НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усинского городского суда (Республика Коми) от 23.01.2017 № 2-847/2016

Дело №2-9/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре Шестопал А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске 23 января 2017 года

гражданское дело по иску Хохлова Г. М. к МБУК «Усинский дворец культуры», Контрольно - Счетной палате МОГО «Усинск» о признании требования о взыскании суммы по совмещаемой должности неправомерными и необоснованными, об отмене приказа, о признании выводов Контрольно-Счетной палаты МО ГО «Усинск» в акте проверки, представлении, предписании противоречащими трудовому законодательству

У С Т А Н О В И Л:

Хохлов Г.М. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с иском к МБУК «Усинский Дворец культуры», которым просит суд признать требования о взыскании суммы 1785066,86 руб. по совмещаемой должности «Художественный руководитель» неправомерными и необоснованными; отменить приказ от дд.мм.гггг. как несоответствующий действующему законодательству; признать выводы Контрольно - Счетной палаты МОГО «Усинск» по акту проверки от дд.мм.гггг., представлении от дд.мм.гггг. и Предписании от дд.мм.гггг. в части необоснованности произведенных выплат по должности «Художественный руководитель» противоречащими Трудовому Законодательству.

Заявленные требования истец мотивирует тем, что с дд.мм.гггг. до дд.мм.гггг. на основании приказа л/с от дд.мм.гггг. состоял в должности директора МБУК «Усинский Дворец культуры». Приказом от дд.мм.гггг. с истца взыскивается выплаченная работодателем заработная плата в размере 1785066,86 руб. по должности «Художественный руководитель» выполняемой в порядке совместительства в период 2013-2015 гг. В основу приказа работодателем заложены выводы, сделанные Контрольно - Счетной палатой (КСП) в акте проверки от дд.мм.гггг., Представлении от дд.мм.гггг. и Предписании от дд.мм.гггг.. Истец не согласен с приказом от дд.мм.гггг. и актом проверки КСП от дд.мм.гггг. по следующим доводам. С истцом как с физическим лицом был заключен срочный трудовой договор на совместительство от дд.мм.гггг. (со сроком действия до дд.мм.гггг.) предметом которого являлось исполнение им функции по должности «Художественный руководитель» по 1 (одна) ставка. Указанный документ подписан Управлением культуры и национальной политики МО ГО «Усинск» от имени работодателя, т.к. указанная структура обладает полномочиями Учредителя согласно Устава, а должность «Художественный руководитель» является штатной единицей, числящейся в УДК. В последующем дополнительным соглашением от дд.мм.гггг., трудовой договор был заключен на неопределенный срок. Функциональные обязанности по должности Художественный руководитель выполнялись на основании должностной инструкции от дд.мм.гггг.. Разделом 4 трудового договора по совместительству установлены: месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью (должностной оклад) в размере 6075 руб. в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в соответствии с «Положением по оплате труда», районный коэффициент в размере 50%, ежемесячная надбавка за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80%, продолжительность рабочего времени установлена в 40 часов в неделю. Приказом МБУК УДК от дд.мм.гггг. утверждено «Положение о системе оплаты труда работников МБУК «Усинский Дворец Культуры», согласованное Руководителем управления культуры и национальной политики АМО ГО «Усинск», которому делегированы права Учредителя в соответствии с Уставом Учреждения. В соответствии с п.1.2. указанное положение распространяется на работников МБУК УДК. Разделом 6 Указанного Положения регулируются выплаты стимулирующего характера для всех работников. Должность Художественный руководитель является штатной единицей Учреждения и любой работник, выполняющий функции в данной должности в праве в равной степени с другими работниками претендовать на выплаты, предусмотренные внутренними локальными актами. Срочный трудовой договор на совместительство от дд.мм.гггг. не содержит норм запрета со стороны работодателя применения к совместителю должности Художественный руководитель внутренних локальных актов, в том числе «Положения о системе оплаты работников МБУК «УДК». По состоянию на дату обращения в суд с настоящим заявлением у работодателя отсутствовали какие-либо нарекания и претензии относительно качества и полноты исполнения функциональных обязанностей как директора учреждения, так и обязанностей художественного руководителя.

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. в дело в качестве соответчика привлечена Контрольно - Счетная палата МОГО «Усинск». (т.4 л.д.231-233).

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление культуры и национальной политики администрации МО ГО «Усинск». (т.5 л.д.49).

