НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Урюпинского городского суда (Волгоградская область) от 19.04.2022 № 12-20/2022

Дело № 12-20/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Урюпинск 19 апреля 2022 года

Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Синельников Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Мисюриной Ольги Викторовны на постановление временно исполняющего обязанности старшего государственного инспектора Урюпинской инспекции Цимлянского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Арестова А.А. от 18 февраля 2022 года № 38-39/15У о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда ООО «Гелио-Пакс-Агро» Мисюриной О.В.,

УСТАНОВИЛ:

По постановлению исполняющего обязанности старшего государственного инспектора Урюпинской инспекции Цимлянского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Арестова А.А. от 18 февраля 2022 года № 38-39/15У о назначении административного наказания специалист по охране труда ООО «Гелио-Пакс-Агро» Мисюрина О.В. привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Мисюрина О.В. обратилась в Урюпинский городской суд Волгоградской области с настоящей жалобой, в которой просила такое постановление отменить, административное производство прекратить.

Заявленные требования мотивированы тем, что в материала дела отсутствуют доказательства того, что действиями Мисюриной О.В. или ООО «Гелио-Пакс-Агро» по выращиванию сельскохозяйственной продукции на земельном участке с кадастровым номером 34:19:140009:154 оказано неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. ФГБНУ «ВНИРО» не имело достаточных сведений об обследованном земельном участке. Не подтверждено право такого учреждения на оценку воздействия деятельности на водные биоресурсы. В перечне видов деятельности, при осуществлении которых должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, указанных в ФЗ № 166-ФЗ, отсутствует деятельность, связанная с выращиванием сельскохозяйственных культур.

В рассматриваемом случае водоохранная зона и граница прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Карман юридически не установлены, тогда как указанный в постановлении земельный участок используется ООО «Гелио-Пакс-Агро» в границах, сформированных в установленном порядке.

При этом применение новой технологии «Ноу-тилл» («No-till) - система нулевой обработки почвы позволяет ООО «Гелио-Пакс-Агро» полностью отказаться от пахоты сельскохозяйственных угодий и сохранить структуру почвы, не нарушая её влажностный баланс.

Осмотр земельного участка в нарушение положений части 2 статьи 27.8 КоАП РФ проводился государственным инспектором без участия понятых и применения видеозаписи.

Кроме того, полагает, что в случае обработки ООО «Гелио-Пакс-Агро» земельного участка с/х назначения в уменьшенных границах земельного участка Общество может привлечено к административной ответственности по статье 8.7 КоАП РФ, а также за нарушение правил противопожарной безопасности.

В судебное заседание заявитель жалобы, а также должностное лицо, вынесшее постановление, не явились, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили и об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.

Проверив доводы жалобы на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, судья полагает оспариваемое постановление подлежащим оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Также согласно 2 статьи 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии счастью 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

При этом данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (части 2 и 3 данной статьи).

Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, согласно пункту 4 которых установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Согласно пункту 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания отнесены, в том числе:

оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт «а»),

производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «б»),

выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по строкам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «в»),

определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «г»),

проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «д»).

При рассмотрении жалобы судьей установлено, что в 10 часов 20 минут 6 декабря 2021 года при произведении осмотра земельного участка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Карман около 1,2 км южнее хутора Страховского Новоаннинского района Волгоградской области во исполнение задания на проведение мероприятий по патрулированию водных объектов рыбохозяйственного значения от 3 декабря 2021 года № 55, государственным инспектором Цимлянского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства Арестовым А.А. совместно с председателем Совета НРОООРиП «Сарма» Ширяевым А.В. было установлено, что в 20-ти метрах и далее от береговой линии (уреза воды) правого берега реки Карман (левый приток Бузулука) или Кармолка, Кармалка, ручей Карманчик) и далее, в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Карман ((левый приток Бузулука) или Кармолка, Кармалка, ручей Карманчик) на части земельного участка с кадастровым номером производится хозяйственная деятельность, связанная с обработкой почвы с целью выращивания сельскохозяйственных культур растений без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, о чем был составлен акт обследования.

Впоследствии при проведении административного расследования и при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что пользователем земельного участка с кадастровым номером является ООО «Гелио-Пакс-Агро».

Согласно приказу от 5 августа 2020 года № 01-0508 лицом, ответственным за соблюдение требований охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности назначен специалист по охране труда Мисюрина О.В.

Как следует из пункта 3.20.6 должностной инструкции специалиста по охране труда (ОТ), соблюдение требований охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, отнесено к одним из должностных обязанностей такого специалиста. Также к числу прав и полномочий специалиста по охране труда в силу пунктов 5.3, 5.9, 5.14, 5.16, 5.17 его должностной инструкции отнесены: внесение на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы в области экологии; приостановление работ, проводимых с нарушением правил экологической безопасности; принятие оперативных решений в соответствии со своими служебными обязанностями; представление интересов организации во взаимоотношениях со сторонними организациями и органами государственной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции; требование от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Такие обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспаривались.

