НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усманского районного суда (Липецкая область) от 21.07.2011 № 2-636/11

Дело год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего Путилина Н.М.

при секретаре Шестаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Ивановой В.А. к Комитету социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконным отказа по оплате дополнительного отпуска за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом,

УСТАНОВИЛ:

Иванова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области, из которого следует, что истица работает главным специалистом в отделе архитектуры и строительства администрации Усманского муниципального района Липецкой области. Распоряжением главы администрации Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск в количестве семи календарных дней за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением об оплате дополнительного отпуска и выплатой единовременной компенсации на оздоровление в Комитет социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области. Однако, в выплате истице было отказано, по причине того, что оплата дополнительного оплачиваемого отпуска за прошлое время не предусмотрена действующим законодательством.

С учетом изложенного истица просила суд:

- признать отказ Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области по оплате дополнительного отпуска за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ незаконным;

- обязать Комитет социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области оплатить дополнительный отпуск за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели на текущий год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и окончательно просила суд:

- признать отказ Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области по оплате дополнительного отпуска за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным;

- обязать Комитет социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области включить в список получателей оплаты за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим и передать его в территориальный орган Федерального казначейства для оплаты.

Определением Усманского районного суда от 08 июля 2011 года уточненные исковые требования были приняты к производству, а также к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление социальной защиты населения Липецкой области, Управление Федерального казначейства Липецкой области. Ранее, судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Усманского муниципального района Липецкой области.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель соответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Усацких Т.Н. заявила ходатайство о признании их Управления ненадлежащим соответчиком и привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков.

Определением суда указанное ходатайство было удовлетворено.

Представитель соответчика - Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Дьякова И.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков - Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Усацких Т.Н., исковые требования не признали. Дополнительно пояснив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Областного закона от 02.12.2004 г. № 143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления организуют на территории соответствующих муниципальных образований деятельность органов социальной защиты населения по предоставлению мер соцподдержки.

Абзацем 4 пункта 2 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления" посредством созданных ими муниципальных учреждений осуществляют государственные полномочия по приему документов для последующего предоставления органами местного самоуправления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Таковым учреждением на территории Усманского района является комитет по социальной защите населения администрации Усманского муниципального района, который в соответствии с положением от ДД.ММ.ГГГГ., непосредственно осуществляет государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки.

Пунктом 4 статьи 19 Федерального Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСгражданам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней дней при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Предоставление дополнительного отпуска за прошлые периоды (годы) Законом не предусмотрено. Законом также не предусмотрено авансирование предоставления отпуска.

В соответствии с Законом работодатели организаций, расположенных на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, обязаны предоставлять сотрудникам дополнительный оплачиваемый отпуск ежегодно.Если работник обращался к работодателю, и тот по каким-либо причинам ему отказал в предоставлении ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, то получается, что работодатель нарушил права своего работника и возместить компенсацию за прошлый период должен работодатель.

В том случае если гражданин в прошедшие годы не обращался к работодателю с заявлением о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, то, следовательно, гражданин не воспользовался своим правам на указанный отпуск, и орган социальной защиты населения как уполномоченный орган не имеет правовых оснований в соответствии с Законом для оплаты отпуска за период более чем 1 год. Ранее, имело место оплата истице указанного отпуска за прошлое время по сложившейся практике.

Представитель соответчиков - Управления Федерального казначейства Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. От представителя соответчика Управления Федерального казначейства Липецкой области поступило заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главному специалисту отдела архитектуры и строительства администрации Усманского муниципального района Липецкой области - Ивановой В.А. был предоставлен отпуск в количестве семи календарных дней за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением об оплате дополнительного отпуска за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом в Комитет социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области.

Из ответа председателя Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно постановлению Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 136 « О порядке предоставления мер социальной поддержки граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой», оплата дополнительного оплачиваемого отпуска за прошлое время не предусмотрена.

Как следует из справок, дополнительный отпуск не предоставлялся истице в связи с производственной необходимостью. Ранее, имело место оплата истице указанного отпуска за прошлое время (отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был оплачен в ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», город Усмань находится в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с присвоением статуса - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу п.8 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон) с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п. 4 ст. 19 закона указанной категории граждан гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Согласно п.п. 2, 3,4, 6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

Территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке осуществляют перечисление средств, указанных в пункте 3настоящих Правил, на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи.

В соответствии с правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 года № 136 , получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации).

По месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, в которых указываются:

а) фамилия, имя, отчество получателя;

б) размер выплачиваемых средств;

в) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту жительства получателя и его почтовый адрес либо реквизиты счета, открытого им в кредитной организации.

Списки получателей, подписанные руководителем уполномоченного органа и заверенные печатью, представляются в территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статьей 118 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

В силу ст. 124 части 3,4 ТК РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Указанный дополнительный отпуск был предоставлен работодателем истице не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (с 11 апреля 2011 года по 17 апреля 2011 года истице был предоставлен отпуск в количестве семи календарных дней за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с 19 июня 2009 года по 18 июля 2010 года).

Более того, как следует из справок, дополнительный отпуск не предоставлялся истице в связи с производственной необходимостью. Ранее, имело место оплата истице указанного отпуска за прошлое время, отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был оплачен истице в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, работодателем и истицей не нарушены нормы ТК РФ в части предоставления дополнительного отпуска работнику. Запрета переноса указанного отпуска и оплаты его за прошлый период, действующее законодательство не содержит. В противном случае, введение такого запрета нарушает права работодателя и работника на перенос отпуска в связи с производственной необходимостью. Более того, в виду сложившейся практики Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области в части оплаты истице за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за прошлые периоды, последняя не имела возможности в ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы для оплаты отпуска за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как, отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был оплачен истице в ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для удовлетворения иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,254,255,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой В.А. удовлетворить.

Признать отказ Комитета социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области по оплате дополнительного отпуска Ивановой В.А. за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации Усманского муниципального района Липецкой области включить Иванову В.А. в список получателей оплаты за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и передать его в территориальный орган Федерального казначейства для оплаты.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Судья Путилин Н.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июня 2011 г.