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена администрация МО ГО «Усинск». (т.5 л.д.106)

Истец Хохлов Г.М. и его представитель ФИО1, действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг., в судебном заседании на иске настаивали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, ходатайстве от дд.мм.гггг.. Конкретизировали требования указав, что к МБУК «Усинский ДК» адресованы требования о признании взыскания суммы 1785066,86 руб. по совмещаемой должности «Художественный руководитель» неправомерными и необоснованными; об отмене приказа от дд.мм.гггг. как несоответствующего действующему законодательству; к КСП МО ГО «Усинск» о признании выводов Контрольно - Счетной палаты МОГО «Усинск» по акту проверки от дд.мм.гггг., представлении от дд.мм.гггг. и Предписании от дд.мм.гггг. в части необоснованности произведенных выплат по должности «Художественный руководитель» противоречащими Трудовому Законодательству.

Представитель ответчика МБУК «Усинский ДК» ФИО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявила позицию о признании исковых требований.

Представители соответчика Контрольно - Счетной палаты МОГО «Усинск» исковые требования не признают, считают КСП МО ГО «Усинск» не надлежащими ответчиками, поддержали доводы и основания своего письменного отзыва.

В судебном заседании представители третьего лица Управления культуры и национальной политики г.Усинска, администрация МО ГО «Усинск» исковые требования не признают.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании приказа л/с от дд.мм.гггг. с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец состоял в должности директора МБУК «Усинский Дворец культуры». С истцом как с физическим лицом был заключен срочный трудовой договор на совместительство от дд.мм.гггг. (со сроком действия до дд.мм.гггг.) предметом которого являлось исполнение им функции по должности «Художественный руководитель» по 1 (одна) ставка. Договор подписан Управлением культуры и национальной политики МО ГО «Усинск» от имени работодателя, т.к. указанная структура обладает полномочиями Учредителя согласно Устава, а должность «Художественный руководитель» является штатной единицей, числящейся в УДК. В последующем дополнительным соглашением от дд.мм.гггг., трудовой договор был заключен на неопределенный срок. Функциональные обязанности по должности Художественный руководитель выполнялись на основании должностной инструкции от дд.мм.гггг.. Разделом 4 трудового договора по совместительству установлены: месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью (должностной оклад) в размере 6075 руб. в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в соответствии с «Положением по оплате труда», районный коэффициент в размере 50%, ежемесячная надбавка за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80%, продолжительность рабочего времени установлена в 40 часов в неделю. Данный договор был предметом оценки КСП МО ГО «Усинск».

В соответствии с решением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. по делу , вступившим в законную силу дд.мм.гггг. - трудовой договор от дд.мм.гггг. признан недействительным. (т.5 л.д.172-174). Трудовой договор /с от дд.мм.гггг. заключенный между Хохловым Г.М. и Муниципальным учреждением Управление культуры, спорта и по делам молодежи администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» признан заключенным на неопределенный срок. (т.4 л.д.130-137)

Согласно ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В качестве стимулирующих выплат в ч.1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, в отличие от компенсационных выплат, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, вредных) и поэтому не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Следовательно, определение условий, порядка выплаты и размера стимулирующих начислений относится к компетенции работодателя, при этом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера таких доплат и надбавка.

Условия, порядок и критерии стимулирующих выплат могут определяться в локальном нормативном акте организации - положении об оплате труда и (или) премировании, коллективном договоре, соглашении.

Положением о материальном стимулировании работников МБУ «УДК» от дд.мм.гггг. предусмотрены доплаты и надбавки штатным работникам (т. 2 л.д.211-216), аналогичные доплаты и надбавки предусмотрены Положением о материальном стимулировании работников МБУ «УДК» от дд.мм.гггг. (т. 2 л.д.217-222), Положением от дд.мм.гггг. (т.2 л.д.223-227), Положением от дд.мм.гггг. (т.2 л.д. 228 - 234), Положением от дд.мм.гггг. (т.2 л.д. 235 - 240).

Приказом «О доплатах» директора МБУК «УДК» Хохлова Г.М., в качестве основания издания приказа указано Постановление от дд.мм.гггг., протокол комиссии, «Положение о материальном стимулировании работников» от дд.мм.гггг. приказано произвести доплаты стимулирующего характера к основному окладу за увеличение объема и интенсивность, выполняемых работ с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., работникам МБУК «УДК», в том числе и истцу - Хохлову Г.М. в размере 200% (т.1. л.д.162-163).

Аналогичными приказами «О доплатах» директора МБУК «УДК» Хохлова Г.М., в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истцу, занимающему в том числе должность художественного руководителя Хохлову Г.М. производились доплаты стимулирующего характера, представленные в материалы дела (т.1. л.д.164-237, т.2 л.д.241-246).