По результатам оценки собранных по делу доказательств временно исполняющий обязанности старшего государственного инспектора Урюпинской инспекции Цимлянского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Арестов А.А. пришел к выводу об осуществлении ООО «Гелио-Пакс-Агро» деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, и, как следствие, о наличии в действиях такого юридического лица состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае фактические обстоятельства установлены и исследованы в ходе производства по делу в полном объеме, выводы лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам, к числу которых должностным лицом отнесены: протоколы об административном правонарушении от 2 февраля 2022 года № 15/127077 и № 15/127078; акт обследования защитной полосы и водоохраной зоны р. Карман (левый приток Бузулука) или Кармолка, Кармалка, ручей Карманчик) от 6 декабря 2021 года; выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером ; письмо Волгоградского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» от 23 декабря 2021 года № 1-8-2275; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Гелио-Пакс-Агро» и иные материалы дела.

Таким доказательствам должностным лицом дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Оснований не согласиться с указанным выводом должностного лица у судьи по результатам рассмотрения настоящей жалобы не имеется.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении с учетом требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства, виновность такого должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В данном случае Мисюрина О.В., как должностное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ООО «Гелио-Пакс-Агро», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности как по части 1, так и по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Каких-либо документов, подтверждающих обоснованность возражений относительно заявленных требований, виновным лицом суду не представлено.

Вопреки доводам жалобы, проверка соблюдения требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания проводилась в установленном законом порядке уполномоченным на то должностным лицом. Факт нарушения ООО «Гелио-Пакс-Агро» таких требований установлен в ходе проведения мероприятий по патрулированию водных объектов рыбохозяйственного значения на основании.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.

При этом обязательного участия законного представителя (представителя) юридического лица и двух понятых, либо проведения видеосъемки, не требовалось, поскольку в рассматриваемом случае осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ) должностным лицом не производился.

Факт производства хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 34:19:140009:154 ООО «Гелио-Пакс-Агро» виновным лицом не оспаривался.

Отсутствие в ЕГРП сведений о ведении специального режима хозяйственной деятельности, а также отсутствие на земельных участках специальных информационных знаков, обозначающих водоохранную зону водного объекта, не освобождает юридическое лицо от необходимости соблюдения установленных законом ограничений и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что ООО «Гелио-Пакс-Агро» осуществляет хозяйственную деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения в пределах границ указанного земельного участка, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку на основании статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что хозяйственная деятельность на данном земельном участке ООО «Гелио-Пакс-Агро» проводилась без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти в области рыболовства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Применение ООО «Гелио-Пакс-Агро» в своей хозяйственной деятельности технологии «No-till» также не свидетельствует о соблюдении им установленных законом требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной иной деятельности, являются в том числе поверхностные воды.

Как следует из сведений, предоставленных Волгоградским филиалом ФГБНУ «ВНИИРО» неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания при осуществлении распашки земель в прибрежной полосе возможно не только в части утраты участков пойменных нерестилищ в результате заиления в случае нахождения указанного участка в период поступления воды в затапливаемую зону водного объекта в весенне-летний нерестовый и нагульный период, но и в части потери водных биологических ресурсов в результате сокращения, перераспределения или утраты естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта.

В соответствии с Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2011 года № 32/01, ширина водоохраной зоны реки Карман ((левый приток Бузулука) или Кармолка, Кармалка, ручей Карманчик) составляет 200 метров. При этом в рассматриваемом случае установлено осуществление ООО «Гелио-Пакс-Агро» хозяйственной деятельности, связанной с обработкой почты, в 20 метрах и далее от береговой линии (уреза воды) левого берега реки Карман.

Таким образом, на основании имеющихся по делу доказательств, с учетом положений статьи 4.6 КоАП РФ должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности специалиста по охране труда ООО «Гелио-Пакс-Агро» Мисюриной О.В. в совершении административных правонарушений и о квалификации содеянного по частям 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

При наличии предусмотренной законом обязанности таким должностным лицом не были приняты все необходимые и исчерпывающие меры по соблюдению требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в части обеспечения хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 34:19:140009:154 с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и их согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Доказательства, положенные государственным инспектором в основу принимаемого по делу решения соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, не имеют существенных противоречий и в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности Мисюриной О.В. в совершении указанных административных правонарушений.

При этом несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств не может служить безусловным основанием к отмене оспариваемого постановления.

Административное наказание назначено должностным лицом с учетом требований статей 4.1, 4.4 КоАП РФ и является справедливым.

Право на защиту от предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения не нарушено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного суд находит постановление исполняющего обязанности старшего государственного инспектора Урюпинской инспекции Цимлянского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Арестова А.А. от 18 февраля 2022 года № 38-39/15У о назначении административного наказания в отношении специалиста по охране труда ООО «Гелио-Пакс-Агро» Мисюриной О.В. законным и обоснованным.

Каких-либо существенных нарушений требований КодексаРФоб административных правонарушениях, влекущих отмену оспариваемого постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление временно исполняющего обязанности старшего государственного инспектора Урюпинской инспекции Цимлянского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Арестова А.А. от 18 февраля 2022 года № 38-39/15У о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда ООО «Гелио-Пакс-Агро» Мисюриной О.В., оставить без изменения, а жалобу Мисюриной О.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.А.Синельников