было исполнено.

В связи с чем, в соответствии со ст. 31, 48 НК РФ налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Богданова В.И. задолженности по налогам и пени в сумме 63 669,29 руб. (в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 пени в размере 324,06 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в размере 422,30 руб., пени в размере 2 173,87 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 49 945,00 руб., пени в размере 308,20 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 налог в размере 10 430,00 руб., пеня в размере 65,86 руб.).

28.05.2019 мировым судьей судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-2471/2019 о взыскании с Богданова В.И. задолженности по налогам и пени за 2016,2017,2018 гг. в сумме 63 669,29 руб.

Определением от 14.06.2019 г. судебный приказ был отменен в связи с поступившим возражением Богданова В.И. относительно исполнения судебного приказа.

Налоговым органом произведено уточнение налоговых обязательств Богданова В.И., в результате которого задолженность составляет 32 661,09 руб. (в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017г. в размере 26 545,00 руб., пени в размере 226,30 руб., по страховые взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 5 840,00 руб., пени в размере 49,79 руб. за 2018г.)

Поскольку, ответчиком до настоящего времени требование № 31011 от 12.02.2019 г., не исполнено в полном объеме, то в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции с данным административным заявлением.

С учетом уточнения административных исковых требований просил: взыскать с Богданова Владимира Ильича задолженности за 2018 г. в сумме 32 661,09 руб. в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840,00 руб., пени в размере 49,79 руб. - с зачислением на расчетный счет 40101810250048010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: 042520001, Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (налог)- 18210202103081013160, КБК (пени) - 18210202103082013160, ОКТМО - 25736000.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545,00 руб., пени в размере 226,30 руб. с зачислением на расчетный счет 40101810250048010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: 042520001, Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (налог) - 18210202140061110160, КБК (пени) - 18210202140062110160,ОКТМО - 25736000.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области Рубина Т.С. в судебном заседании настаивала на уточненных административных исковых требованиях.

Административный ответчик Богданов В.И. в судебном заседании возражал против иска, представил возражения.

Выслушав представителя административного истца, выслушав административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Из материалов дела судом установлено, что Богданов Владимир Ильич, 12.03.1979 года рождения состоит на налоговом учете в качестве адвоката с 13.03.2008 по настоящее время.

Соответственно, размер страховых взносов Богданова В.И., занимающегося адвокатской деятельностью, составил: на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545,00 руб. по сроку уплаты до 09.01.2019; на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840,00 руб., по сроку уплаты до 09.01.2019.

Налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в срок до 09.01.2019, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени за период с 10.01.2019 по 11.02.2019 на общую сумму в размере 226,30 руб.: (26 545,00 руб. (задолженность за 2018) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 33 дня (количество просроченных дней).

Также налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в срок до 09.01.2019, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени за период с 10.01.2019 по 11.02.2019 на общую сумму в размере 49,79 руб.: (5 840,00 руб. (задолженность за 2018) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 33 дня (количество просроченных дней).

В соответствии с п. 2 ст. 69, п.1 ст. 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование №31011 от 12.02.2019, которое не было исполнено.

Налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Богданова В.И. задолженности по налогам и пени в сумме 63 669,29 руб. (в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 пени в размере 324,06 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в размере 422,30 руб., пени в размере 2 173,87 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 49 945,00 руб., пени в размере 308,20 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 налог в размере 10 430,00 руб., пеня в размере 65,86 руб.).

28.05.2019 мировым судьей судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-2471/2019 о взыскании с Богданова В.И. задолженности по налогам и пени за 2016, 2017, 2018 гг. в сумме 63 669,29 руб.

Определением от 14.06.2019 г. судебный приказ был отменен в связи с поступившим возражением Богданова В.И. относительно исполнения судебного приказа.

В связи с уточнением налоговых обязательств Богданова В.И., в настоящее время его задолженность составляет 32 661,09 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545,00 руб., пени в размере 226,30 руб., по страховые взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование в размере 5 840,00 руб., пени в размере 49,79 руб. за 2018 год. Расчет административным ответчиком не оспорен.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Административный ответчик требование по уплате налога, пени в установленный срок не исполнил, а неисполнение требования по уплате налога является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.

Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу при этом судебный приказ был вынесен мировым судьей 28.05.2019 и отменен 14.06.2019. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 13.12.2019.

Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление в суд было подано не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, то есть, в пределах установленного законом срока, установленный статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации для предъявления административного иска в суд о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам соблюден.

Довод административного ответчика, что к нему не могут применятся глава о страховых взносах, суд считает несостоятельным, поскольку как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).

Поэтому суд исходил из того, что административный ответчик, являясь адвокатом, относится к страхователям, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Довод о том, что в соответствии п.2 ст. 18.1 НК РФ к нему не могут, предъявлены исковые требования, суд считает необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 12 НК РФ любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен в Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иными нормативными правовыми актами.

Статьей 18.1 НК РФ предусмотрены общие положения об установлении страховых взносов, которые являются федеральными взносами и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 18.1 НК РФ определяется, каким нормативным правовым актом на всей территории Российской Федерации регулируется отмена страховых взносов.

Согласно пункту 2 статьи 18.1 НК РФ страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1 и главой 34 НК РФ, могут быть отменены исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В случае неправомерного неисполнения установленной законодательством о налогах и сборах публично-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных ст. 18.1 НК РФ, налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов несут риск возникновения у них недоимки и начисления пеней, а также риск привлечения их к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов прекращается в случаях, указанных в пункте 3 статьи 44 НК РФ.

В настоящее время глава 2.1 "Страховые взносы в Российской Федерации» НК РФ не отменена и продолжает применяться.

Разрешая требования, суд проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требования, правильность исчисления размера страховых взносов и пени, срока обращения в суд и пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2018 год и пени в указанном в административном иске.

Поскольку, суд учитывал, что административный ответчик, являясь налогоплательщиком, при проявлении им достаточной степени заботливости и осмотрительности должен был предпринять необходимые меры к исполнению возложенной на него Конституцией Российской Федерации обязанности, таких мер не принял, сумму начисленного налога не уплатил, суд полагает, что требование о взыскании с Богданова В.И. суммы задолженности по налогам, пени заявлено законно, обоснованно, требования административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 333.19, 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в 1179 руб. 83 коп.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Богданову Владимиру Ильичу о взыскании задолженности по налогам, пени – удовлетворить.

Взыскать с Богданова Владимира Ильича задолженность за 2018 год в сумме 32 661 (тридцать две тысячи шестьсот шестьдесят один) руб. 09 коп. в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840,00 руб., пени в размере 49,79 руб. - с зачислением на расчетный счет 40101810250048010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: 042520001, Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (налог)- 18210202103081013160, КБК (пени) - 18210202103082013160, ОКТМО - 25736000.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545,00 руб., пени в размере 226,30 руб. с зачислением на расчетный счет 40101810250048010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: 042520001, Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (налог) - 18210202140061110160, КБК (пени) - 18210202140062110160,ОКТМО - 25736000.

Взыскать с Богданова Владимира Ильича в доход бюджета муниципального образования г. Усолье-Сибирское государственную пошлину в размере 1179 (одна тысяча сто семьдесят девять) руб. 83 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 15.03.2020.