Сторонами не оспаривается, что Хохлов Г.М. денежные средства в размере 1785066,86 руб., на основании приказов получил.

Приказом МБУК «УДК» от дд.мм.гггг. «Об исполнении Представления от дд.мм.гггг. Контрольно-Счетной палаты МО ГО «Усинск» постановлено взыскать с Хохлова Г.М. в бюджет МО ГО «Усинск» и на счет УДК необоснованно и неправомерно выплаченную ему, в период с 2013-2015 годов, заработную плату в размере 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» в следствии установления в нарушение ТК РФ, не предусмотренных трудовым договором надбавок стимулирующего характера, в том числе лицом не являющегося работодателем. Предложено Художественному руководителю УДК Хохлову Г.М. добровольно осуществить возврат необоснованно и неправомерно выплаченных ему сумм в размере 1785066,86 рублей в бюджет МО ГО «Усинск» и на счет УДК (в зависимости от источника выплат). Также в приказе указано на предупреждение Хохлова Г.М. о том, что в случае отказа от добровольного возврата необоснованно полученных сумм, учреждение вынужденно будет осуществить взыскание денежных средств в установленном законодательством порядке. (т.1 л.д.7-8)

В качестве основания для издания приказа от дд.мм.гггг. указаны акт проверки от дд.мм.гггг., Представление от дд.мм.гггг., Предписание от дд.мм.гггг., которыми установлено, что в проверяемом периоде 2013-2015 годах между директором УДК Хохловым Г.М. и руководителем Управления культуры, был заключен трудовой договор от дд.мм.гггг., предметом которого являлось исполнение Хохловым Г.М. должностных обязанностей по должности «Художественный руководитель» на условиях совместительства. При установлении в МБУК «УДК» режиме работы директора и художественного руководителя, работа по должности художественный руководитель», была невозможна поскольку режим работы «Художественный руководитель» совпадал с режимом работы по должности «Директор», а работа по совместительству предполагает исполнение должностных обязанностей по совмещаемой должности в свободное от основной работы время. кроме того, в проверяемом периоде по должности «Художественный руководитель» были осуществлены выплаты стимулирующего характера, не предусмотренные трудовым договором. В соответствии с ч.1 ст. 282 ТК РФ, продолжительность рабочего времени по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Как установила Контрольно-Счетная палата, в проверяемом периоде неправомерно и необоснованно начислено Хохлову Г.М., как художественному руководителю, в виде не предусмотренных трудовым договором доплат стимулирующего характера заработной платы в размере 1785066, 86 рублей: за 2013 год - 454580,38 рублей, за 2014 год - 532058,16 рублей, за 2015 год - 798428,32 рублей. (т.1 л.д.7-8).

В материалы дела представлены копии оспариваемых акта проверки от дд.мм.гггг. (т.4 л.д.1-62), Представления от дд.мм.гггг. (т.4 л.д.63-87), Предписания от дд.мм.гггг. Контрольно-счетной палаты МО ГО «Усинск» (т.4 л.д.88-107), из содержания которых следует, что в ходе проведения «Проверки осуществленных в 2013-2015 годах МБУК «Усинский дворец культуры» расходов на оплату труда» был выявлен ряд нарушений.

На основании указанного акта в адрес МБУК «Усинский дворец культуры» вынесено представление от дд.мм.гггг. в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений, их причин и условий им способствующих.

В связи с неисполнением представления от дд.мм.гггг. в адрес МБУК «УДК» дд.мм.гггг. вынесено предписание, содержащее аналогичное указание о возврате денежных средств (п. 2).

Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В силу прямого указания закона при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (ч.1 ст. 17 Федерального закона N 6-ФЗ).

Контрольно-счетная палата городского округа «Усинск» действует на основании Положения, утвержденного решением Совета МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг..

Согласно ст. 1 Положения Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом муниципального образования городского округа «Усинск» и ему подотчетна, обладает организационной и функциональной независимостью, и осуществляет свою деятельность самостоятельно, является органом местного самоуправления, муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Положения Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые организации и их должностным лицам предписание (ч. 4 ст. 17).

Статьей 18 Положения установлено право проверяемых органов и организаций и их должностных лиц обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания Контрольно-счетной палаты, а также обратиться с жалобой на действия (бездействие) Контрольно-счетной палаты в Совет городского округа «Усинск».

Исходя из вышеизложенных положений действующего законодательства акт проверки от дд.мм.гггг., Представление от дд.мм.гггг., Предписание от дд.мм.гггг. являются результатом прямого исполнения Контрольно-Счетной палатой ГО «Усинск» обязанностей, возложенных на данный орган законом, а именно: проведение проверок, составление по итогам этих проверок актов и предписаний, внесение представлений об устранении нарушений закона.

При этом, участниками правоотношений, возникших в связи с проведением проверки и по вынесенным по ее итогам указанным документам являются Контрольно-счетная палата ГО «Усинск» и проверяемое учреждение - МБУК «Усинский дворец культуры».

Акт проверки от дд.мм.гггг., Представление от дд.мм.гггг., Предписание от дд.мм.гггг. со стороны МБУК «Усинский дворец культуры» обжалованы не были, вступили в законную силу, указанные документы обязательны для исполнения МБУК «Усинский дворец культуры», поскольку адресованы юридическому лицу.

По смыслу представления от дд.мм.гггг. проверяемой организации МБУК «УДК» поручено принять меры по устранению нарушений, их причин и условий, им способствующих, и недопущению в дальнейшем совершения установленных нарушений законодательства, и приводится перечень необходимых действий. В п.2 указано Хохлову Г.М. вернуть в бюджет МО ГО «Усинск» и на счет УДК (в зависимости от источника выплаты) необоснованно и неправомерно выплаченную ему заработную плату в размере 1785066,86 рублей (в том числе 240902 рублей за счет средств от приносящей доход деятельности) по совмещаемой должности «Художественный руководитель» вследствие установления не предусмотренных трудовым договором надбавок стимулирующего характера, а также вследствие установления данных надбавок, в нарушение ТК РФ, лицом, не являющегося работодателем, в связи с чем, Хохлов Г.М. обратился в суд с обжалованием актов КСП МО ГО «Усинск».

По смыслу предписания от дд.мм.гггг. проверяемой организации МБУК «УДК» поручено принять безотлагательные меры по возмещению причиненного МО ГО «Усинск» ущерба, и предписывается, что необходимо сделать, в том числе в срок до дд.мм.гггг. обеспечить возврат Хохловым Г.М. в бюджет МО ГО «Усинск» и на счет УДК необоснованно и неправомерно выплаченной ему, в период 2013-2015 годов, заработной платы в размере 1785066,86 рублей по совмещаемой должности и далее по тексту. В случае отказа от добровольного возврата, взыскать неправомерно выплаченную сумму с виновного лица в принудительном порядке в соответствии с нормами главы 39 Трудового кодекса РФ.

Представители КСП МО ГО «Усинск» считают себя не надлежащими ответчиками по заявленным Хохловым Г.М. к ним требованиям, т.к. оспариваемые документы и указания, содержащиеся в них адресованы исключительно юридическому лицу проверяемой организации МБУК «УДК». Суд, соглашается с данной позицией представителей КСП МО ГО «Усинск», и отказывает в удовлетворении требований истца о признании выводов Контрольно-Счетной палаты МО ГО «Усинск» в акте проверки, представлении, предписании противоречащими трудовому законодательству, поскольку из системного анализа полномочий контролирующего органа, документов и их содержания, оспариваемых в судебном заседании следует, что именно МБУК «Усинский дворец культуры», является проверяемой организацией, и именно они наделены действующим законодательством правом обжалования действий, результатов проверки КСП МО ГО «Усинск».

При таких обстоятельствах, оспариваемые акт проверки от дд.мм.гггг., Представление от дд.мм.гггг., Предписание от дд.мм.гггг. Контрольно-счетной палаты ГО «Усинск» прав Хохлова Г.М. не нарушают, в связи с чем он не вправе их оспаривать в интересах МБУК «УДК».

При этом предложение добровольно возместить полученную выплату не может расцениваться как нарушающее права, а указание на взыскание в принудительном порядке сделано в отношении виновного лица, а не в отношении Хохлова Г.М. конкретно.

В то же время, по требованию истца об отмене приказа МБУК «УДК» от дд.мм.гггг. «Об исполнении Представления от дд.мм.гггг. Контрольно-Счетной палаты МО ГО «Усинск» суд приходит к следующему.

Представитель ответчика ФИО в судебном заседании, несмотря на имеющийся письменный отзыв директора МБУК «УДК» на исковое заявление от дд.мм.гггг. (т. 4 л.д.215), из которого следует, что для учреждения доводы и обоснования, изложенные в Преставлении являются достаточными для принятия к руководству и издания соответствующего приказа по возмещению ущерба, заявила о признании иска в части признания требования о взыскании с Хохлова Г.М. с него сумм 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» неправомерными и необоснованными, отмене приказа от дд.мм.гггг., как несоответствующего действующему законодательству, указывая, что если МБУК «УДК» не обжаловало акты КСП МО ГО «Усинск», это не значит, что они с ними согласились.

В силу ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В данном случае, в силу вышеприведенных правовых норм издание МБУК «УДК» оспариваемого приказа от дд.мм.гггг., явилось следствием исполнения обязательных для МБУК «УДК» представления и предписания Контрольно-Счетной палатой МО ГО «Усинск», в связи с чем признание иска об отмене данного приказа является для ответчика способом оспорить выводы указанного контролирующего органа и попыткой оспорить указанные представление и предписание, в связи с чем признание иска не может быть принято судом, поскольку противоречит закону, которым предусмотрен соответствующий порядок для обжалования актов, действий (бездействий) Контрольно-счетной палаты.

Частью 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 381 Трудового кодекса РФ от дд.мм.гггг. N 197-ФЗ (далее ТК РФ) установлено понятие индивидуального трудового спора - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда.

В соответствии с п.3 ст. 1109 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от дд.мм.гггг. N 14-ФЗ (далее ГК РФ) не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу ст.137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Кроме того, Хохловым Г.М. заявлено о пропуске срока ответчиком МБУК «Усинский Дворец культуры» взыскания заработной платы за период с 2013 по 2015 год.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй указанной статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

На основании ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. При этом истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Частью 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Хохлов Г.М. ходатайствует о применении срока исковой давности в отношении требований МБУК «УДК» о взыскании с него суммы заработной платы.

Истцу спорные суммы ответчиком МБУК «УДК» выплачиваются регулярно с 2013 года, таким образом, срок о взыскании заработной платы за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истек в декабре 2014 года, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истек в декабре 2015 года, за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истек дд.мм.гггг..

Таким образом, суд удовлетворяет требования Хохлова Г.М. об отмене приказа от дд.мм.гггг. МБУК «Усинского дворца культуры» в части взыскания с Хохлова Г.М. суммы 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» как несоответствующий действующему законодательству, поскольку для Хохлова Г.М. указанная сумма является заработной платой в соответствии с выше указанными нормами она не может быть взыскана с него.

При этом суд учитывает, что трудовой договор /с от дд.мм.гггг., заключен между Хохловым Г.М. и Муниципальным учреждением Управлением культуры, спорта и по делам молодежи администрации МО ГО «Усинск», именуемый в договоре «Работодатель», трудовой договор от дд.мм.гггг., заключен между Хохловым Г.М. и представителем нанимателя Управлением культуры и национальной политики администрации МО ГО «Усинск».

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно ст.2 ТК РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Руководствуясь действующими нормами трудового законодательства, суд полагает, что работодателем для художественного руководителя Хохлова Г.М. являлось в спорный период Управление культуры и национальной политики администрации МО ГО «Усинск». Соответственно именно оно имеет право, как поощрять работника художественного руководителя, так и предъявлять к работнику требования о возмещении им материального ущерба.

Позиция участников процесса, о том, что работодателем художественного руководителя Хохлова Г.М. является МБУК «Усинский дворец культуры» основана на неверном толковании действующего законодательства и подлежит отклонению.

При этом, требования истца о признании неправомерными и необоснованными требований МБУК «Усинского дворца культуры» о взыскании с Хохлова Г.М. заработной платы в размере 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» подлежат удовлетворению.

Согласно ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Статьей 243 ТК РФ определены случаи возложения на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба.

В силу ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В соответствии со ст.247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Суду не представлено доказательств, что работодателем Хохлова Г.М., Управлением культуры и национальной политики администрации МО ГО «Усинск», а также ответчиком МБУК «УДК» соблюдены нормы трудового законодательства при взыскании с истца материального ущерба, предусмотренные главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика МБУК «УДК» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Усинск» пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хохлова Г. М. к МБУК «Усинский дворец культуры», Контрольно - Счетной палате МОГО «Усинск» о признании требования о взыскании суммы по совмещаемой должности неправомерными и необоснованными, об отмене приказа, о признании выводов Контрольно-Счетной палаты МО ГО «Усинск» в акте проверки, представлении, предписании противоречащими трудовому законодательству удовлетворить частично.

Признать требование МБУК «Усинского дворца культуры» о взыскании с Хохлова Г. М. суммы 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» неправомерными и необоснованными.

Отменить приказ от дд.мм.гггг. МБУК «Усинского дворца культуры» в части взыскания с Хохлова Г. М. суммы 1785066,86 рублей по совмещаемой должности «Художественный руководитель» как несоответствующий действующему законодательству.

В удовлетворении к Контрольно-Счетной палате МО ГО «Усинск» отказать за необоснованностью.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Усинский Дворец культуры», государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Усинск» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2017.

Председательствующий Т.М.Брагина